abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Секрет Шекспира

Автор книги "Секрет Шекспира" доктор Мартин Лингс родился в 1909 году в окрестностях Манчестера, но в университете на него произвели большое впечатление работы Рене Генона и Фритьофа Шуона, и в силу случайного стечения обстоятельств, которые являются резервом сами знаете кого, он в 1939 году оказался в Каире, где начал преподавать английский в Университете, а в 1940 году перешел в Ислам. В результате через 20 лет он оказался одним из величайших Исламских ученых суфийского толка, автором пожалуй одной из наиболее авторитетных биографий Пророка и по совместительству одним из ведущих Шекспироведов мира. Он сумел возбудить интерес к Шеспиру в Египте, Пакистане и Иране, вплоть до создания в Иране шекспировского театра и шекспировского фестиваля, которые продолжают действовать до сих пор.

Ну как о мусульманском ученом я пока могу сказать о нем только то, что многие виднейшие исламские авторитеты сравнивают Мартина Лингса с Аль-Газали, благодаря которому мусульманский мир, несмотря на распад на суннитов и шиитов, до недавнего времени не знал религиозных войн аля войны протестантов и католиков в Западной Европе в 16-17 веках. Кроме того Мартин Лингс был мостом между исламской и христианской культурами, экуменистом в лучшем значении этого слова, и его именно в этом смысле сравнивали с Аль-Газали, который оказал большое влияние на Фому Аквинского и Рамбама и у которого Западное христианство позаимствовало учение о свободе воли, возникшее в результате "исламизации" учения Максима Исповедника о двух волях у Христа.

Этот опыт религиозного экуменизма в лучшем смысле этого слова в концентрированном виде доступен нам в комментариях Мартина Лингса к Шекспиру, являющихся самостоятельным видом художественного творчества уникальной личности, судя по всему действительно очень близкой по умонастроению к автору Гамлета. Лично на меня наибольшее впечатление произвела та эзотерика Мартина Лингса, которую он буквально с первых страниц обрушивает на читателя его книги "Секреты Шекспира", согласно которой произведение искусства, любого искусства, а не только драматургия Шекспира, "резонирует" с читателем книги или зрителем в театре только в том случае если в воспринимаемом произведении искусства содержится намек на некие истины, о которых мы знаем в силу нашего пребывания в мире горнем до рождения, но о которых забываем с первым криком при рождении и вспоминаем снова только испустив последний вздох. Забываем, но не до конца, и, когда мы в земной жизни произведении искусства сталкиваемся с аналогом каких то событий в мире горнем, душа наша трепещет и рыдает и именно это состояние Аристотель и называет катарсисом. Так Гамлет согласно Мартину Лингсу для нас является аналогом Христа, так как трагедия Гамлета это трагедия истинного наследника королевства Датского, захваченного узурпатором Клавдием, так же как князь мира сего является узурпатором мира, созданного Богом-отцом, а его наследником и истинным монархом является Христос.

Для англичан во времена Шекспира это было особенно важно, так как тогда Англия только что пережила ужасную войну Алой и Белой Роз, когда узурпаторы сменяли друг друга на престоле один за другим, раз за разом ввергая страну в ужасное кровопролитие, и вопрос об истинном монархе для англичан действительно стал вопросом жизни и смерти, причем для каждого из них, а не только для царедворцев и солдат сражающихся армий Ланкастера и Йорка. Особо следует отметить то, что этот вопрос был изначально "впечатан" в английскую культуру ее историей в связи с легендой о короле Артуре, который был христианским королем кельтов, сражавщихся с язычниками англо-саксами. И наиболее важной частью Английской культуры является то, что англо саксы, став христианами стали ассоциировать себя со своими врагами кельтами, и эта фундаментальная особенность английской культуры только усилилась после нашествия Вильгельма Завоевателя, так как он был связан с Папой Римским самым непосредственным образом и завоевание Христианской Англии Нормандским герцогом, сопровоздавшееся геноцидом христианского Йорка, было несомненно первым из антихристианских крестовых походов, которые в скором времени стали и антимусульманскими тоже, вполне закономерно достигнув своего апогея в Четвертом Крестовом Походе.

А для России все это имеет особое значение, так как мы тоже подобно англичанам того времени только что пережили ужасную Гражданскую войну и она все время грозит вспыхнуть снова, и то белым кажется, что они победили и они хотят перевоевать Гражданскую войну, снося памятники Ленину, то красные на Донбассе напоминают, что победили все таки они, а белые в Великую Отечественную Войну оказались по другую линию фронта, вместе с нацистами и бандеровцами, стремившимися вместе с евреями полностью уничтожить и русский народ тоже. И для нас опыт войны Алой и Белой Роз значительно ближе и важнее, чем кажется, особенно если вспомнить что Йорк в истории Англии традиционно ассоциируется с Православием Святого Патрика, а Ланкастер с католичеством Вильгельма Завоевателя.

Но еще большее значение творчество Мартина Лингса имеет для международной политики, так как нынешний кризис международных отношений, который только что чуть было не привел к ядерной мировой войне, является в значительной мере кризисом во взаимоотношениях Западной и Мусульманской цивилизаций, история которых начинается с крестовых походов. А участие в крестовых походах Православной цивилизации никогда ни к чему хорошему для нее не приводило - достаточно опять вспомнить Четвертый Крестовый Поход.

А Мартин Лингс представляет собой традицию, несомненно являющуюся фундаментальной альтернативой крестовым походам, частью которой является не только аль-Газали, Рамбам и Фома Аквинский, но и Ричард Львиное Сердце, который начал с того, что стал мифической фигурой, которой до сих пор пугают детей на Ближнем Востоке, а кончил дружбой с курдом Салладином, положившим конец крестовым походам и ставшим создателем той мусульманской цивилизации, которая сейчас называется традиционным Исламом. И судя по всему решение восстановить эту традицию, принятое элитами Запада является первопричиной тех изменений в международной политике вообще и в избирательной кампании в США в частности, которые мы видим последнее время.

Продолжение следует

Я извиняюсь, но я хотел сохранить этот пост приватно только для себя, но в силу глюка жж, который уже не в первый раз меня подводит, этот пост в незаконченном виде оказался опубликован для всех и мне пришлось его дописывать наспех чтобы создать основу для завершения изложения весьма важного материала.

Tags: Шекспир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments