abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Жертвам антикоммунистической пропаганды посвящается.

Нью-Йорское метро вечером наполняется новым типом бездомного – неплохо и весьма практично одетые мужчины большого роста с очень хмурыми и суровыми лицами. Это оккупанты. воллстрита. Я как бывший бомж познакомился с ними и рассказал как в Нью-Йорке можно бесплатно или очень задешево помыться – основная проблема бездомного, так как отсутствие специфического запаха позволяет бесплатно и не нарушая закона решить множество проблем, как-то найти ночлег, поесть, согреться и даже выпить. Это позволило наладить с ними контакт и даже немного заработать отремонтировав компьютеры их лидерам. В результате я получил возможность понять мировоззрение этих людей. Выяснилось, что множество из них имеет высшее образование и совсем недавно они имели стабильную работу, дом, семью и социальные гарантии – то чего у меня никогда в США не было. Суть их претензий сводится к тому, что банки не желают входить в их положение и требуют возврата долгов, несмотря ни на что, хотя эти же банки свои долги возвращать не собираются и требуют, чтобы государство отдало долги за них, ссылаясь на уважительные обстоятельства. Более того, то, что создалость такое положение с их точки зрения результат неэтичной и даже противозаконной деятельности этих банков. Самое печальное это то, что эти люди не могут сформулировать свои требования и бросаются в крайности вплоть до классических идей, с которыми я знаком по трем источникам, трем составляющим марксизма, причем с упором на утопический социализм.

Для Америки это конечно большая проблема, поскольку большое, мощное и пока мирное движения не может оказать на общество давление с целью поиска разумного компромисса. Причиной этого с моей точки зрения является дефектом системы образования – что вы хотите от людей которым с детства объясняют, что причиной Великой Депрессии являлась монетарная политика правительства, а преодолена она была с помощью второй мировой войны. Они практически ничего не знают о том, как правительство Рузвельта расправилось со Стандард Ойл, о взаимозачете и насильственной отмене долгов, о конфискации золота, о трудовых армиях и масштабных инфраструктурных проектах. Трудно ожидать от современных нефтяных и банковских компаний, что они напомнят правительству об успешном опыте применения подобных мер, а те кто в принципе мог бы стать бенефициаром квази социалистических мер Рузвельта, просто не имеют соответствующего языка, а я, как Вы сами понимаете, не собираюсь становиться лидером американского рабочего движения и преподавать в США основы марксизма. Ну его нафиг – пускай победители в холодной войне сами разбираются.
Но сегодня выяснилось, что бывшие советские граждане полностью забыли уроки диамата и сегодня исповедуют взгляды характерные для оккупантов в 2000 году, когда только начал надуваться пузырь цен на недвижимость. И я решил напомнить как собственно работала советская экономика несчастным побежденным в холодной войне, которые даже не имели возможности толком насладиться прелестями бума кредитной экономики, но чьи мозги были промыты пропагандисткой машиной победителей до уровня американского подростка, .
Прежде всего для кредитной экономики дефляция смертельно опасна в силу эффекта отложенного спроса, так как предположение о снижении цен заставляет людей и предприятия откладывать все покупки, кроме первоочередных, в результате чего сама идея покупки в кредит становится абсурдом. Соответствующее снижение спроса, действительно провоцирует снижение цен, и вот уже даже те товары, которые нужны сегодня теряют своего покупателя, так их цена падает ниже себестоимости и производители не желая торговать себе в убыток, начинают уничтожать уже произведенную продукцию, стремясь остановить дальнейшее падение цен. Типичный кризис перепроизводства – классика марксизма. Я недавно прочитал, что в США несколько десятков миллионов пустых домов уже больше года не могут найти покупателя, в то время как здоровые, работоспособные американцы со Среднего Запада потеряли свои дома и слушают мои инструкции о бездомном выживании в городе Нью-Йорк.
Возавращаясь к теме поста, недо отмметить, что реальной разницей между экономическими системами СССР и США была реакция на дефляционные процессы. С этой точки зрения бросается в глаза то, что экономическая система Сталинского социализма была существенно дефляционной. Действительно при Сталине Госплан требовал от каждого предприятия повышения производительности труда за счет повышения норм выработки при том же объеме заработной платы и ресурсов. Это заставляло руководителей предприятий щедро поощрять рационализаторские предложения и активно внедрять новые технологии а также передовые методы организации производства. Действительно только это позволяло выполнить непрерывно повыщающийся план. За невнимание к рационализаторским предложениям и за невыполнения плана руководителей увольняли без жалости, а за приписки расстреливали, причем именно за приписки, а не за шпионаж. И совершенно официально существовали две системы распределения - коммерческая и государственная, в которой строго выдерживалась номенклатура товаров по гос. ценам, которые снижались в полном соответствии с увеличившимся производством товаров при том же объеме денежной массы (или незначительным ее увеличением в соответствии с золотом и демографией).
Таким образом целью планированияю его целевой функцией было повышение объемов производства за счет снижения цен при фиксированном объеме денежной массы. Оборотной стороной этой экономики была ненависть рабочих к рационализаторам и изобретателям, так как соответствующее повышение производительности труда приводило к выполнению планы в текшем году, но автоматом приводило к повышению норм выработки в следующем и зачастую к усилению «социалистической эксплуатации трудящихся». А повышение фондов потребления в натуральных показателях было диспропорционально росту потребления номенклатурой, отоваривавшейся в закрытых распределителях, что вызывало вполне понятную зависть. Кроме того эта система провоцировала применение рабского труда по методам генерала Френкеля, обесценивавшей все выше приведенные достижения .
С этой точки зрения система построенная Хрущовым, которому все эти материи были чужды и который никогда не понимал как работает система и вообще был типичным мелкобуржуазным хозяйственником, была ближе нынешней рыночной, так как она была существенно инфляционной. Став генсеком он попытался сочетать несовместимое - инфляционную экономическую модель и дефляционное планирование. Он поменял или разорвал все фундаментальные связи в сталинской экономической системе и запустил печатный станок. Надо сказать что эта идея может быть была не такой глупой, так как сталинская система к тому времени по всей видимости достигла потолка, упершись в человеческую природу, причем в основном номенклатуры, которая желала отдохнуть от исторических напрягов и насладиться жизнью в принадлежащей им стране. Но переход от одной системы к другой должен был происходить в соответствии с долговременной стратегией, как это сделали в 80-х и 90-х китайцы. А Хрущов это сделал волюнтаристски, наотмашь, поломав напрочь сельское хозяиство и ресурсодобывающую промышленность, из которых разбежался весь народ. Ну а потом сами знаете, тришкин кафтан - целина, кукуруза, экстенсивное ведение хозяйства, несколько валют в стране, валютные спекулянты, приписки, шабашники, цеховики, кооператоры, братва и дальше сами знаете – ваучерная приватизация и залоговые аукционы.
Мне повезло и я застал сталинских генералов, в том числе генералов промышленности, которых Хрущов выкинул из активной жизни вместе с их опытом решения проблем. Сейчас даже трудно представить себе этих людей, то как они мыслили или смотрели на жизнь. И хотя Брежнев попытался их вернуть в Госплан и министерства, но за это время Хрущовская номенклатура во первых нашла свои методы решения проблем, а во вторых захватила контроль над системой учета и планирования, без которой сталинские кадры просто не могли остановить возникновение системы приписок и масштабной теневой экономики, рыночной и инфляционной по определению. Сегодня, когда дефляция стала фактом мировой экономики, а философский камень ФРС исчерпал свои манипулятивные возможности и стало ясно, что прежней кредитной экономики больше не будет никогда, даже война не сможет запустить механизм инфляции без тотальной перезагрузки мировой экономической системы. И опыт Сталинской дефляционной экономики парадоксальным образом может оказаться весьма полезным для спасения капитализма от самого себя. Но для этого необходимо выкинуть политическую пропаганду из головы и посмотреть на этот опыт не с идеологической точки зрения, а сугубо прагматически, как на опыт функционирования экономики в условия дефляции.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments

Recent Posts from This Journal