?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Originally posted by abrod at Магия театра 3 или записки театрала.
Я не хотел публиковать этот пост, написанный 10 дней тому назад, ввиду его очевидной тенденциозности. Но авария с генералом Шамановым вызвала непреодолимое желание внести свою лепту в нагнетание атмосферы всеобщей подозрительности с последующим расслаблением для получения удовольствия.

Лужква уходящая


Всё смешалось: суета Арбата,
Колокольный звон и кабаки.
Но горят ещё в лучах заката
Золотом кремлёвские кресты.

Догорит вечерняя зарница,
Дремлет город, тьмою окружён –
То ли православная столица,
То ли окаянный Вавилон.

архидиакон Роман (Тамберг)

Все-таки удивительная штука жизнь – почему-то я, а быть может и не только я, становлюсь свидетелем совершено фантастических событий в истории, причем без всяких на то причин или оснований. Причем чувствую я себя при этом идиотом-зевакой, смотрящим с открытым ртом на происходящее, в то время как толпа вокруг меня плевать хотела на эти события, хотя от них зависит сама их жизнь, причем не только всего общества, но и каждого из них. Толпа не интересуется тем, почему за последние 20 лет она резко уменьшилась в размерах, куда делись недостающие члены и весьма прагматично занимается своими делами – приобретением собственности и доставлением себе всевозможных чувственных наслаждений. Нет, я тоже не чужд чувственных наслаждений, особенно распитию бутылки водки с малознакомыми людьми морозным утром в подворотне, но, вопреки этим своим наклонностям, я почему-то постоянно оказываюсь в эпицентре событий, внешне не имеющих ко мне никакого отношения и становлюсь таким образом свидетелем гигантской театральной постановки под названием история, режиссером которой является сам Господь Бог. Более того, этот спектакль постоянно сопровождается и даже предваряется театральными постановками обычных театральных режиссеров, правда совершено удивительно точно попадающих в стиль и дух наступающей эпохи.

Я помню, как в 1998 году я попал на постановку гоголевского «Ревизора» в театре им. Станиславского, где Хлестаков оказался неврастеничным уголовником, душевная болезнь которого имела четко обозначенные инфернальные обертона. Его болезнь оказалась абсолютно адекватной духу времени и поэтому подчинила себе целый город, причем особенно радостно бросилась ему лизать пятки так называемая интеллигенция. Спектакль оставлял совершенно жуткое впечатление, впрочем, не более жуткое, чем тогдашняя Москва. Но первой мыслью после его просмотра было то, что единство действия спектакля с необходимостью требует катарсиса в виде абсолютно рационального офицера КГБ, спокойным шагом выходящего из-за кулис и молча пускающего пулю в лоб этому инфернальному неврастенику. Когда я поделился этими своими впечатлениям с автором постановки, мертвая тишина наступила в весьма многолюдной квартире, подаренной самому талантливому московскому режиссеру Юрием Лужковым, и только скабрезности совсем уж глупой, но удивительно красивой актрисы, нарушали эту поистине сакраментальную тишину. Его тяжелый взгляд в упор и эта тишина показали мне, что на репетициях необходимость такого эпилога приходила в голову не только мне, но, очевидно, была отвергнута в результате довольно серьезного конфликта.

Через год премьер-министр России лично внес рационализаторские предложение о новом применении отхожих мест, а еще через несколько месяцев Сергей Доренко порадовал росссиян совершенно Свифтовскими репортажами из зала суда, который рассматривал дело об ущемлении им «достоинств» Юрия Лужкова. А еще через полгода кладбища Российских городов украсились «аллеями героев», которые народная молва до сих пор упорно связывает с наиболее знаковой фигурой эпохи.

Не менее поразительной показался мне конец Лужковской эпопеи, свидетелем которого я стал на этот раз. Прежде всего, по приезде в Москву меня поразило то, что неугомонный мэр, измученный необходимостью прервать летний отдых для спасения пчел от лесных пожаров, все-таки я нашел время расправиться с Пушкинской площадью и снес таки всю ее правую часть. Стоя у макдональдса, я смотрел в щель между рестораном «Актер» и щитом, загораживающим поистине метафизическую пустоту того места, где был когда-то штаб яковлевской операции по перелому станового хребета России, и не мог не вспоминать о том, как летел самолетом «Люфтганзы» и при подлете к Москве с изумлением наблюдал в теленовостях репортаж о том, как на открытие шизофренического в своем гигантизме творения Церетели приехала вся «мировая элита», включая бывшего президента Буша и кого-то из Клинтонов. Именно тогда, в самолете «Люфтганзы» при подлете к Москве я впервые увидел внизу в районе метро Кропоткинская таинственную возню мерседесов-щупалец только что народившейся Лужквы, захватывающей один за другим районы парализованной дефолтом Москвы.

Наземный взгляд на этот шедевр гигантизма на подходе к нему поразил меня красотой почти законченного Храма Христа Спасителя и рассказом православного бомжа, проводившего меня от собора к идеальной точке обзора на "статую" Петра Первого, открытие которой сумело не только заинтересовать, но и привести в Москву весь Бильдербергский клуб. Бывший интеллигентный человек, встреченный мной на ступенях собора в ответ на мой вопрос шепотом сообщил мне о том, что это статуя Сатаны, а не Петра и даже не Колумба, а также то, что в этом "храме", превратившем Москву в столицу мирового сатанизма, приносятся по субботам человеческие жертвоприношения.

Это было тогда в 97-ом, а на этот раз москвичи с азартом обсуждали «Дело в кепке» и выступит ли пловец бабочкой на стороне оболганного мэра, якобы сумевшего засунуть нечто в ненавистный друзьям Сандры Рулофс тандем. Правда, кое-кто в связи с мэром припоминал сэров и прочих ксеров, но мне почему-то в этой связи скорее вспоминался пожар в Манеже в день выборов вышеупомянутого пловца стилем баттерфляй. Поистине удивительно, что буквально за 20 лет вечные скептики «москвичи» превратились в людей, непомнящих что было всего 6 лет назад, так что самыми примитивными средствами им теперь можно внушить, что пловец баттерфляем забыл день, когда он стал президентом во второй раз, или что его кровный брат Винни-Пух, написавший книгу о римском праве, ничего не слышал о политическом трюке под названием «разделяй и властвуй».

На следующее утро Винни-пух не мудрствуя лукаво во второй раз заявил «Dura Lex – comme à la guerre» и отрешил Лужкву от её отца, зачавшего её то ли в подвалах петроколумба, то ли в гаражах бывшего бассейна. Я напряженно вслушивался и вглядывался в гомонящий вокруг меня город, но не мог услышать ни характерного аканья, ни увидеть на лицах отсвет улыбки Юрия Визбора, столь характерный для москвичей, которых я когда-то знал. Даже волчья статность московских хулиганов, поразившая страну в образе капитана Жеглова, куда-то исчезла и сменившись оскалом шакала Табаки и бычьей втянутостью голов в не менее бычьи плечи его охраны. Вокруг копошилась и рыскала в поисках славы и денег, равнодушная даже к потере родителя Лужква, кляня пробки, но упорно вынюхивая запах зеленого дьявола, подобно идушей по следу ищейке. И только здоровенные полосатые коты на Патриках, блаженно щурясь на осеннее солнце бабьего лета, напоминали мне моего Лаврентия Палыча и то время, когда каждый камень павильона помнил о том, как американский посол так и не сумел убедить Михаила Афанасьевича в том, что он приехал в Москву только для расшифровки бумаг Жильбера Орильякского .

Несмотря на громогласную уверенность новых москвичей, сидящих за столиками ресторана, в том, что Лужков незаменим и Винни-Пух зря примеряет на себя образ брутального мачо, москвичи старые на скамеечках перешептывались о том, что в ближайшее воскресенье по Садовому кольцу поведут сто тысяч пленных лужковцев во главе с Юрием Михайловичем отстраивать разрушенную Москву, а сзади пустят поливальные машины. Несмотря на радикальный антагонизм этих слухов, на всех рекламных экранах бежала надпись: «В Багдаде все спокойно и к прошлому возврата нет». И только хмурые лица центурионов третьего Рима, вышагивающих повзводно на платформах метро, и бронежилеты крепышей в штатском на станциях пересадок, говорили о том, что Москва еще жива и кто-то все таки трет старую медную лампу.

Удивительно, что столь масштабные события, по своему историческому значению возможно превосходящие события 1991 года, для меня получили свое художественное воплощение в замечательной детской опере моего друга Сергея Москалькова. Сыгранная им ведьма пряничного домика в костюме капитана Желтой подводной лодки, вдруг превратилась в Лужкву, пытающуюся натравить друг на друга Гензель и Гретель, приговоренных ею к смерти в пышущей адским пламенем печи. Поразительно богатая ассоциативным рядом игра Москалькова каким-то образом создала этот образ Лужквы с инфернальным юмором соблазняющей людей «одной крови» преимуществами погибнуть завтра, в отличии от брата или сестры, обреченных отправиться в печь сегодня.

Надо сказать, что некий карнавальный привкус этих дней в Москве, оказался совершенно адекватным этому удивительному спектаклю. Но более всего меня поразила другая реальность, в которую я внезапно перенесся, когда целый сонм ангелов слетелся на сцену, и моя четырехлетняя дочь хлопнула меня по руке со словами: «Папа не бойся – это же театр». Я физически, буквально всем телом ощщутил вокруг меня «Дворец на Яузе», до последнего гвоздя московский, чей фундамент принадлежит «Введенскому народному дому» Алексея Бахрушина, а сталинский ампир остался неизменным со времен премьеры оперетты «Москва-Черемушки» и первого торжества отца моего школьного друга Александра Завадского. Лужква, которую я сам себе придумал, оказалась милым и веселым комедийным актером, с юмором и добротой играющим сказочный персонаж, неспособный испугать даже четырехлетнего ребенка.

Так будет же это с Лужквою всегда -
Да здравствует солнце, да скроется тьма!.



P.S. Ничего себе! Какой post hoc получился, однако!
P.S. Кто-нибудь может помочь мне найти доказательства того, что на открытие Петро-Колумба 5 сентября 1997 приехала вся мировая элита.

Comments

( 16 comments — Leave a comment )
Alexandr Agheyev
Feb. 11th, 2016 11:48 am (UTC)
Весна. Москва. Годзилла деструктор. Библиоанархия. Козырь, наш мандат! Уж не Монгол ли Шуудан слушает автор? :)
abrod
Feb. 11th, 2016 12:00 pm (UTC)
я ДАЖЕ НЕ ЗНАЮ КТО ЭТО ТАКОЙ С удовольствем послушал бы
(Anonymous)
Feb. 11th, 2016 12:13 pm (UTC)
Прочитал запоем ничего е понимая, но получил огромное удовольствие ! талантища! Москва это город Мира, как Каир, НьюЙорк,Париж - пережует и Петра! Не расстраивайтесь!
Alexandr Agheyev
Feb. 11th, 2016 12:34 pm (UTC)
Рок-банда анархистов. Не слушайте. Лучше пишите. Спасибо.
belursus
Feb. 11th, 2016 02:26 pm (UTC)
Монгол Шуудан - Третий Рим

https://www.youtube.com/watch?v=S3i1tsP8guw

Edited at 2016-02-11 02:30 pm (UTC)
the_arioch
Feb. 11th, 2016 02:28 pm (UTC)
http://alex-bykov.livejournal.com/1987596.html
вотъ
(Anonymous)
Feb. 11th, 2016 02:48 pm (UTC)
С другой стороны Храм Спасителя- его же инициатива- остался навек как Восстановитель и где вы были когда нужен был Советник по Искусству?
abrod
Feb. 11th, 2016 03:03 pm (UTC)
Re: http://alex-bykov.livejournal.com/1987596.html
А потом Новиков отказался публиковать статью о том как его друг Яо, сознательно пользуясь дискриминацией русских в США, попытался обворовать Перельмана, чем угробил своего друга Арнольда, который просто не смог это пережить.
alexustascenter
Feb. 11th, 2016 03:12 pm (UTC)
Доверяю.
Не знаю почему, но мне показалось, что в "сюжете" Вы
разобрались досконально.
Не хуже Михаила Афанасьевича.
Кажется, нужно чего-нибудь добавить и о предводителе Меркурия.
Если я правильно Вас понял.
Точка зрения А.Нагорного весьма интересна.
Какова Ваша ?
kocope3
Feb. 11th, 2016 03:35 pm (UTC)
Тезка, признаюсь: читаю Тебя запоем...
Горькую давно не пью. А хмельного-таки хочется. Впрочем сегодняшнее твое угощение как раз как горькое лекарство.
pensiorina
Feb. 11th, 2016 05:29 pm (UTC)
Расскажите-ка так же красиво про волны гравитации!
Алексей Федорович
Feb. 14th, 2016 05:21 am (UTC)
"А еще через полгода кладбища Российских городов украсились «аллеями героев», которые народная молва до сих пор упорно связывает с наиболее знаковой фигурой эпохи".

это о чем, если не секрет?
abrod
Feb. 14th, 2016 05:26 am (UTC)
Путин послал расстрельны комманды, которые всех бандитов перестреляли
larinda_marinda
Feb. 14th, 2016 07:05 am (UTC)
Шикарный текст!
Спасибо большое, утащу к себе, если позволите
Федор Стрижак
Feb. 16th, 2016 02:15 pm (UTC)
зовут его Владимир Мирзоев, а постановка называлась "Хлестаков".
вроде бы не перепутал?
abrod
Feb. 16th, 2016 02:29 pm (UTC)
Да, Именно так
( 16 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner