abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

ГЛИНА И КОЛДОВСТВО

Я наверное один из немногих людей в наше время, которые имеют реальный опыт изготовления таких статуй. Вернее я делал терракотовые статуи в пол человеческого роста, просто потому, что у меня не было печи, в которую можно было засунуть статую в полный человеческий рост.

Технологически самое трудное в изготовлении терракотовой статуи это ее обжиг. Дело в том, что если сунуть в печь достаточно большой кусок глины, то в процессе обжига он просто взорвется, так как вода внутри этого куска начнет расширяться и разорвет внешние слои. Поэтому статую перед обжигом сначала нало надо высушить. А максимальная толшина глины, которую можно высушить просто на воздухе это сантиметров 20-30. Поэтому в Европе глиняные или фарфоровые статуи кода они "схватятся" (полувысохнут приобретя определенную жесткость) выскребают изнутри специальными ложками с острыми краями, так чтобы статуя была полая, толщиной не более 20 см. Это ужасно трудоемкая и сложная работа - одно неверное движение и статуя погибла.
Но гениальные китайцы придумали другой способ изготовления таких статуй. Глина раскатывается специальными валиками в лист и из этого листа делается пузырь шарообразной формы, который обмазывается полужидкой глиной так, что микротрешины становятся непроницаемыми для воздуха внутри этого пузыря, и, когда он схватывается, его форму можно менять, лепя из этого пузыря как из целого куска глины. И когда статуя готова, в ее нижней части делается дырка и через пару дней ее можно отправлять в печь. Вы себе не прдставляете, что испытывает человек, когда из такого пузыря начинает получаться статуя, причем когда статуя полузакончена в какой-то момент возникает впечатление, что из куска глины пытатся вырваться заточенный в нем живой человек. Это действительно настоящее колдовство.
Но есть одно но:
Страшно подумать сколько угля или даже дров ушло на изготовление этой армии. Что конечно делает нижеприведенную теорию очень интересной, но совершенно неправдоподобной.



Originally posted by koparev at ГЛИНА И КОЛДОВСТВО
Оригинал взят у capelman в ГЛИНА И КОЛДОВСТВО
Терракотовая армия

В 1974 году в Китае была совершена невероятная археологическая находка – при бурении артезианской скважины, рабочие нашли несколько тысяч глиняных статуй. Археологи уверенно заявили, что это гробница основателя династии Цинь, возведенная еще в третьем веке до нашей эры. Если бы от них потребовали поклясться, что этим статуям тысячи лет, то они бы и поклялись самым дорогим  в своей жизни.
Но в том же году в Японии вышла книга, авторы которой – японец Сати Каниока и китаец Ляо Юцзе – изложили совершенно иную версию происхождения так называемой «терракотовой армии».

К сожалению, их книга «Глиняная ярость» не была переведена с японского даже на английский, поэтому остается весьма малоизвестной за пределами Японии.
Я воспользуюсь случаем и расскажу вам вкратце ее содержание.
Но сначала пара слов об авторах. Они оба участвовали в Японо–китайской войне 1937—1945 годов, причем два дня в 1937 году они сражались на одном участке фронта, друг против друга – собственно, об этом и написанная ими книга. Сати Каниока был сержантом в составе Третьей пехотной дивизии, закончил войну лейтенантом, все восемь лет провоевав в Китае. Его коллега Ляо Юцзе начал войну капитаном в должности замкомандира бригады ополчения. После прихода к власти коммунистов бежал на Тайвань, а затем в Японию.
Я воспользуюсь случаем и расскажу вам вкратце ее содержание.
Но сначала пара слов об авторах. Они оба участвовали в Японо–китайской войне 1937—1945 годов, причем два дня в 1937 году они сражались на одном участке фронта, друг против друга – собственно, об этом и написанная ими книга. Сати Каниока был сержантом в составе Третьей пехотной дивизии, закончил войну лейтенантом, все восемь лет провоевав в Китае. Его коллега Ляо Юцзе начал войну капитаном в должности замкомандира бригады ополчения. После прихода к власти коммунистов бежал на Тайвань, а затем в Японию.

Инцидент на мосту Марко Поло, случившийся в июле 1937 года, стал поводом для начала полномасштабных боевых действий между Японией и Китаем. Обученная и хорошо подготовленная японская армия быстро начала теснить многочисленные, но плохо вооруженные китайские части. Бригада ополчения, в которой служил Ляо Юцзе, располагалась в небольшой деревне Вупониэнту на севере Китае.
Надо сказать, что название деревни Вупониэнту (巫婆粘土) дословно переводится как «Ведьмина глина». И на то были самые веские основания – на всю провинцию деревня славилась своей керамикой, а также изготовлением лекарственных снадобий. Недостатка в глине не было – деревня располагалась в своеобразном глиняном кратере под горой Лишань.

До подхода японской армии было еще несколько суток. Вейонг приказал, чтобы каждый житель деревни вылепил из глины хотя бы одного, а лучше двух солдат. Для прирожденных гончаров Вупониэнту это было легкое задание – первые тысячи глиняных бойцов были готовы уже к вечеру. Тем временем, разведчики, прекрасно знающие окрестности деревни, обошли все родники, забив вглубь каждого полотняные мешочки с толченой спорыньей, которая часто использовалась для целебных снадобий.

Чтобы войти в деревню, японцам нужно было бы перейти цепь холмов, опоясывающих Вупониэнту. На северном склоне, где ожидалось наступление японцев, Вейонг разместил несколько десятков жаровень. Все бойцы ополчения были переодеты в бурую мешковину и основательно вымазаны глиной. А в дополнение к глиняным солдатам обычного роста, женщины деревни вылепили несколько шестиметровых гигантов, которых установили на деревянные полоски и втащили на холм к жаровням. Глиняных солдат (которых в итоге было создано свыше десяти тысяч – целая дивизия!) уложили в траве таким образом, что каждый ополченец с помощью рычагов и тросов мог один привести в вертикальное положение две глиняных фигуры.

Ляо Юцзе: Я спрашивал у командира – что мы делаем? Он ответил мне: «Учение о полноте и пустоте говорит нам, что обман противника – важнейшая часть тактики. Пусть японцы думают, что нас много. Пусть думают, что воюют не с людьми, а с духами, с порождением своего рассудка. Враг победит себя сам, проиграв битву в своей душе». Когда я спросил его, как этого добиться, он показал мне травы и порошки, приготовленные возле жаровень местными колдовками. «А ветер в это время года всегда дует на север», - добавил он, странно улыбаясь».
Японцы атаковали деревню ночью. Перед атакой Вейонг приказал зажечь жаровни, и долину, куда пришли японские войска, накрыла волна наркотического дыма от сожженных семян тибетского вьюнка, горной конопли, толченых мухоморов, ложного женьшеня и, конечно, спорыньи. По команде китайские бойцы, затаившиеся на склоне у самой земли, чтобы не наглотаться дыма, подняли глиняные статуи. Эффект превзошел все ожидания.

Опьяненные дымом и отравленной водой из родников, японские солдаты увидели перед собой тысячи оживших глиняных бойцов. Боевой порядок японской пехоты смешался, солдаты перестали разбирать своих и чужих и начали стрелять во все, что движется. Измазанные глиной ополченцы в мешковине без труда сотнями расстреливали утративших чувство реальности противников. Тем временем, заговорила единственная китайская гаубица, а с горы на деревянных тележках были спущены глиняные исполины.


Вот как описывает битву Сати Каниока: «Я не мог поверить своим глазам, но происходящее выглядело так реально! Тысячи оживших статуй спускались на нас с холма. Я разрядил всю обойму в ближайшего – но от него лишь отскакивала глиняная крошка. А затем появились огромные твари, тоже из глины. Они были совершенно реальны, я чувствовал, как тряслась земля от их тяжелых шагов. Один такой разом смял целую колонну наших солдат. Это было ужасно, кошмар наяву».

Бой длился до вечера следующего дня, пока не прекратилось действие наркотика. Японцы потеряли убитыми почти десять тысяч человек, еще столько же были ранены. Вейонг без труда сумел переправить жителей деревни к горному проходу, а затем отвести свои войска и отступить вглубь китайской территории.

Потери китайцев были весьма скромными, так что когда наркотический дурман рассеялся, перед японцами предстала долина, заваленная трупами их же солдат и глиняными обломками. Чуть позже японские разведчики подошли к деревне и увидели лишь брошенные дома и застывшие на пустых улицах глиняные фигуры. Японские командиры запросили авиаподдержку, и к покинутой деревне отправилось бомбардировочное авиакрыло. Первые бомбы упали на склон горы Лишань, вызвав оползень, который почти на сорок лет скрыл Вупониэнту от посторонних глаз.

В японской историографии Японо–китайской войны тяжелые потери на этом участке были объяснены деятельностью коммунистических дивизий (потому что рапортам о битве с глиняными солдатами, естественно, никто не поверил). Правительство Мао Дзэдуна охотно поддержало эту версию, приписав себе лишнюю победу.

Археологи, обнаружившие глиняных солдат в 1974 году, поспешили назвать их частью гробницы Циня Шихуанди. Более детальный анализ (и, разумеется, публикация книги Каниоки и Юцзе) показал, что они ошиблись, но признавать свою неправоту археологам не хотелось – кроме того, в этом случае китайские власти лишались ценной туристической достопримечательности. Фигуры были «доведены до ума», а из местной глины были вылеплены дополнительные статуи – например, кони и колесницы. История «Терракотовой армии» была перенесена на две тысячи лет в прошлое, а сражение за Вупониэнту стало малозначимым эпизодом далекой войны.

P.S. В 1985 году дочь Каниоки обратилась к Хаяо Миядзаки с предложением экранизировать историю сражения с Вупониэнту и даже предложила свой вариант сценария (где статуи оживали по–настоящему). Но японское правительство надавило на известного режиссера и ему пришлось отказаться от съемок.


Опубликовано на COOLSTORY
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments