abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Паламитское ухо.

Паламитское ухо состоит из двух дуг, представляющих собой два непрерывных движения кисти, изображающих ушную раковину:
Верхняя дуга изображает так называемый завиток, а нижняя дуга начинается от мочки сильным нажатием кисти, ныряет под завиток и заканчивается вилкой, изображающей треугольную ямку.

Это особенно хорошо видно на иконах из Деисусного чина серпуховского Высоцкого монастыря, которые были приобретены в Византии игуменом Афанасием-старшим, в 1387 году сопровождавшим митрополита Киприана в Царьград (Константинополь). В Константинополе он присоеденился к исихастам и в Россию не вернулся, а иконы, отправленные им из Константинополя в Серпухов, ставший центром паламизма в России, были написаны примерно в 1360 году предположительно в Фесаллониках сразу после возвращения туда святителя Григория Паламы из турецкого плена и его смерти 14 ноября 1359 г. Эти иконы были привезены в монастырь еще при жизни преемника преподобного Афанасия-старшего примерно в 1390 году и либо оказали непосредственно воздействие на формирование иконописи Андрея Рублева до 1410, когда он приступил к написанию Звенигородского Деисусного чина, либо Андрей Рублев принадлежал к той же школе, что и мастера, написавшие Высоцкий Деисусный чин.

Обратите внимание на ухо апостола Павла на иконе Звенигородского Деисусного чина, написанной Анлреем Рублевым примерно в 1415 году: небольшой изгиб нижней дуги наводит на мысль о том, что Святой Андрей таким образом одним движением кисти придал иконе портретное сходство с каким-то человеком, которого он считал святым, зато две оживки на мочке уха и две на нижней дуге слишком важны, чтобы быть только выражение индивидуальности художника, который, как мы сейчас знаем, был Святым, и могли быть только неким каноном. А это означает, что скорее всего не Высоцкий Деисусный чин, где этого канона нет, оказал непосредственное влияние на Андрея Рублева, а что Рублев и неизвестный византийский мастер-иконописец прнадлежат к одной школе, которая появилась в Фессалониках в 60-х годах 14 века в разгар Паламитских споров, и в дальнейшем разделилаь на две близкие традиции, одна из которых стала канонической в России в конце 13 века.



Лаврушинский переулок, 10, зал 59



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments