abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

С Успением Пресвятой Богородицы!

Так получилось, что меня этот день застал за написанием поста о встрече православных ирландцев с катарами в подполье католического мира., и я вынужден был прерваться и разбить этот пост на две части в том месте, где говорилось, что непосредственно перед Великим Расколом, когда решение о разрыве церковных отношений с Восточной Церковью уже было принято Римом, церковное предание о непорочном зачатии Девы Марии стало одной из причин обвинения в ереси так называемых "еретиков замка Монфорте". В дальнейшем это стало одной из причин дальнейшего расхождения двух частей Церкви, или вернее Церкви и Римского католицизма, так как Святой Фома Аквинский и "святой" Бернар Клервосский в какой-то момент сумевший в своем лице объединить на Западе власть светскую и духовную, причем отнюдь не в Юстиниановом смысле, это предание не приняли, а Симеон Новый Богослов и Григорий Палама сделали это предание одним из краеугольных камней духовного движения Священно-Безмолвствующих на Святой Горе Афон.
И это расхождение имеет прямое отношение к Успению Пресвятой Богородицы, так как смерть в Православии и в некоторых течениях иудаизма (что важно) является расплатой за первородный грех, который согласно Максиму Исповеднику передается от родителей к ребенку через вожделения зачатия. Но поскольку зачатие Девы Марии было непорочным и она была свободна от последствий первородного греха, то и в смерти ее не было необходимости и она вознеслась на небо так же, как и ее Сын и в этом парадоксе как в фокусе сосредоточились противоречия не только между Западом и Востоком христианского мира, но и между рыцарскими орденами, которые пришли на смену тамплиерами, созданным "святым" Бернаром Клервосским, такими например как Орден Золотого Руна и последователи канцлера Парижского Университета Жана Жерсона, сделавшего Иосифа Обручника одним из самых почитаемых святых в Западной Европе в тот момент когда началось Фламандское Возрождение, противоположенное по смыслу Итальянскому Возрождению, а история Средних Веков закончилась и началась история Нового Времени, также известного как Модерн.

Особо важное значение этот вопрос имеет для истории искусств так как именно он окончательно разорвал всякие связи между иконописью и религиозной живописью, когда на смену каноническому "Успению Богородицы" пришла "Смерть Девы Мариии". И вот Караваджо по заказу адвоката Папы Римского написал на эту тему действительно замечательную с точки зрения живописи и на первый взгляд почтительную и картину, которую заказчик отказался принять, а статья о ней в википедии настолько ... гм не соответствует этому дню, что я решил не давать на нее ссылку, несмотря на то, что она на английском языке и в ней содержится критически важная информация о взаимоотношениях Востока и Запада. А для того, чтобы показать что Восток и Запад в географическом смысле здесь не причем, я хочу представить два произведения искусства, которые были созданы практически одновременно в 13-14 веках, одно в Новгороде, а другое в Италии, одно анонимным иконописцем, ставшим родоначальником традиции, другое Дуччо, ставшим последним иконописцем на Западе.






Tags: Христианство, праздник
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments