abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Базилика Санта-Пуденциана. Масса фактов, которые бросают новый свет на историю христианизации Рима.

В продолжение этого поста о дне памяти Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла via jkl_jkl

Originally posted by tiny_rat at Базилика Санта-Пуденциана.
В этой церкви находится страшно зареставрированная мозаика 4 века, над которой провели этот "эксперимент" в 16 в. Тем не менее, она считается первой христинской мозаикой в Риме c реалистичным изображениям людей, и самыми древними изображениями символов евангелистов в римской церкви.


Как и большинство римских церквей, церковь представляет собой исторический слоенный пирог, самый древний слой которого находится под землей. Древние камни, оставшиеся от частного дома, датируются 1 веком, во 2 веке дом был перестроен в бани, и затем, в 4 веке, в церковь. В подземную часть, где находятся фрески 15 века, можно попасть только по специальному разрешению, которого у меня не было. Однако мозаика доступна всем.

Честно говоря, я никогда раньше не слышала про святую Пуденциану, именем которой названа церковь. Была ли такая героиня или нет, но церковь не была названа в ее честь. Название появилось вследствии неправильного перевода с латыни. Слово "Pudentianae" в надписи на мозаике "Dominus conservator ecclesiae Pudentianae" ("Господь – хранитель церкви Пуденца") было ошибочно истолковано, как женское имя, отсюда пошло современное название церкви и легенда о святых сестрах Пуденциане и Пракседес. Прославились сестры благодаря своему странному занятию - они собирали кровь святых мучеников в колодец. Эта легенда иллюстрирована на изображениях в церкви. Спустимся в церковь.

1. На протяжении веков уровень земли поднялся, и теперь для того, чтобы войти в церковь, нужно спуститься вниз по лестнице. Снаружи храм сильно перестроен в 19 веке и фасад невыразителен, за исключением древнеримских колонн и резного фриза 11 века, считающегося одним из красивейших средневековых рельефов в Риме. Колокольня – 12-13 века.


2. В медальонах рельефа 11 в. изображены св. Пуденциана и Пракседес, их отец св. Пуденс, св. Пастор и Агнец Божий.


3. Центральный неф со знаменитой мозаикой в апсиде.


4. В стенах церкви можно видеть древнеримские колонны, включенные в новую кладку.


5. Купол церкви – первый овальный купол в Риме. Он был спроектирован Франческо де Вольтерра и расписан Никколо Помаранчио.


6. Картина художника 17 в. Джованни Паоло Розетти иллюстирует легенду: сестры собирают кровь убитых мучеников в колодец.


7. Имеется и сам "колодец" - на самом деле, водосток из римских бань.


8. Мозаика: Христос на троне с апостолами. Две женские фигуры, скорее всего, изображают иудейскую и христианскую веру, хотя на протяжении веков они ошибочно истолковывались как святые сестры Пуденциана и Пракседес. Они держат венки над головами св. Петра и Павла. Изображены не все апостолы, изображения других апостолов не сохранились и их не стали восстанавливать. В верхней части мозаики – здания Иерусалима, крест и символы евангелистов.


9. Фигуры выглядят очень натуралистично, и больше похожи на древнеримские, чем на раннехристианские. Возможно, это было сделано специально, чтобы угодить вкусам римского населения того времени. Христос похож на императора в золотой тоге, а апостолы – на сенаторов.


10. Св. Пуденциана/аллегория христианской веры.


11. Св. Пракседа/аллегория иудейской веры.


12.

http://gospelwriting.files.wordpress.com/2012/03/san-pudenziana-020.jpg

13.

http://gospelwriting.files.wordpress.com/2012/03/san-pudenziana-021.jpg

14. Пожалуй, это было самое интересное. Боковые нефы невыразительны и давно не реставрированы.


15. Кое- где виден первоначальный мозаичный пол.


16.


17.


18.


19.


20. Здесь плохо видно, но в этой часовне имеется важная реликвия: в реликварии хранится кусок стола, за которым, по легенде, обедал св. Петр в гостях у св. Пуденца.


21. Схема церкви в разрезе. К сожалению, нижняя церковь для туристов недоступна.

http://www.stpudenziana.org/

22. На входе висели фотографии фресок подземной церкви, я их потом нашла в Интернете. Фрески датируются 15 в.
Неф, слева направо: проповедь апостола Павла; Павел крестит Тимофея; апостол Павел рукополагает Тимофея.

http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php

23. Проповедь апостола Павла. Павел крестит Тимофея.

http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php

24. Агнец и символы евангелистов, неф, свод.

http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php

25. Богоматерь с Младенцем и предстоящими св. Пракседой и Путенцианой.

http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php

26. Апостол Павел рукополагает Тимофея.

http://www.ruicon.ru/arts-new/fresco/7x3-dtl.php
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments