abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Истина

От себя я хочу добавить, что с моей точки зрения, именно личность Христа является Истиной и потому, что она является критерием истинности всевозможных умствований, в том числе научных, как ложных, так и относительно истинных, так как настоящую истину знает только господь Бог и мы можем ее узнать только благодаря его активному вмешательству в то, что мы думаем о Нем, о Мире и о себе. Причем в своем милосердии он зачастую даже наши оошибки превращает в истину, если у нас есть желание собраться вдвоем или втроем во имя Его.

Особо хочу отметить важность слов Сергея о том, что "есть нечто, являющееся «Истиной». И истина эта – одна, и ее следует искать, к ней стремиться". То есть, что личность Христа означает, что истина есть, что она существует вне зависимость от того, что мы думаем о ней, или что нас заставдяют думать о ней, и к ее познанию можно и нужно стремиться. Это тем более важно, что именно сейчас на этом начинается и заканчивается обсуждение философии постмодернизма (и экзистенциализма?), которые подобно Пилату отвергают существование истины в принципе, после чего берут бумажку и пишут на ней приказ легионерам: "Распять". Мол какая разница, истины то все равно нет, так зачем сориться с Каифой? Если Бога нет, то все можно, в том числе в политике, в искусстве и в науках, гуманитарных и естественных.

P.S. Про квантовую мехянику и теорию калибровок ( не говоря уж о принципе "заткнись и вычисляй") в этой связи я пока не буду. Пока. Все таки надо сначала осознать этот тезис в связи с постмодернизмом, Альбером Камю и диалектикой Гегеля.
P.P.S Хамов, которые захотят в этом посте порезвиться своими обычными хамскими комментами, я буду сразу удалять и банить без предварительных обсуждений и предупреждений.
</-cut>

Originally posted by belkin_sergey at Истина
Первое, что в связи со словом «истина» многим приходит на ум, это вопрос: «Что есть истина?». Причем для меня этот вопрос вспоминается, прежде всего, в виде одноименной картины Николая Ге, репродукция которой и название знакомы с детства. Содержание разговора между Иисусом Христом и Понтием Пилатом мне известно не было, и долгие годы взросления мало интересовало – как и вообще библейские сюжеты живописи. Живопись – интересовала, а бесконечные персонажи и их жизнь – нет.


Яркий свет, падающий извне на неровные плитки каменного пола, туника стоящего спиной Пилата и плохо различимый – и из-за качества репродукций тоже – силуэт Христа, стоящего в тени, в полумраке помещения. Контрасты света и тени – это мне было и интересно, и впечатляло эмоционально. А о чем они там говорили, да и было ли это вообще – долгие годы мне было как-то все равно.

Потом был М.А.Булгаков, «Мастер и Маргарита», где я – вместе с миллионами советских читателей, не никогда не читавшими Евангелия – прочитал вот такой ответ персонажа романа по имени Иешуа: «Истина, прежде всего, в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти. Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
Мне такой ответ понравился: совершенно материалистичная, трезвая реакция без всяких там религиозных фигли-мигли. А вопрос Пилата – «Что есть истина?» – выглядел как высосанный из пальца вопрос дурака, пытающегося выглядеть умно. Потому что нет ничего мудрёного в этом вопросе: истинно то, что не ложно – и всё тут. Если высказывание соответствует действительности – оно истинно, если не соответствует – ложно. Вот и всё и с этим знанием жить не просто можно, а даже вполне комфортно. Если еще добавить, что «практика – критерий истины» – то картина приобретает завершенность.

Ну, а потом… Потом жизнь текла, наполнялась событиями и размышлениями, эмоциями и чувствами. Нет, вопрос «что есть истина» передо мной не вставал. Просто однажды захотелось понять: а что же их мучало-то, о чем был разговор-то? Ну не просто же так и этот вопрос и этот  эпизод из жизни Христа стали такими важными?
Да, не просто так… Как не «просто так» существуют вероучения, прежде всего – иудаизм и христианство. Вне вероучений вопрос «что есть истина» сводится к проблеме логики – хотя бы в том виде, как я сформулировал выше, сопоставляя «истинное» и «ложное». При этом сверх того остается большое пространство для рассуждений о том – что значит «соответствовать действительности» и каковы особенности применения правила «практика критерий истины».  Это не только большое, но и весьма живое пространство науки и философии. Оставаться в этом пространстве, как я уже сказал, – весьма комфортно.

А вот в пространстве вероучений достичь комфорта – и интеллектуального и эмоционального – сложнее. Сам вопрос об «Истине» вырывает вас из пространства логического и формирует неясное недоумение, неопределенный дискомфорт. Предположение о том, что «истина» – то ли некий таинственный объект, то ли какое-то высказывание, то ли некий секрет, который… Который – непонятно что: то ли надо стремиться его узнать, то ли надо, наоборот, осознать, что «секрет есть секрет»…

Жизнь  каждой религии есть борьба за выживание своего вероучения среди прочих «учений». Поэтому в христианстве «истиной» считается собственно сам Иисус Христос: «Аз есмь путь и истина и жизнь» – говорит Иисус. То есть в христианстве, во-первых, утверждается, что есть нечто, являющееся «Истиной». И истина эта – одна, и ее следует искать, к ней стремиться. В стремлении к ней – смысл жизни. На вопрос «что есть Истина» – имеется ответ: это образ бытия Божия воплощенный в личности Христа. Важно и последующее расширение понятия истины: церковь Христа – есть «столп и утверждение истины», и что, наконец – в православии содержится «вся полнота истины».

Вопрос Пилата не об этом, но он в те времена не мог быть ни праздным, ни глупым. Речь могла бы идти о сравнительном анализе разных вероучений. Христианства тогда еще не было (но был живой Христос), были «язычество» Пилата и иудаизм, представителем которого, и, одновременно, критиком, являлся Иисус. А в иудаизме, который, разумеется, задолго до появления Иисуса Христа, сформировал понятие «истины», утверждается, что истина – это заповеди, которые Бог дал людям через Моисея. То есть – истина в иудаизме – это правила, идеи, а не «кто-то». Поэтому претензии Иисуса на особый, «божественный» статус были неприемлемым выпадом против основ иудейского вероучения. Но вряд ли Понтия Пилата интересовали эти внутриеврейские философско-религиозные разногласия. Не в этот спор он встревал, задавая свой вопрос Христу. Он вообще ни в какой спор не встревал, а бросил риторический вопрос, вовсе не ожидая никакого ответа. Причем открыто не стал его дожидаться: развернулся и ушел.
Так – в Евангелии. Иначе – у Булгакова. Булгаковский Иешуа отвечает, а булгаковский Пилат – слушает. Иешуа не просто в своем ответе редуцирует высокий смысл вопроса до уровня бытового, а ясно показывает непричастность Пилата к сокровенному смыслу проблемы, он понимает, что Пилат просто отмахивается от умствования и Иешуа подхватывает эту игру.

Пафос и смысл, наполнившие этот сюжет в последующие века, состоят в том, что не правила и идеи есть истина и не через них  может прийти «спасение» – важнейшая концепция христианства – а через спасительную личность Иисуса Христа, воплощением коего на земле является христианская церковь.

А если все это знать, да еще во все это верить, тогда… Тогда картина Николая Ге, осознаваемая в христианском контексте, пробуждает уже не более или менее трепетное созерцание световых и цветовых контрастов, и даже не восприятие эмоционально наполненных образов персонажей, а вызывает чувство ужаса, непоправимой трагедии человека, который разговаривал с Истиной – но не понял этого, не осознал, не ощутил и не воспользовался уникальной возможностью спасения и обретения жизни вечной и благой.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →