abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

К вопросу о периодизации истории. The modern world.

The modern world.
Liberté, égalité, fraternité, louisette

Эта статья является отрывком статьи, написанной более 5 лет назад и опубликованной здесь.

После гибели СССР целый ряд исследователей заговорили о смене исторической парадигмы, глобализации, об эпохе постмодернизма (post-modern world) и т.д. Наиболее скандальный из них, американец японского происхождения Френсис Фукуяма в 1992 году заявил о конце человеческой истории, как истории народов и цивилизаций. Конечно, в 1992 году многим казалось, что ничто не может остановить распад традиционных обществ и победного шествия по планете «нетрадиционного» сверх общества и бесспорного гегемона - США. Только обнаружение на Венере разумных, но не демократически настроенных осьминогов, нуждающихся в атомных бомбардировках для обретения свободы, равенства и братства, давало шанс на продолжение истории человечества, как истории «разумных» существ и спасение от всемирной скуки. Усама Бен Ладен весьма театрально опроверг Фукуяму, но вряд ли 11 сентября 2000 года можно считать конструктивным предложением международного сотрудничества. К тому же существует мнение (см. Мур), что эти события явились результатом чисто внутреннего развития спецслужб и американского ВПК, да и сам Усама в 80-х, как известно, являлся главным распределителем фондов ЦРУ в Афганистане и любимым учеником «великого шахматиста» Збигнева Бжезинского. В любом случае человеческая история продолжается, хотя «конец новой истории» (modern history) превратился в трюизм. Возникает впечатление, что распад СССР действительно символизировал переход к существенно другой логике развития, и мы являемся свидетелями окончания исторических циклов значительно более длительных, чем сто лет. При этом исторические аналогии с Византией после 4-го Крестового похода просто бросаются в глаза. С этой точки зрения полезно посмотреть, откуда взялось понятие «исторического модерна», что такое «традиционные» общества, насколько СССР можно считать «традиционным обществом», и какие собственно длительные исторические тенденции привели к возникновению понятия «новый мир»(“modern world”), свидетелями конца которого мы якобы являемся.
Первым подразделение истории на античный мир, средние века и историю нового мира в 1895 году предложил родоначальник английской историографии лорд Актон для удобства преподавания. Он предложил преподавать Новую историю с 1492 года и до современности, так как «современная история начинается примерно 400 лет тому назад и отличается от предыдущей истории очевидными и специфическими чертами». Условная граница между историческими эпохами примерно в 1450-1500 годах устояла с течением времени и при перенесении в другие культуры. Это наводит на мысль, что действительно в этот период произошло некое событие, определившее развитие человечества более чем на 500 лет вперед.
В 1492 году была открыта Америка, примерно в это же время началась череда войн между Францией и Испанией, Тюдоры пришли к власти в Англии, Мартин Лютер начал свою проповедь в Германии, а Иван Великий в России отказался платить дань татарам. Но открытие Америки оказало мало влияния на современников, и последствия этого открытия стали важными столетия после этого. Тюдоры были весьма значительны для Англии, но эта страна в то время не обладала таким уж большим влиянием. Взлет науки и промышленная революция, которые отождествляют с «новым временем» начались, по крайней мере, на сто лет позже, а новые социальные отношения в разных странах сформировались в разное время. Так в Германии и в России феодализм успешно боролся за свое существование даже и в 20-м веке. 1500 год является расцветом эпохи Возрождения, но если человек Возрождения, повлиявший на все человечество, когда-либо существовал, то он появился, по крайней мере, на 100 лет раньше. Для Лорда Актона наиболее значительным явлением было возникновение протестантизма, которое подписало смертный приговор Священной Римской Империи и способствовало, таким образом, созданию национальных государств в Западной Европе. Но Германия стала национальным государством только в 1871 году, да и национализм после Гитлера как-то потерял свою безоговорочную привлекательность..
Единственное событие, которое произошло примерно в это время, и было столь значительным, что могло изменить парадигму развития человечества на 500 лет вперед - это падение Константинополя в 1453 году. Византийская Империя - второй Рим, связующее звено между античным миром и поднимающейся из полного варварства Западной Европой, которая была источником государственности, законов, образования и искусств в течение более 1000 лет, ослабленная четвертым крестовым походом, внезапно исчезла. Византийская Церковь, которая была матерью для Русской Православной Церкви, стала частью Оттоманской Империи, и именно это событие сделало Россию не просто главным, а единственным Христианским государством того времени. Взятие Константинополя войсками султана Махмуда поставило точку под последствиями 4-го Крестового похода, закрепив Великий Раскол.
С экономической и геополитической точки зрения Византия, в отличие Иберийского полуострова и Палестины, была единственным местом, где происходил сравнительно мирный культурный обмен европейцев с исламским миром. Падение Константинополя закрыло пути на Восток, прервав все торговые связи с Китаем и Индией и направив исследовательскую энергию не слишком гуманных европейцев на Американский континент. Именно это событие сделало Сэра Фрэнсиса Дрейка адмиралом ее Величества, а Англию превратило в Британскую Империю, оставившую далеко позади Венецию, которая по иронии судьбы организовала четвертый крестовый поход для увеличения своего влияния. Воспоследовавшее покорение Америки и геноцид населения целого континента, оставило неизгладимые шрамы на сознании человечества, с тех пор постоянно озабоченного вопросом: «а чья земля сегодня интересует бледнолицых братьев?». Именно озабоченность этим вопросом населения Германии после первой Мировой Войны в немалой степени способствовала росту популярности Адольфа Гитлера. Удивительным образом католическая церковь в 1453 году, подобно США в 1991 году, потеряв геополитического соперника и объект сравнения, обнаружила себя врагом своих бывших почитателей и союзников, эпоха Возрождения превратилась в «ностальгию» по язычеству и культурную де христианизацию, а католическая Реформация в секуляризм и де христианизацию политическую.
Из вышесказанного становится ясно - главной чертой исторического модерна и построения «нового и новейшего мира (“modern world”), который начался с падения Византии, а закончился внезапным, поразительным распадом антихристианской советской империи, было непрерывное падение влияния восточного Христианства. С этой точки зрения коммунистический проект СССР был наивысшей точкой развития главной идеи эпохи Возрождения - гуманизма, а распад СССР и последовавшая за этим геополитическая катастрофа, возможно, означают начало интеллектуального и духовного подъема Православия и восстановление Христианской Империи. Тот факт, что на Ближнем Востоке, как и 600 лет назад идет война между «западным христианством» и Исламом, только подтверждает догадку, что все вернулось "на круги своя», и «нет ничего нового под солнцем», а мы являемся свидетелями завершения целого ряда исторических циклов, в том числе и очень длительных.
Tags: history, russian winter, Империя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments