?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

С Праздником Троицы!

Позволю себе напомнить, что праздник Троицы является днем рождения Церкви и сегодня исполняется 1980 лет со дня рождения Церкви, так как именно 1980 лет назад огненные языки, сошедшие с неба, превратили собрание учеников Христа в Церковь, которая являтся воплошением реальности будущего века в веке сем. Особо хочу отметить, что именно в христианской истории искусств, а именно в истории иконографии Троицы раскрылось несколько принципов, с одной стороны показывающих альтернативную реальность Церкви, ее НЕ принадлежность Миру сему, а с другой стороны ее историчность, воплощенность в судьбах мира сего. Одним из таких принципов является принцип реверсивной историографии, когда более поздние события являются объяснением событий более ранних.



Реверсивная историография яявляется универсальным принципом христианской историографии, так как события Ветхого Завета являются прообразами событий Нового Завета. Это, вообще говоря, противоречит светской, научной историософии, согласно которой источники или, если хотите, причины более поздних событий ищутся "в глубине веков", то есть в событиях более ранних. В Христианской же истории не так, или вернее не только так.
Достаточно вспомнить, что Исход евреев из Египта, то есть Пасха Ветхозаветная или Исход евреев из Египта оказывается прообразом Пасхи Новозаветной. То есть согласно христианской историографии Моисей выводил свой народ из Египта подобно тому, как Христос был распят, умер, сошел в Ад, воскрес и вывел оттуда праведников, а не наоборот. Таким образом значение текста Ветхого Завета оказывается раскрытым только событием Завета Нового, что не удивительно, если вспомнить, что "автор" этого текста находится вне времени и пространства и обозревает всю человеческую историю от начала до конца, как альпинист, стоящий на "вершине мира" может видеть Гималаи от Тибета до Бутана.
Вопрос этот архисложный, но я хочу воспользоваться сегодняшним праздником для того, чтобы проиллюстрировать этот принцип взаимоотношениями иконографии Троицы Ветхозаветной или так намазываемого "Гостеприимства Авраамова" и Троицы Новозаветной, теология которой сформировалась только на Никейских Соборах. Между тем "мелкая" подробность этой теологии, получившая название "филиокве" до сих пор служит причиной раздора между Католическим Западом и Православным Востоком, и, судя по тому как развиваются события на Украине, может стать причиной Третьей и последней Мировой Войны. Весьма символично, что несколько месяцев назад в Донецке, сегодня ставшем эпицентром этих событий, экспонировалась уникальная иерусалимская икона Ветхозаветной Святой Троицы, посвященная как раз этому сюжету.


Эта иконография известна со времен 4 века и древнейшим известным изображением такого рода является фреска в катакомбах Via Latina.
Сюжет этой иконографии почерпнут из библейского текста (Быт. 18:1-8):

И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

Дальнейшее развитие этот сюжет получил уже в пятом веке. когда христианство стало государственной религией, воплотившись в мозаиках в Церкви Санта Мария Маджоре. Но самое любопытной состоит в том, что в дальнейшем понимание иконографии Ветхозаветной Троицы было утрачено, в связи с чем трех ангелов стали надписывать и как то пытались этот сюжет переобъяснить. Восстановлено это понимание было после того и на основе того, что получил свое рассмотрение вопрос о графическом изображении Новозаветной Троицы Большим Московским Собором 1667 г., осудившим патриарха Никона. Своим определением этот Собор запретил такие изображения, так как «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), но сделал исключение для символических изображений Апокалипсиса, где полагает изображение Бога Отца допустимым «ради тамошних видений» Бога Отца в образе Старца, Ветхого днями, данных в Откровении.
Имеено это решение стало основой для понимания символического подхода к решению другого собора, Стоглавого Собора 1551 года:
«Глава МА, вопрос А: У святей троицы пишут перекрестие, ови у средняго, а иные у всех трех, а в старых писмах и в греческих подписывают святая троица, а перекрестья не пишут ни у единого, а ныне подписывают у средняго IC ХС святая троица, и о том разсудити от Божественных правил, како ныне то писати.
О том ответ: Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти».

явив таким образом еще один пример реверсивной историографии.
И только после обнаружения иконы Андрея Рублева стали ясны эти решения, что позволило раскрутить назад всю цепочку забытых смыслов и понять смысл и мозаик Санта Мария Маджорре и фресок в катакомбах в Via Latina. И только потом исследования манускриптов и археологических памятников подтвердили это понимание. Причем эти исследования подтвердили, что уже в Пятом веке Новозаветная Троица являлась основой для понимания "гостеприимства Авраамова", понимания того, кого он принимал.


Comments

( 33 comments — Leave a comment )
ppetrovichh
May. 31st, 2015 12:24 pm (UTC)
С Праздником!
abrod
May. 31st, 2015 12:26 pm (UTC)
Спасибо. А что там соборяне поделывают? Вы еще модераторствуете?
(no subject) - ppetrovichh - May. 31st, 2015 12:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - May. 31st, 2015 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppetrovichh - May. 31st, 2015 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - May. 31st, 2015 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ppetrovichh - May. 31st, 2015 02:20 pm (UTC) - Expand
anisiya_12
May. 31st, 2015 12:34 pm (UTC)
С праздником, Александр!
777hawk
May. 31st, 2015 12:40 pm (UTC)
С Праздником!
iigogosha
May. 31st, 2015 01:09 pm (UTC)
про языки. отчего в ветхозаветных историх о взаимоотношениях между евреями и египтянами нет упоминаний о переводчиках? моисей и фараон, иосиф и многие египтяне указываются там как свободно общающиеся друг с другом. языкового непонимания между ними нет вовсе, хотя события происходят после вавалонского столпотворения.
с праздником.
liana_lll
May. 31st, 2015 02:46 pm (UTC)
С праздником!
jkl_jkl
May. 31st, 2015 04:14 pm (UTC)
С праздником!
Восстановлено это понимание было после того и на основе того, что получил свое рассмотрение вопрос о графическом изображении Новозаветной Троицы Большим Московским Собором 1667 г., осудившим патриарха Никона. Своим определением этот Собор запретил такие изображения, так как «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18)

Имеено это решение стало основой для понимания символического подхода к решению другого собора, Стоглавого Собора 1551 года



как решение, принятое в 1667 г., стало основой для понимания решения, принятого в 1551 году, т.е. на 116 лет раньше?

Edited at 2015-05-31 08:40 pm (UTC)
ppetrovichh
May. 31st, 2015 09:16 pm (UTC)
Re: С праздником!
Осмелюсь процитировать Автора:
> ...значение текста Ветхого Завета оказывается раскрытым только событием Завета Нового, что не удивительно, если вспомнить, что "автор" этого текста находится вне времени и пространства и обозревает всю человеческую историю от начала до конца, как альпинист, стоящий на "вершине мира" может видеть Гималаи от Тибета до Бутана. <
И ещё Автор использует словосочетание "реверсивная историография"

Поскольку многие слова моего комментария - от Автора, то вряд ли я смогу убедить Вас, что вообще весь комментарий писал не Авторский Бот (АБ). А мой АйПи Вы тоже вряд ли регистрировать можете. Хотя я и не знаю подробностей Вашей технич.вооружённости, ведь прогресс не стоит на месте.

Edited at 2015-05-31 09:17 pm (UTC)
jkl_jkl
May. 31st, 2015 09:37 pm (UTC)
автор дурачит вас, уважаемый бот!
так же, как и с единой теорией поля, от которой у него осталось только одно название

икона Рублёва к гостеприимству Авраамову не имеет никакого отношения

смысл, который Андрей Рублёв, вложил в это гениальное творение, раскрыт в фильме Андрея Тарковского "Страсти по Андрею", а ещё раньше в искусствоведении
sobolevna
May. 31st, 2015 05:00 pm (UTC)
С праздником Вас!
Не совсем понял основную часть текста. По тексту выходит, что в 1551 году запретили отсебятину в изображении Троицы (рисовать либо как у греков, либо как у Рублёва в "Гостеприимстве Авраамовом"). А в 1667 году Троицу запретили рисовать вообще, хоть какую, по соображениям, что Бога Отца никто не видел
abrod
May. 31st, 2015 06:59 pm (UTC)
неужели я так плохо объясняю? Надписывать запретили
(no subject) - sobolevna - May. 31st, 2015 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - May. 31st, 2015 11:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sobolevna - Jun. 1st, 2015 05:57 am (UTC) - Expand
takoe_nebo
May. 31st, 2015 08:18 pm (UTC)
Из Сети: "1000 лет назад Западу удалось развести русских на религию, придуманную евреями"...

Непонятно, как всерьёз можно обсуждать написанное в Библиях. Хотя в современной России Православие лучше, чем производная от христианства либерал-демократия.
jkl_jkl
May. 31st, 2015 10:17 pm (UTC)
не забывайте, что Ветхий завет включает в себя весь опы
сопротивления средиземноморских народов владычеству Египта, Вавилона и Персии
tan_e4ka
Jun. 1st, 2015 12:04 am (UTC)
тогда лучше обсуждать котиков
kontakion
Jun. 1st, 2015 08:24 am (UTC)
Троица - Шавуот
С праздником!

Если говорить касательно Троицы в логике реверсивной историографии, то следует упомянуть не только сюжет Ветхозаветной Троицы, но и связь Пятидесятницы с празднованием Шавуот. Помимо того, что это праздник "первых плодов" (см. новозаветный первый плод из апостолов и трех тысяч душ), эта дата считается днём, когда Господь даровал Тору через Моисея. Тора (закон, но и "учение") и Дух Святой ("научит Вас", наставник этого Учения). Оба события - сопровождались теофаниями, множественностью языков (синод. громогласие), огнём, происходило при присутствии смешанного народа. День рождения Церкви является "пересборкой" состоявшегося ранее в эту дату дня рождения иудаизма. И в этот день сбывается пророчество пророка Исаии (2:3).
( 33 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner