4. Эта степень иронии судьбы состоит в том, что я прекратил писать "Единую теорию поля в США" наткнувшись на истинную биографию Джона Нэша в процессе написания четвертой серии этого то ли "Бандитского Петербурга" то ли "рабыни Изауры", которая на самом деле была шестой, пятую я отправил в стол, а вместо пятой я опубликовал некое резуме этого сериала на будущее, если я когда нибудь решу его продолжить. В частности я обнаружил, что в своей теории поля, которую я начал разрабатывать еще на третьем курсе Физтеха в СССР, я шел по стопам Джона Нэша, который начал решать подобные задачи примерно в то время, когда я появился на свет. Причем самая главная моя идея похоже прозвучала в 1959 году в лекции Джона Нэша в Колумбийском универстите о доказательстве гипотезы Римана, после которой ( и на основании которой?) его и отправили в психушку.
5. 5-я степень иронии судьбы состоит в том, что главными ключевыми словами при поиске этой информации были "Louis Nirenberg & John Nash", но тогда таких запросов было очень мало, а ответов на них еще меньше, так как никто кроме меня не знал о связи этих людей, но после того, как Ниренберг и Нэш получили одну Абелевскую премию на двоих и особенно после того как Нэш и его жена Алисия погибли, миллионы таких документов появилось на Интернете и найти хоть какую-то информацию на эту тему, пользуясь эти ключевыми словами стало невозможно. А я употреблял эти ключевые слова потому, что Ниренберг был моим учителем и я полгода ходил на его лекции по конформному преобразованию и из разговорах в курилках знал, что именно Ниренберг отправил Нэша в психушку именно после этой лекции, которая оказалась "incomprehensible". Но тогда, когда я ходил на лекции Ниренберга, следы занятий Нэша эллиптическими уравнениями были стерты настолько основательно, что я об этом ничего не знал, и уже вылетев из университета, уже перечитав свою заветную тетрадочку, оставленную Мнацаканяну в 1989 году в аэропорту Шереметьево-2 после того, как ее не выпустили пограничники, я пришел к Ниренбергу со своей теорией альтернативных параметров и постарался обосновать связь количества нулей дзета-функции Римана c количеством бифуркаций (количеством экстремумов) того, что я предлагаю называть r-функцией Бродского, и соответственно с количеством решений задачи Коши эллиптического нелинейного уравнения в частных производных.
Гляжу я в глаза своего кумира, а с Ниренбергом я до этого общался не раз и он всегда меня поражал своей способностью сообразить в единицу времени в 10 миллионов раз больше меня, и вижу, что он не "компрехенд" мое объяснение "нетривиального", то есть сохраняющего количество экстремумов преобразования Фурье r-функции Бродского ( я впрочем и сам это сейчас не очень компрехенд). Спускаюсь на пару ступеней вниз и вместо моей достаточно неуклюжей попытки дать математически строгое определение r-функции Бродского, начинаю объяснять это на примерах. И вдруг я вижу, что глаза Ниренберга перестают быть мутными как у дохлой рыбы и я вместо того, чтобы оставить ему свою работу о связи гипотезы Римана с количеством решений эллиптических уравнений, оставил ему эту сравнительно простую модельную задачу, которую решил еще на 3 курсе физтеха, но в которой метод альтернативных параметров проявился во всем блеске в применении к полевой задачи "фи в четвертой". (простенькая то она простенькая, но Артур Недоспасов на ней в сове время сломался, а один мог блогоприятель, по совместительству физик-теоретик с мировым именем ее высек на третий день со второй попытки). А между прочим задача "фи в четвертой" давно стала классикой в применении к теории спонтанного нарушения симметрии и я хотел отдать ее Полякову году так в 94-ом. К сожалению, (или к счастью?) я листки с этой задачей чтобы не они не помялись положил в первый попавшийся журнал своей подружки Нэнси (хорошо, что я их вообще взял с собой), которая тогда увлекалась христианским фундаментизмом. И вот я даю ему этот журнал с этими листочками, а на обложке этого журнала распятие, представляющее собой кадр из фильма Мэла Гибсона "Страсти Христовы"!!!
Бедного Ниренберга аж всего перекосило, но он ничего не сказал, а вынул листочки из этого журнала и отдал журнал мне, попросив позвонить ему через неделю. А между прочим на страницах 3-5 этих листочков представлена теорема существования и единственности решения задачи об альтернативных параметрах (7-7') эллиптического уравнения в частных производных, (доказанная методами, которыми пользовались в 19 веке), частным случаем которой для степенной зависимости является соответствующая теорема Ниренберга, ставшая его докторской диссертацией.
Впрочем и до этого разговора у нас с Ниренбергом имело место быть такое общение и такая переписка, что сервер Хиллари Клинтон отдыхает!
В частности в ходе одного такого разговора году так в 94-ом он мне объяснил, что мои методы несколько устарели ( как потом выяснилось они очень напоминали методы Нэша) и показал как современная математика доказывает теоремы о единственности решения эллиптической задачи Коши с "concave" нелинейной правой частью. И я прямиком от него в костюме и галстуке поехал в Принстон к Полякову с которым договорился об аудиенции по телефону. Причем я прекрасно понимал, что эта работа обесценивает все выводы его теории топологических инвариантов для полей Янга-Миллса с точки зрения физического смысла, но хотел его немножечко
Через неделю я приехал к Ниренбергу с Нэнси, на которую я к стыду своему накричал и которая хотела ему объяснить, что это она положила эти листочки в этот журнал, а я просто не обратил на это внимание и не хотел оскорблять его религиозные чувства или их отсутствие. Ниренберг мрачно ее выслушал и сразу поинтересовался почему в квантовой теории поля задача не ставится на трехмерной поверхностности, прогруженной в четырехмерный мир, что как я впоследствии понял было связано с тем что он увидел в методе альтернативных параметров связь с работами Нэша (эта терминология соответствовала теореме "погружения" Нэша.) Но я то об этом тогда ничего не знал и порекомендовал ему обратиться с этим вопросом в Принстон, "так как моему соулу это инкомпрехенсибло". А это уже была наглость, так как отсылала к доказательству Григорием Перельманом "гипотезы о душе" и скандалу в связи с книгой Сильвии Назар «Manifold Destiny», которая как раз тогда бушевала в Принстоне. Впрочем я тогда об этом тоже ничего не знал, но мне выражение лица Ниреберга настолько не понравилось, что я быстренько пошел и скепал какой-то патент, скорее всего совершенно бессмысленный, но в который я засунул в качестве обоснования эту статью (хранится в нем в виде картинок), что дает хоть какое-то доказательство моего приоритета. (мои попытки опубликовать ее в arxiv.org и еще в паре журналов были пресечены отсутствие у меня электронной почты, ассоциированной с "истеблишированным научным учереждением".)
Все вскрылось, когда я стал писать ЕТП и случайно наткнулся на Сильвию Назар как на автора книге о Перельмане. Я потянул за ниточку, и вылезла ее книга о Джоне Нэше, и я пошел с вопросами к своим друзьям на Вашингтон Сквер, которые взглянули на мою статью и сразу мне объяснили к кому я с ней полез, после чего я более серьезно отнесся к предупреждениям Вассармана о той роли, которое ЕТП может сыграть в моей жизни. Кстати Перельман премию Филдса и Клэя не принял, и все с ним в порядке, а Нэш премию Абеля принял, и видите что произошло.
P.S. Биография Нэша в википедии полностью изменена, причем и на русском, и на английском (впервые такое вижу), и не имеет ничего общего с той биографией, которая была там 3 года назад, когда я писал ЕТП. Так что, судя по всему, мой блог является сейчас единственным источником, где собраны самые значительные факты биографии Нэша. Я конечно нашел подтверждение моим сведенья, но я сейчас не буду их приводить, чтобы их тоже не стерли. Вкратце у меня создалось такое впечатление о его жизни (по памяти):
Джон Нэш после окончания университета получил рекомендацию в MIT, где увлекся теорией игр и быстренько доказал теорему, которая в глазах маккартистов подтверждала марксизм. Их заботами он вынужден был покинуть МИТ и его подобрала Рэнд корпоратион, но когда он захотел от них смотать, то попал под ту же раздачу, что и Тьюринг с Кэмбриджской пятеркой, причем как показала последующая жизнь Нэща совершенно безосновательно. В результате он оказался в Куранте, формально числясь в МИТ, где и повстречался с Ниренбергом, но когда он очевидно обвинил Ниренберга в причастности к инциденту с ди-Георгио, Ниренберг, который уже тогда был большим начальником, пришел к выводу о паранойе и доложил об этом куда надо. А когда Нэш не слишком внятно изложил свое доказательство гипотезы Римана, его отправили в психущку, на том основании что он подобно Форрестолу параноидально опасается преследующих его страшных русских коммунистов.
Но в отличии от Форестолла Нэш для того, чтобы спастись от этих галлюцинаций, сбежал в Европу и отказался от американского гражданства, обратившись я в советское посольство с просьбой об убежище. Таким образом диагноз подтвердился и его с подачи Алисии вывезли в США как человека неспособного принимать решения, но обладающего важными секретами в силу своей работы в Рэнде. Лечили его долго, но после того, как он лет пять успешно симулировал излеченность, его выпустили и он сразу списался со своими друзьями в Европе, дав им знать, что нейролептики, которыми его пичкали насильно лет десять, он перестал принимать и чудесным образом выздоровел. Его друзья оказались членами Нобелевского комитета и чтобы спасти друга быстренько дали ему Нобелевскую премию , рассчитывая, что Нобелевскому лауреату постесняются нейролептики насильно в рот впихивать.
В общем его врачи заключили с ним какое то соглашение, что он не будет слишком активно опровергать легенду о болезни. И сразу же врачи признали, что действительно произошло чудесное излечение от шизофрении, но для того, чтобы замазать прущую очевидность в голливуде сняли на редкость гнусный фильм якобы о нем и дали абелевскую премию на пару с Ниребергом, который похоже был все таки как-то причастен к решению его немножечко полечить инсулиновым шоком и другими приятностями американской психиатрии. Хорошо, что до лоботомии не дошло!
Почему его убили и убили ли я понятию не имею , но сердцем чую, что это как-то связано с убийством Мозгового. (то что его убил водитель такси очевидно.)
Заодно предлагаю все желающим убедиться, что биография Григория Перельмана, особенно его связь с Курантовским институтом и Принстонским университетом, тоже куда то исчезла. В частности бесследно исчезло доказательство "гипотезы о душе"
Perelman, Grigori (1994), "«Proof of the soul conjecture of Cheeger and Gromoll»", Journal of Differential Geometry Т. 40 (1): 209-212, MR1285534, ISSN 0022-040X
Во всяком случае этот линк в википедии
http://intlpress.com/site/pub/pages/journals/items/jdg/_home/_main/archive/1994/40-1-209.pdf теперь никуда не ведет.