abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

К вопросу о скульптурной иконе: норвежская традиция во Фландрии и Северной Германии.

Originally posted by uchitelj at Структура резного алтаря-складня, северная Европа
Оригинал взят у uchitelj в Структура резного алтаря-складня, северная Европа
Еще в XII веке в связи с возросшей пышностью обрядов на скромный алтарь в форме стола ставились иконы или реликварии. Постепенно эти священные предметы приобретали все более роскошный вид, их размеры увеличивались. Так алтарный образ стал основным предметом богослужения. В разных странах католической Европы пути развития алтаря были разными. В Германии в конце XIII века возникает особый тип створчатого алтаря-складня, пора расцвета которого падает на 1470-1500-е гг.


Любек, Церковь Св.Марии




Церковь Нигулисте, Таллин

Алтарь состоит из центральной части - короба (Schrein) и створок-крыльев (Flügel). Вначале к коробу привешивалась одна пара створок, но со временем стали делать алтари с двумя парами подвижных крыльев и даже еще третьей парой боковых, неподвижных (Standflügel).



Алтарь из церкви St.-Florian (Sillenstede), Германия http://uchitelj.livejournal.com/638397.html



Бернт Нотке. Алтарь церкви Св. Духа, Таллин.



В короб чаще всего ставились круглые скульптуры.


Алтарь Вита Ствоша, Мариацкий костел, Краков. http://uchitelj.livejournal.com/727765.html



На створках крепились рельефы или же они расписывались.


Дойчорденкирхе, Вена

Снаружи створки оставались без украшений или их покрывали живописью.
Таким образом создавалась определенная градация от плоскостной живописи снаружи к рельефам на внутренних сторонах створок и, наконец, к статуям в коробе.


Алтарь Собора Св.Стефана в Вене с закрытыми створками. http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar


В XV веке между алтарным столом и коробом включается новый элемент - пределла.


Алтарь Вита Ствоша, Краков.

Скромный поначалу алтарь получает также навершие в форме готических башенок со множеством мелких статуй.



Любек, Церковь Св.Марии

Сверкание красок, блеск золота и серебра превращали алтарь в средоточие церковного интерьера.


Фрагмент алтаря из церкви Нигулисте, Таллин  http://uchitelj.livejournal.com/518346.html

Во второй половине  XV века раскрашиватели пользуются также люстровыми красками, разными оттенками золота, прорабатывают поверхность статуй лепным орнаментом.


Музей Св.Анны, Любек
http://mmekourdukova.livejournal.com/193298.html


Дойчорденкирхе, Вена http://uchitelj.livejournal.com/416986.html


Ганновер, Marktkirche. http://uchitelj.livejournal.com/167733.html

Полностью сформированный алтарь с двумя парами створок, пределлой и архитектурным завершением имел важное свойство - он мог менять свой облик. В будни, когда отсутствовало богослужение, створки были закрыты.



По воскресеньям открывалась первая пара створок, и перед молящимися представала более нарядная, с матовой позолотой и часто более радостная по содержанию воскресная композиция.
По определенным праздникам распахивалась вторая пара створок и открывался короб с фигурами, мерцающими красками и чистым золотом. Все служило усилению эмоционального воздействия и подчинялось определенной иконографической программе.

Алтарь Вита Ствоша. Сверху - с закрытыми створками, внизу - с открытыми.





Алтарь Собора Св.Стефана в Вене имет две подвижные внешние и две подвижные внутренние створки.
Внешние створки и задние поверхности внутренних створок расписаны, тогда как передние поверхности внутренних створок покрыты резьбой.

http://de.wikipedia.org/wiki/Wiener_Neustädter_Altar




Текст по книге: М.Либман. Немецкая скульптура. 1350-1550., М. 1980., стр.21-26
 В продолжение темы замечательный
Wunderaltar из Дортмунда, Германия

Tags: иконы, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments