От себя добавлю, что не знаю почему, но у Мессереров восхищаться Майей Михайловной было стремно - у всех на лица падала какая-то тень, в том числе у Леди Суламифи Михайловны. Надеюсь, что у меня тень на лицо падать не будет, даже после того, как я прочитал некролог Мальгина, который нашел таки время поставить в известность об этих обстоятельствах ее поклонников. И хотя слушать это было очень больно, но я уверен, что это теперь не важно, тем более, что раньше я начинал задыхаться от восхищения при каждом воспоминании о ее Кармен. Кстати Кармен-сюита потрясающая музыка ее мужа в сочетании с потрясающими декорациями ее кузена Бориса Месеррера, да и сам балет почему-то напоминает об Асафе Михайловиче Мессерере. Вся семья создала эту дивную оправу для этой балерины, ставшей настоящим бриллиантом советского балета, прославившей свою страну, которую она якобы так не любила. Да и то сказать, хлебнула она в детстве полной чашей. Всем Мессерерам и Плисецким я выражаю свое соболезнование и желаю, чтобы тени прошлого исчезли с ваших лиц. Царство ей небесное, великая балерина была!
Не берусь сказать об ушедшей вчера из жизни Майе Михайловне Плисецкой нечто большее, нежели уже сказали бесчисленные люди, в отличие от меня разбирающиеся в балете. Отмечу только одно обстоятельство, лежащее в сфере моих интересов.
В посвящённых ей вчера и сегодня телепередачах постоянно подчёркивают: она ненавидела советскую власть за то, что её отца Моше Менделевича (Михаила Эммануиловича) Плисецкого репрессировали (по канонической версии — за то, что он, будучи руководителем треста «Арктикуголь» и по совместительству советским консулом на Шпицбергене, взял на работу — директором учебного комбината — Ричарда Витольдовича Пикеля, в 1024–6-м годах заведовавшего секретариатом Овсея-Гершона Ароновича Радомысльского; я же, будучи испорчен знанием происходившего в «лихие девяностые» годы, полагаю, что 1937-04-30 — за два месяца до печально памятного июньского пленума ЦК, где областные и республиканские секретари, составлявшие большинство ЦК, продавили решение, вылившееся впоследствии в Большой Террор — вероятность ареста по политическим подозрениям руководителя крупной хозяйственной структуры, да ещё пребывающей на капиталистической территории, была куда меньше вероятности его же ареста по подозрениям экономическим) и её саму спасло от детдома для членов семей изменников родины усыновление её тётей балериной Суламифью Михайловной Мессерер, и за то, что её много лет считали английской шпионкой и не выпускали на гастроли за пределы СССР, пока не ушёл в отставку с поста председателя КГБ Иван Александрович Серов.
Но замечу несколько мелких подробностей, прошедших мимо публичной части внимания тележурналистов. Раз усыновление спасло Майю Михайловну от детдома — значит, туда отправляли не в порядке репрессии, а как раз ради жизнеустроения детей, лишившихся заботы арестованных родителей. Раз молодая балерина выступала на концерте в честь дня рождения Иосифа Виссарионовича Джугашвили, причём с сольным номером — значит, её тогда вряд ли подозревали в чём бы то ни было незаконном. А её гонитель Серов — один из соучастников государственного переворота 1953-06-26 под руководством Никиты Сергеевича Хрущёва, за что и возглавил созданный 1954-03-13Комитет государственной безопасности СССР. Словом, и в данном случае речь идёт о преступлениях того слоя управленческого аппарата, чьими яркими представителями были Хрущёв и Серов, а вовсе не Джугашвили, постоянно боровшийся с этим слоем.