?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

По моему автор поста достаточно ясно намекает, что Кантор попытался совместить фотографию и портретом Бернара. Очень характерно для него, кстати. А Петров-Водкин явно писал с посмертной маски.

Originally posted by sobiainnen at Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе La Closerie des Lilas, 1910, + другие портреты
Единственный до 1917 года портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)

http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpg
Lenin_1910_by_Emil_Bernar_painting_in_cafe_La_Closerie_des_Lilas_Monparnas_Paris

Это единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

а вот "канонические" портреты В.И.Ленина, нарисованные с натурщика еврея Иосифа Славкина
Lenin_1930th_paintings_from_jew_Iosif_Slavkin

Прим.: ниже не все иллюстрации, полностью см. по ссылке на "Толкователь":

Ленин запечатлён в образе Иосифа Славкина // Толкователь. 04.03.2015.
http://ttolk.ru/?p=23121
С начала 1930-х портреты и скульптуры Ленина художники изготавливали с образа еврея Иосифа Славкина – внешне очень похожего на вождя революции. Первой возмутилась тем, что образ Ленина всё дальше от оригинала – Надежда Крупская. Затем запрет на Славкина утвердил Главлит. Но находчивые художники стали рисовать Ленина с гипсовой маски Славкина.
Иосиф Ариевич Славкин, мещанин города Стародуба Черниговской губернии на Украине, в начале 1920-х переселился жить в Москву, где устроился работать в адвокатскую контору. В конце 1920-х его начальник, адвокат Белоцерковский обратил внимание, что Славкин внешне очень похож на Ленина. Он предложил Иосифу Ариевичу сыграть вождя революции в любительском спектакле, который ставила его жена. Постановка прошла очень успешно, особенно зрители выделяли, как «Ленин» похож на своего прототипа.
Славкин понял, что внешнее сходство с Лениным даёт ему шанс пробиться в жизни. Более того, он стал совершенствовать свой образ. Иосиф Ариевич смотрел документальную хронику с вождём, копируя его походку и жестикуляцию.
Адвокат Белоцерковский познакомил Славкина с художником Нюрнбергом. Иосиф Ариевич стал ему позировать для портрета Ленина в картине «Ленин в период эмиграции». Нюрнберг же и ввёл Славкина в мир искусства. После него со Славкина стали рисовать вождя художники Финогенов, Одинцов, Налбандян, Иогансон, Васильев и др.
Окрыленный успехами, Славкин бросил свою адвокатскую деятельность и полностью переключился на искусство. Прежде всего, он с целью, как он сам говорил, «восполнения недостающих документально ленинских поз» начинает сам их выдумывать и при этом фотографироваться. Эти фотографии он продает художникам по десять рублей за штуку, а за час позирования берет с них по 20-40 рублей.
В середине 1930-х Славкин на позировании художникам и скульпторам в образе Ленина зарабатывает по 2-3 тысяч рублей в месяц – это в 5-6 раз больше, чем средняя зарплата по стране. Но ему хочется большего. Славкин мечтал сыграть роль Ленина в кино, собирался издать альбом своих фотографий в образе Ленина, выпускать открытки серии «Ленин». Аппетиты его растут, и вот, когда скульптор Андрианов лепит с него скульптуру «Ленин-вождь», то между ними возникает договоренность о том, что Славкин получит половину всего гонорара, выданного скульптору.

Портрет Ленина в кафе "Клозери де Лила" (La Closerie des Lilas) — кафе на бульваре Монпарнас (дом 171), Париж, 1910 год, художник Эмиль Бернар (Emile Bernard, 28.04.1868-16.04.1941)
http://ttolk.ru/wp-content/uploads/2015/03/%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD-1.jpg
Это единственный портрет Ленина созданный в дореволюционную эпоху. Автор – известный французский художник Эмиль Бернар (1868-1941). Написан в Париже в 1910 году за один сеанс. Знакомство Ленина и Бернара произошло в кафе Клозери де Лиль, находившемся поблизости от Монпарнаса и улицы Мари-Роз, где квартировали тогда Ульяновы. Ильич любил играть в шахматы в этом кафе. Одним из его партнёров по игре являлся Поль Фор, известный тогда французский поэт и социалист, родственник живописца Бернара. Так они и познакомились. В 1970-е годы полотно оказалось в фондах Центрального музея В.И. Ленина, где и пролежало до Перестройки, так как не соответствовало каноническому образу вождя.

Конец заработкам Славкина положила Надежда Константиновна Крупская. А случилось вот что. Художник Пётр Васильевич Васильев, рисовавший Ленина со Славкина, как-то показал жена вождя свои работы. Крупская долго и внимательно рассматривала рисунки, а потом осторожно спросила художника, не пользовался ли он в работе над образом её мужа услугами натурщика. Петру Васильевичу пришлось признаться в этом. Надежда Константиновна попросила его никогда больше этого не делать.
Пока Славкин упивался своим сходством с основателем первого в мире государства рабочих и крестьян, слухи о том, что Надежда Константиновна Крупская перестала узнавать своего мужа на портретах советских художников, распространились по Москве. Уже после смерти Крупской, в 1940 году натурщиком заинтересовался ЦК ВКП(б). Работники Управления пропаганды стали вызывать к себе художников, которым позировал Славкин, и допрашивать по вопросу об искажении ими великого образа. Художники клялись, что больше никогда в жизни не будут рисовать Ленина с натурщика и что вообще прекратят со Славкиным всякие отношения.
Потом в ЦК вызвали самого Славкина. Его предупредили о том, что если он и впредь будет корчить из себя вождя мирового пролетариата, то будет привлечен к уголовной ответственности. В Комитете по делам искусств он дал письменное обещание о прекращении своей деятельности.
В декабре 1940 года он устроился юристом в контору «Мясосбыт», в которой проработал до пенсии. Умер Славкин в 1962 году в возрасте 74 лет.
ЦК ВКП(б) изгнанием Славкина из натурщиков не ограничился. Оказалось, что в Москве, помимо Славкина, в образе Ленина позируют работник издательства «Легкая промышленность» Морозов и бывший шофёр Лебедев, который к тому же выбривает себе лысину и красит волосы в рыжий цвет. Нашёлся натурщик и в Ленинграде. Он разъезжал по городам, в которые его вызывали художники, и брал с них за позирование по 50 рублей в час. Пришлось вводить полный запрет на натурщиков для художников, рисующих Ленина.

Ещё один неканонический портрет Ленина, нарисованный Кузьмой Сергеевичем Петровым-Водкиным, 1934 год
Lenin_1934_by_Petrov-Vodkin_Kuzma_Sergeevich

Но и это не было окончанием истории. Известно, что с лица вождя после его смерти скульптором Меркуровым была снята посмертная маска, или «матрица», как её ещё называли. Специальная комиссия по увековечению памяти Ленина категорически запретила её распространение. И вот в начале 1940-х, после запрета натурщиков вождя, у московских и ленинградских художников и скульпторов стали появляться маски Ленина. Они очень дорого стоили, и Ленин на них не совсем походил на самого себя. Узнав об этом, партийные органы снова всполошились, подключили чекистов. В распространении масок заподозрили Меркурова. Мастерскую скульптора обыскали, но маску не нашли. Кроме как в сейфе Центрального музея В. И. Ленина, её нигде не было.
Все маски у художников и скульпторов, конечно, изъяли, а во избежание всяких недоразумений и сомнений Главлит (цензура), по указанию Управления пропаганды ЦК ВКП(б), 13 июня 1941 года издал приказ о том, что отныне выпуск фотопортретов, картин, рисунков, плакатов, имеющих общественно-политический характер в количестве более десяти экземпляров разрешается только Главлитом в Москве. Этим же приказом контроль над всеми произведениями искусства, в том числе и над фотографией, был возложен на главного цензора.

Посмертная маска Ленина, сделанная Меркуровым
Lenin_Vladimir_Ilyich_1924_after-death_mask_by_sculptor_Merkurov

Но маски «Ленина», несмотря на запрет, всё равно продолжали ходить в среде художников – но только в провинции, где цензурный запрет был не так строг, как в Москве и Ленинграде. Только в начале 1970-х выяснилось, что это были маски всё того же Иосифа Арьевича Славкина – оригинал с него снял художник Нюрнберг, а потом она в копиях разошлась по всей стране.
Таким образом, почти со всех портретов и скульптур Ленина, выполненных после середины 1930-х, на нас глядит черниговский мещанин.
(Цитаты: Г.В.Андреевский «Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930-1940-е годы», изд-во «Молодая гвардия», 2008)
Серия неканонических портретов вождя, выполненных в 1920-е, из Ленинского мемориала в Ульяновске.

Ещё в Блоге Толкователя о Ленине:
На какие деньги жил Ленин. По современной классификации Владимир Ленин был классическим дауншифтером // Толкователь. 04.09.2012.
http://ttolk.ru/?p=12830
[...]
Фото: Ленин играет в Богдановым в шахматы, в гостях у Горького на острове Капри, 1908 год
Lenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_1_RGAKFD_archive

Lenin_chess_Bogdanov_Gorki_Lenin_on_Capri_2_RGAKFD_archive

Воспоминания царского министра Александра Наумова о детстве Ленина // Толкователь. 17.11.2014.
http://ttolk.ru/?p=22209
В 1953 году в Нью-Йорке вышли мемуары царского министра Наумова. В них он в том числе описывает совместную учёбу с Владимиром Ульяновым в Симбирской гимназии. Наумов вспоминает выдающийся ум и трудолюбие Ульянова (будущего Ленина). Иллюстрации – воспоминания детей о Ленине в 1920-х годах.
[...]

* * *

В.И.Ленин, 1918 год, фотограф Пётр Адольфович Оцуп
Lenin_1918_ph_Ottsup_Pyotr_Adolfovich

Портрет Ленина, 2012, художник Максим Карлович Кантор
Lenin_2012_Kantor_Maxim_Karlovich_Milan_exhibition

Картина "Восстание", художник Климент Редько, 1925 год.
Redko_Kliment_1925_Vosstanie_sm

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
technarj
Mar. 17th, 2015 10:45 am (UTC)
Не знал про Славкина, забавно. Спасибо !
Ирина Ив
Mar. 17th, 2015 10:59 am (UTC)
Спасибо. Интересно было увидеть подлинное изображение. Удивили широко расставленные глаза. Необычное лицо.
Александр Романюк
Mar. 17th, 2015 11:39 am (UTC)
Кантор может оскорбиться. Он такой.
sobiainnen
Mar. 17th, 2015 12:25 pm (UTC)
почему?
а почему, на Ваш взгляд, может оскорбиться Кантор? Эта его картина Ленина - одна из наиболее успешных на его выставках на Западе
Александр Романюк
Mar. 17th, 2015 12:40 pm (UTC)
Re: почему?
"сегодяшний" Кантор может оскорбиться на что угодно.Его оскорбляет даже то, что задают вопросы с его же цитатами или о разъяснении его же текста.Не так уж давно abrod спросил его о "послефевральской" России. Был забанен.А тут - в одном ряду с фальшивками?
sobiainnen
Mar. 17th, 2015 12:47 pm (UTC)
его право
а, ну тогда ладно, - его право; хотя сильно сомневаюсь, что этот тот случай
abrod
Mar. 17th, 2015 12:48 pm (UTC)
Re: почему?
ну почему с фальшифками? По моему автор поста достаточно ясно намекает, что Кантор попытался совместить фотографию и портретом Бернара. Очень характерно для него, кстати. А Петров-Водкин явно писал с посмертной маски.

Edited at 2015-03-17 12:50 pm (UTC)
Александр Романюк
Mar. 17th, 2015 01:09 pm (UTC)
Re: почему?
Про " фальшивки" я должен был в кавычках написать, это да. Кантор очень тяжёлым стал , догматичным. А намёк abrod я даже озвучивать не стал, ну его, Максима Карловича! А текст хороший, этого достаточно.
osenny_list
Mar. 17th, 2015 11:42 am (UTC)
Портрет Петрова-Водкина напоминает Александра Кайдановского ...
abrod
Mar. 17th, 2015 01:30 pm (UTC)
Это Кайданоский похож на настоящего Ленина.
osenny_list
Mar. 17th, 2015 01:36 pm (UTC)
Конечно :)
bogsvamy
Mar. 17th, 2015 02:46 pm (UTC)
Смешное выражение - "настоящий Ленин".
syoma1
Mar. 18th, 2015 06:58 am (UTC)
"Да, Перкинс, Вы действительно сделали всё, что могли..."


mishkin_kot
Mar. 18th, 2015 07:08 am (UTC)
У Кантора Ленин на Виктора Сергачева в роли Ефима Субботы похож, а не на Кайдановского.
А сохранившиеся кадры с Лениным совершенно не вяжутся с первым портретом.
yroslav1985
Aug. 24th, 2016 09:17 am (UTC)
Обращаю внимание, что в лживой статье Павла Пряникова "На какие деньги жил Ленин", нет ни одной ссылки на какой-либо источник. Пассажи лжеца Павла Пряникова я разбирал в 2012 году:
Лживая статейка Павла Пряникова "На какие деньги жил Ленин" http://yroslav1985.livejournal.com/88099.html
Лживая статейка Павла Пряникова "На какие деньги жил Ленин" ч. 2 http://yroslav1985.livejournal.com/90624.html и http://yroslav1985.livejournal.com/90884.html
Лживая статейка Павла Пряникова "На какие деньги жил Ленин" ч. 3 http://yroslav1985.livejournal.com/94320.html
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner