?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Bifurcation point of history.


В детстве на меня произвел колоссальное впечатление учебник истории для 6-го класса. Я проглотил его весь буквально за два дня, после чего достал из домашней библиотеки 10 томов Всемирной Истории и начал их читать по принципу - где взгляд остановился там и читаю. Заняло у меня это примерно год, в течении которого я завалил все мыслимые и не мыслимые предметы, особенно русский язык, от чего я до сих пор страдаю. Я конечно читал не только батальные сцены, но как вы сами понимаете шестиклассник не станет вникать в тайны движения масс и взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Главными субъектом истории был конечно пулемет Дегтярева, высмотренный не помню уж в каком фильме и доставленный на машине времени в 31 мая 1221 года на реку Калка. Печатью «хранить вечно» для всех этих впечатлений оказалась иконография Корина на потолке станции «Комсомольская-кольцевая», которую я ездил смотреть при каждом удобном случае. В результате у меня сформировался свой особый подход к истории, который довольно сильно отличался от того предмета, который преподавался в старших классах средней школы и на историческом факультете МГУ.

В немалой степени на него повлияли рассказы моей бабушки, которая успела поучиться в царской гимназии и не то на Бестужевских курсах, не то в Смольном Институте. И хотя впоследствии выяснилось, что моя, сформировавшаяся таким образом историософия, находится в разительном противоречии не только с советскими учебниками истории в старших классах, но и с учебником истории Иловайского или с "Историей Государства Российского" Карамзина, зато обнаружилась полная гармония с Татищевым и Николаем Трубецким. Причем главным критерием истинности, который сформировался в подростковом возрасте, но остался на всю жизнь, оказались не сами факты или их интепретация, а фактор скорее стилистический, или вернее даже эстетический, сродни тому ощущению доподлинности, с помощью которого любой человек занимавшийся живописью может безошибочно отличить пейзаж придуманный, в том числе и глядя на натуру, от пейзажа который писался С натуры, в том числе и по памяти. Достаточно сравнить Магрита и Дали с Вермеером и Питером Брейгелем, чтобы понять, о чем идет речь. Все таки есть такие вещи, которые невозможно придумать, их можно только увидеть, или вернее пережить. Это сущностно разные процессы и происходят они как бы в разных полушариях головного мозга, или вернее в разных режимах взаимодействия этих полушарий.
Какого же было мое удивление, когда уже в зрелом возрасте я обнаружил, что эта доподлинная история оказывается существует вполне официально и называется она история искусств. Эта история людей и их поступков, история того, как кто и что сказал и сделал и что из этого вышло, и что было бы если бы он поступил по другому, оказалось также историей того, как и почему одни люди берут кисти и краски и начинают пачкать белый холст или загрунтованную доску, а другие люди почему то начинают жаждать обладания ими или просто возможности посмотреть на эти холсты и доски. При этом оказалось, что история России в американской истории искусств оказывается значительно ближе к Татищеву и Трубецкому, чем к лорду Актону и Карамзину и самое интересно, что по мере углубления знаний об этой истории, я стал вспоминать, что все это уже рассказывала мне бабушка в детстве.
Результатом этих воспоминаний стала артикулированная концепция точек бифуркации истории. Это на самом деле были те страницы Всемирной Истории, которые произвели на меня наибольшее впечатление. Я прекрасно понимаю, что вопрос о точках бифуркации истории тесно связан с вопросом о роли личности в истории и с вопросом о так называемом предопределением и о свободе воли у людей, как творцов истории. Однако эти темы слишком сложны для столь короткой заметки, но я постараюсь объяснить свою точку зрения максимально простым и вместе с тем образным языком:
Большую часть времени человеческая история как история народов, да, впрочем, и всего человечества, подобна телеге едущей по глубокой колее объективных закономерностей, когда каждое последующее действие прямо вытекает из предыдущих. Конечно, сильная личность может вытолкнуть эту телегу на целину и заставить везущих её прокладывать новую колею, но в обычные моменты времени это требует действительно богатырских усилий и огромной воли личности подобной Александру Македонскому, и практически невозможно. Причем анализ исторических последствий например завоеваний Александра Македонского приводит к выводу о том, что через некоторое время телега все равно возвращается в прежнюю колею.
Но периодически эта телега приближается к некоему перекрестку, где колея становится мелкой и начинает работать "эффект бабочки", когда бесконечно малое воздействие может привести к очень большим или, говоря языком Тома, катастрофическим последствиям. Ретроактивно я понял, что именно такой подход к истории представлен в Священном Писании, так как эти "бесконечно малые воздействия" являются малыми только со светской точки зрения. На самом деле именно в эти моменты люди видят пальцы, пишущие слова на стене, которые некоторые объявляют галлюцинациями, а некоторые под влиянием этих «галлюцинаций» меняют ход истории и вопреки всем объективным закономерностям направляют развитие всего человечества вместе с его производительными силами и производственными отношениями в совершенно другую сторону.
Самой значительной точкой бифуркации в человеческой истории, конечно, является рождение в Иудее сына плотника, который стал бродяжничать и проповедовать соблазнительные для иудеев и совершенно безумные для эллинов идеи. Когда он стал одним из сотен еврейских проповедников, распятых тогда Римлянами, мир это просто не заметил и никаких письменных источников, позволяющих отличить его распятие от других распятий людей с похожей биографией, просто не осталось. Кроме тех идей и того впечатления, которое он произвел на своих весьма немногочисленных последователей, дрожащих от ужаса на могиле своего учителя. Поразительно то, что всего через пятьдесят лет, уже после того как Иудея перестала существовать, а иудеи были изгнаны из этой страны, где и произошли эти в общем то незначительные, по сравнению с крахом колоссальных цивилизаций, события, эта крошечная иудейская секта превратилась в мощный геополитический фактор, потрясающий основы Великой Империи. Эта секта, которых в то время были сотни, заставила мощный, высоко организованный, кровожадный народ преклонить колена и согнуть выю перед сыном плотника. Более того, император Домициан вынужден был сделать борьбу с этой сектой приоритетным в имперской политики, которая к тому же оказалась совершенно безуспешным.
Точка бифуркации, свидетелями, а возможно и жертвами которой мы являемся сегодня, конечно не идет ни в какое сравнению с вышеописанными событиями, но зато мы можем стать их участниками и на собственной шкуре проверить свою способность отличать галлюцинации от перста, пишущего на стене. Последний раз такая точка бифуркации была обозначена убийством Михоэлса и интригами Хрущева, о которых мы до сих пор мало что знаем. Это подтверждается, тем, что одновременно с государственным переворотом в СССР, аналогичные перевороты произошли по всему миру – маккартизм в США, решение Бен–Гуриона принять репарации от Германии, расправа с Тьюрингом и Кембриджскими Апостолами в Англии и т.д. Все что произошло после этих событий, включая распад СССР было вполне закономерно и приложения Личности и Воли идущей поперек исторического потока почти не требовало. Действительно, после публикации секретного доклада на XX съезде КПСС и введении инфляционной модели экономики, деморализация и обуржуинивание советской номенклатуры было неизбежными. А зачем буржуинам социализм, СССР и советский народ?
Даже то, что Борис Ельцин сумел сохранить территориальную целостность России, было в каком-то смысле результатом событий 1952 года, так как из них напрямую вытекал не только приход к власти Хрущева, но и попытка Брежнева направить события в русло «социализма с человеческим лицом». Эта попытка может и не достигла своей цели, но привела к культурному взлету 70-х и к лебединой песне советской культуры в начале 80-х. Особенно большое значение для сохранения вполне жизнеспособного ядра Исторической России имело прекращение Брежневым хрущевских гонений на РПЦ, без которого были бы немыслимы ни письмо будущего Святейшего Патриарха Московского Алексия II Горбачеву, ни деятельность отца Александра Меня, ученики которого разлетелись по всему свету, сделав достижения и проблемы лебединой песни советской интеллигенции достоянием других культур и цивилизаций. Более того, сама личность Бориса Николаевича была сформирована именно этими событиями, вплоть до его отказа участвовать в развале страны бандой, вполне сознательно строившей капитализм со звериным лицом Горбачева. Именно это помогло сорвать планы тех, кто хотел направить Россию на Югославский путь, - слишком велик был культурный и интеллектуальный подъем накануне развала. И хотя номенклатура, в своем подавляющем большинстве так и осталась манипулируемой из-за рубежа биомассой, видящей смысл жизни в материальном благополучии и отрицающей наличие хоть какого то смысла в истории помимо удовлетворения потребностей белковых тел, но наличие в России достаточно большого количества людей, готовых осознать перспективу, делало розыгрыш националистической, или вернее нацисткой карты внутри России затруднительным. С другой стороны наличие у России не только ракетного оружия, но и противоракетной обороны с элементами космического базирования, исключало игру ва-банк прихватизаторами, которые не могли рассчитывать на военную поддержку из-за рубежа, несмотря на все хихиканья Коха. Бедняги были вынуждены опасаться даже воров в законе и бандитов Быкова, не говоря уже о русском бунте, который возможно был бы далеко не бессмысленным, но, уж наверняка, беспощадном.
Сейчас мы стремительно приближаемся к новой точке бифуркации, которая по своему значению аналогична точке бифуркации 1935 года, описанной в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Именно эта бифуркация предопределила исход борьбы между финансовым капитализмом и капитализмом индустриальным. Эту борьбу для финансового капитализма ценой неимоверных жертв выиграл некий строй, природа которого до сих пор остается неизвестной и который можно условно назвать сталинизмом. Несмотря на очевидность полезности промышленности и неочевидность полезности мировой финансовой системы, хочется обратить внимание на то, что индустриальному капитализму люди не нужны. Люди мешают капитализму вообще, но особенно люди мешают именно капитализму индустриальному - ресурсы жрут без толку и размножаются без учета потребностей производства. А вот финансовый капитализм обнаружил способ генерировать рабочие места практически неограниченно, не останавливая машину цивилизации, движимой похотью, голодом и отчаяньем. Это позволило финансовому капитализму отложить в долгий ящик основную задачу капитализма вобще– уничтожение не нужной рабочей силы, что собственно и предопределило союз во второй мировой войне между финансовым капитализмом и сталинизмом, который пытался опираться именно на рабочую силу. Что ждало Европу в случае, если бы визит Воланда в Москву оказался более успешным, все могут ознакомиться по другому роману того времени– «Трест Д.Е.» Ильи Эренбурга.
Волна изнасилований, прокатившаяся по политической сцене свободного мира, может создать впечатление, что точка бифуркации, к которой мы сегодня очень быстро приближаемся, носит характер фарса, но позвольте Вам напомнить, что печи Освенцима и Бухенвальда тоже начинались с починки примуса Бегемотом. Между тем наиболее последовательный поклонник Булгакова Иосиф Виссарионович Сталин, которому компетентные органы, постоянно обыскивавшие комнату Булгаковых, не могли не положить на стол первые версии романа, хотя бы в силу своего образования не мог не видеть мистическую основу и романа и точки бифуркации 1935 года, в том числе и то какую роль лично ему предстоит сыграть в событиях , вытекающих из этой бифуркации. И согласился он сыграть эту роль вполне сознательно именно в 1935 году. Более того, есть очень серьезные основания полагать, что Булгаков когда писал эти версии и представлял себе своего читателя, видел усы и трубку. И хотя по всей видимости Сталин впоследствии спрятал от себя это понимание, но в ноябре 1941 года, когда ни Коминтерна, ни пролетарской солидарности трудящихся уже не было, а немецкий пролетариат наматывал на гусеницы танков своих советских братьев миллионами, причем явно не собираясь останавливаться на достигнутом, Сталин побежал спасаться не к Воланду и даже не к Иешуа-Га-Ноцри. И возможно, что воспоминание о «Евангелие от Сатаны» внесло свою лепту в то, что он тогда вспомнил о событиях 1935 года и принял те решения, которые он тогда принял. Причем, последующие события показали, что и после того, как непосредственная опасность немедленного уничтожения откровенно инфернально-языческими силами отошла на второй план, он не забыл то, что произошло в декабре 1941 года, и в 1943 году круто изменил направление развития страны. Точка бифуркации 1952 года скрыла от нас его планы, но то, что они весьма отличались от его планов в 1940 году не только возможностями, но направлением развития, не вызывает сомнений.
СССР, несомненно, был скрытой формой существования Исторической России, и с этой точки зрения, несмотря на варварское преследование Церкви, она пришла к 1935 год с православной культурой, представленной Булгаковым и Шолоховым, Сергеем Эйзенштейном и Дмитрием Шостаковичем, которые не только сумели сами осмыслить происходящее, но и на подсознательном уровне передать это понимание всему обществу. К сожалению, в современной литературе не видно ни Булгакова, ни Эренбурга и вопрос о приближающейся точке бифуркации, не говоря уж о ее мистической основе, просто не обсуждается даже теми, кто должен был бы это делать. И это несмотря на декларируемое восстановление роли Церкви в жизни общества. Между тем по сообщению вдовы писателя, Елены Сергеевны, последними словами Булгакова о романе «Мастер и Маргарита» перед смертью были: «Чтобы знали… Чтобы знали»
»

Comments

( 44 comments — Leave a comment )
whiteferz
Jul. 19th, 2011 02:36 pm (UTC)
Адын Дегтярь на Калке погоды не сделал бы.
.
abrod
Jul. 19th, 2011 06:36 pm (UTC)
Re: Адын Дегтярь на Калке погоды не сделал бы.
В 11 лет я бы попробовал.
Само собой, - whiteferz - Jul. 20th, 2011 07:28 am (UTC) - Expand
Re: Само собой, - kadiyabdurahman - Nov. 17th, 2011 11:59 am (UTC) - Expand
jkl_jkl
Jul. 19th, 2011 03:00 pm (UTC)
Сандро! Я не понял смысла этой фразы:
сама личность Бориса Николаевича была сформирована именно этими событиями, вплоть до его отказа участвовать в развале страны бандой, вполне сознательно строившей капитализм со звериным лицом Горбачева.

что означает капитализм со звериным лицом Горбачева???


вы явно переоцениваетет роль личности в истории

история движется в направлении равнодействующей силы, слагаемой из усилий отдельных индивидов

напрвление этой силы меняется тогда, когда какие-либо массы людей отсекаются от участия в мировой истории (так, например с 39 по 52 годы европейские евреи были выключены из этого процесса)

при этом поворот происходит не мгновенно, а годами, поскольку всё человечество - это крайне инерционная масса

я не знаю, как повлияли на современников Александр Македонский или Иисус Христос, поскольку всё это за долгое время, прошедшее с тех пор, обрасло многочисленными легендами

знаю только, что Сталин не может сравниться по влиянию на потомков ни с тем, ни с другим, поскольку уже через три года после его смерти созданная им система подкосилась, а через 38 лет рухнула окончательно, и Евангелистов на горизонте пока не видно ;)

искусство - исключительное творение человеческого мозга

это продукт индивидуальной обработки окружающей действительности и, главное, - подсознательного, в том числе, снов

именно так я воспринимаю и Босха (который мне не адекватен), и Булгакова (фантазии которого мне ближе, поскольку я их почти понимаю)

есть ли у искусства история?

вряд ли

скорее, это собрание неких фактов, а история должна быть почти поступательной ;)
abrod
Jul. 19th, 2011 06:51 pm (UTC)
Re: Сандро! Я не понял смысла этой фразы:
Капитализм со звериным лицом Горбачева это ссылка на воспоминания Наины Ельциной, опубликованные на сайте ее дочери, в которых она описывает, как ее муж сразу после перевода в Москву, после первого же совещания у Горбачева, вернулся весь черный и сказал: "Я с этой бандой страну разваливать не буду".
История искусств сушествует и ее изучал Принц Вильям, до того как пошел служить в армию. И правильно сделал. Если бы руководители России изучали историю искусств мы бы сейчас жили по другому. В частности я очень боюсь что ВВП проиграет с треском из-за своего незнания истории искусств.
Если считать что Сталиным было создано государство Израиль, то эта система существует до сих пор, хотя и в сильно изменившемся виде. Что касается Сталинского СССР то он был уничтожен в 1952 году, так как то государственное образование, которое существовало с 1952 по 1965 год не имело отношения ни к Сталинскому СССР, ни к Исторической России, в чем легко убедится изучив то искусство, которое создавалось в то время. Про Брежневский социализм я высказался в тексте
что ж, спорить не буду - jkl_jkl - Jul. 19th, 2011 09:48 pm (UTC) - Expand
Re: что ж, спорить не буду - abrod - Jul. 19th, 2011 10:00 pm (UTC) - Expand
нет, честно! - jkl_jkl - Jul. 19th, 2011 10:07 pm (UTC) - Expand
Re: нет, честно! - abrod - Jul. 19th, 2011 10:18 pm (UTC) - Expand
sudislav
Jul. 20th, 2011 06:09 am (UTC)
на историческом факультете МГУ.
Вы ж говорили,что учились на мехмате и были офицером ракетчиком...
plotnikk
Nov. 22nd, 2011 12:08 am (UTC)
Доброго здравия!
Хорошо сказано.
"Скрытая форма исторической России" -да, да - это мистика самой России, в которой легко умещается все многообразие, вплоть до экзотического, её форм и видов.
abrod
Nov. 22nd, 2011 12:14 am (UTC)
Сам себя не ...
Мне иногда кажется, что кто то этот пост положил кому то на стол. И этот кто-то стал потом говорить об исторической России именно этими словами и именно в этом смысле.
Если есть вопросы по посту, то задаваете. Мне важно знать, что понятно, что нет.
plotnikk
Nov. 22nd, 2011 12:19 am (UTC)
Это серьезная тема. У нас уж утро морозное). Продолжим вечером.)
abrod
Nov. 22nd, 2011 12:27 am (UTC)
Жду
poulsam
Mar. 16th, 2012 02:37 am (UTC)
Меня всегда удивляли люди типа вас или вассермана, когда с середины повествования человек отвергает логику и начинает с тем же видом извергать дремучести, не выдерживающие даже поверхностной критики, сплетая их в такой клубок, что удивляешься силе человеческого мозга, способного выдавать продукцию, не используя разум. Остается рот открыть и мысленно добавить в кунсткамеру
abrod
Mar. 16th, 2012 02:50 am (UTC)
Я понимаю, что Вам тяжело. Ну так и не напрягайтесь. Сложите это все это в свою кунсткамеру и ступайте себе с миром. Какие проблемы слушай, все хорошо, демократия еттыть.Все говорят, что хотят.
(no subject) - poulsam - Mar. 16th, 2012 12:00 pm (UTC) - Expand
keygene
Jan. 11th, 2013 04:17 pm (UTC)
>Достаточно сравнить Магрита и Дали с Вермеером и Питером Брейгелем...

Очень заинтересовал красивый пейзаж по ссылке на "Магрита".
Как понял из описания это Paul Delvaux, Paysage aux lanternes.
Стало непонятно, какое отношение он имеет к Рене Магритту?
Спасибо за труды, читаю с удовольствием!
abrod
Jan. 11th, 2013 04:29 pm (UTC)
Отношение чисто смысловое по тексту, как пример выдуманного пейзажа. А Магрит прямо в тексте.
(no subject) - keygene - Jan. 11th, 2013 04:54 pm (UTC) - Expand
ksenia_stranger
Mar. 27th, 2013 02:04 am (UTC)
называется она история искусств.
Изобр. искусство - Замечательный инструмент вИдения духа и характера эпохи. А иконография четко показывает духовное состояние Церкви.
Икона как индикатор.- http://ksenia-stranger.livejournal.com/32385.html
Где-то у Вас промелькнуло, что Вы написали книгу о иконографии, пытаюсь прошерстить Ваш Журнал в поисках информации о ней, но тщетно...
Ваше "Личное сообщение" закрыто, можно ли спросить у Вас здесь - есть ли какой-то доступ к Вашей книге, опубликована ли она?
"прекращение Брежневым хрущевских гонений на РПЦ," - это не совсем верно, в 85-м о.А.Мень был на грани ареста, но все это не идет ни в какое сравнение с тем, как МП разрушает Церковь своими руками сегодня...
С уважением,
Ксения.
ps.Живем под Бостоном, мне можно позвонить.781-793-0387.
ksenia_stranger
Mar. 27th, 2013 02:43 am (UTC)
индустриальному капитализму люди не нужны
Индустриальному капитализму люди не нужны - на эту тему есть статья
Саши Минкина "Молодые людоеды" 2001-го года, если не попадалась - её легко найти.
abrod
Mar. 27th, 2013 02:50 am (UTC)
Re: индустриальному капитализму люди не нужны
Вы знаете меня очень обеспокоило известие, что мои инбох закрыт. Так не должно быть. Вы не могли бы послать что нибудь еще раз?
wiolowan
Apr. 10th, 2019 05:27 am (UTC)
А какая бифуркация произошла у Сталина в 1935 году?
abrod
Apr. 10th, 2019 06:12 am (UTC)
А почему Вы думаете что она произошла у Сталина?
(no subject) - wiolowan - Apr. 10th, 2019 06:18 am (UTC) - Expand
( 44 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner