?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тут Президенту захотелось фурсенку уволить. После всего, что он натворил его не увольнять надо, а экспортировать как лабораторное животное или биологическую культуру с неукоснительным соблюдением 94-го закона. Но по здравом размышлении, я пришел к выводу, что врядли дело в извращенной личности Фурсенко, хотя и это тоже исключить нельзя. Значительно важнее диагностировать проблему Фурсенко как культурологическую, и проблема эта называется «низкопоклонство перед западом». Все поздняя советская номенклатура преклонялась перед США как перед идолом, и пыталась перенести на Российскую почву все, что ни попадя. Но проблема в том, что американская система образования в современной России никак прижиться не может. Прежде всего потому, что американская система образования не является само-достаточной и никоим образом не обеспечивала тот замечательный научно-технический прогресс, который случился в США в 20-м веке.
Более того эта система образования несомненно ответственна за тот ужасный культурный и экономический кризис, который США переживают в настоящий момент и который они экспортируют во все остальные страны Pax Americana. С какой-то точки зрения системы образования в США просто нет, и студентов натаскивают теми же методами, что собачек в цирке. Это так и называется – трейнинг. Надо сказать, что таким образом натасканные специалисты прекрасно справляются с любыми проблемами, которые их подготовка позволяет решать. Но отыскивать проблемы в существующей системе знаний, критически переосмысливать ее они просто не умеют. Эти недостатки покрывались непрерывным притоком мозгов из стран Европы, сотрясаемых войнами и революциями, мозгов созданных другой традицией и другой системой образования – If somebody is the best, we bring him to America. Европейские гении в США получали прекрасные возможности для проявления своих талантов, практически неограниченные финансовые и материальные ресурсы для внедрения своих идей, жадный до новых технологий венчурный капитал, американский изобретательский гений и замечательно тренированных специалистов, готовы немедленно подхватить эти идеи и довести их до серийного производства. Эта система работала довольно долго, но последнее время стала сбоить. После победы в холодной войне американцы вообразили, что им больше никто не нужен и ударились в оголтелый национализм. Во первых они перестали доверять европейским специалистами, используя их как правило на подсобных работах. Во вторых США, стремясь упрочить свое культурное влияние, стали экспортировать свои образовательные методы в покоренные европейские страны, так или иначе попавшие в Pax Americana, чем подорвали источники импорта мозгов.
В частности это влияние проявилось уже в позднем СССР, когда под влиянием США, сумевших промыть мозги поздне-советской номенклатуре, начали меняться требования к кандидатским и докторским диссертациям. Если в сталинское время и вплоть до 70-х годов кандидатская диссертация предполагала некий значительный фактор новизны, а докторская создание нового научного направления, то в конце 70-х и в 80-е эти требования постепенно трансформировались для кандидатской степени в чисто квалификационную способность демонстрировать наличие определенного уровня знаний, а для докторской способность компилировать и писать монографии. Несмотря на то, что эти негативные процессы несомненно внесли свой вклад в замедление темпов научно-технического прогресса и кризис научного метода в масштабах всего человечества, они одновременно способствовали усилению относительного могущества США за счет ослабления геополитических конкурентов, что создало эффект положительной обратной связи и углубление кризиса.
Кроме того, система образования, внедряемая Фурсенко, находится в радикальном противоречии не только с геополитической ситуацией, в которой находится Россия, но и со всей ее историей и культурой. Прежде всего России неоткуда ожидать притока высококвалифицированных иностранных специалистов, способных стать генераторами идей и уже доказавших эти свои способности в научном сообществе – состязаться с США в привлекательности карт-бланшей Россия все равно не может, даже когда речь идет о российских ученых. Сказывается эффект отсутствия научной среды. По этим же причинам Россия не имеет механизма выявления собственных «гениев» - единственное, что может прошибить коррумпированную систему присвоения ученых степеней и оценки научных заслуг это признание на Западе, что автоматически означает приглашение на работу в ведущие научные центра мира на весьма привлекательных условиях. Превращение Фурсенкой в компост российских ученых предыдущего поколения тоже не способствует преемственности научных школ, так как талантливые молодые ученые имеют возможность наглядно оценить свои перспективы в будущем, когда они перестанут быть молодыми и многообещающими.
Культурные же противоречия превращают фурсенковщину в настоящую злокачественную опухоль. Российская система образования, ее научная школа были получены Россией от немцев, чей сумрачный гений сумел создать гимназическую систему образования, и науку, едва не поставившую на колени весь остальной мир, включая Великобританию и США. Причем в начале 20-го века Россия начала отрываться от своих учителей и приобретать самостоятельность, грозившую Германии утратой лидирующих позиций. Что собственно и стало причиной и первой и второй мировых войн. Великая октябрьская социалистическая революция парадоксальным образом законсервировала германскую научную школу в СССР, защитив ее от парового катка англо-саксонского либерализма, раздавившего ее в пыль в самой Германии. Надо сказать, что в советских университетах и шарашках достижения германского гения синтезировались с американским изобретательским гением, оказавшим весьма серьезную помощь СССР в первой половине 20-го века. В результате образовалась уникальная научная школа, причем главным ферментом этого синтеза была православная антропология, провозгласившая целью системы образования воспитание советского человека, идеал которого позаимствовал множество черт у православия.
Одной из этих черт был несомненно историзм сознания. Когда я оказался в аспирантуре NYU меня поразила разница в преподавании такой аполитичной науки как физика. В СССР физика преподавалась исторически:
сначала нам рассказали как устроена классическая вселенная в том числе законы ньютона, кулона и максвелла, потом объяснили что все законы классической механики недостаточны для понимания этой вселенной и что над всем царит второй закон термодинамики. Потом нам показали противоречия классической физики с электродинамикой и предложили забыть все основополагающие принципы и освоить основы специальной теории относительности и квантовой механики. Причем каждый раз создавалась законченная картина вселенной в которой каждый раз обнаруживалась маленькая дырочка, заглянув в которую можно было увидеть другую еще более прекрасную вселенную. В результате вырабатывалось мышление разыскивающее эти дырочки в любой теории, в любой картине мира и позволяющая создавать новые картины мира.
В США физика преподается совершенно по другому – нынешнее научное мировоззрения объявляется совершенством, а вся предыдущая история науки как последовательность итераций и интеллектуальных сальто-мортале приближавших это совершенство. Которое в дальнейшем будет только уточняться в деталях, но никаких дырочек не предвидится никогда. При этом если в России научные достижения в полном соответствии с научным методом, сформулированным в ходе построения купола Святой Софии, имплицитно рассматривались как откровения свыше, а ученые как обладатели некоего дара, не поддающегося оценке никакими формальными методами, кроме способности решать сложные и нетривиальные задачи, то в США способность решать задачи считается производной от быстродействия и способности запоминать. То есть человек рассматривается как некий компьютер, а задача системы образования как отбор индивидуумов с максимальным быстродействием и объемом памяти. Это стремление формализовать оценку человеческих способностей достигло своего апофеоза в экзаменах по системе multiple choice, разработанных в Принстоне и известных в России как ЕГЭ. Все это блеянье Фурсенко про борьбу с коррупцией методом внедрения ЕГЭ следует отнести в разряд мерзейшего лицемерия и смердяковшины, характерных для той антисоветской тоталитарной секты, в которую превратилась позднесоветская горбачевская номенклатура, угробившая и страну и огромное количество своих соотечественников во имя легализации на Западе своих претензий на экономическое и социальное превосходство. На самом деле ЕГЭ для Фурсенко является результатом низкопоклонства перед Западом и имеет целью уничтожение русской культурной и научной традиции, так как только зрелище нации манкуртов может успокоить страх этой секты перед приговором истории. К счастью, судя по всему, Президент понял, что продолжение этой политики несовместимо с технологической модернизацией России. А планы стереть российскую научную и культурную традицию, с тем, чтобы из образовавшейся мерзости запустения слепить новый, с точки зрения этой секты правильный народ, соответствующий Болонской системе, не совместимы с самим существованием России как субъекта истории.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
delvin_stil
May. 24th, 2011 04:52 am (UTC)
Ну, я бы не сказал, что тот же Гарвард вовсе не выпускает хороших специалистов, способных анализировать, а не только работать в узкой области. Тут скорее дело в личном желании учащегося. Дети (тинейджеры) не хотят учится, им подавай пива, баб и попсы... Впрочем, этого хотят не только тинейджеры.
abrod
May. 24th, 2011 05:02 am (UTC)
А вы в Гарваде работали? А пива баб и попсы это мне подавай - до сих пор жажду, Прости Господи. Хотя попсу не надо - видите сам себя оклеветал. Да и пива только что напился под завязку - не хочу больше. Этот пост кстати пивной. Можете угадать какое пиво за ним стоит?
delvin_stil
May. 24th, 2011 05:13 am (UTC)
Я не работал, но у меня там знакомые учились. Вы же помните, я вам кидал ссылку на сайт про Игоря Фокина (www.igorfokin.com) или это я не вам кидал. В общем, по этой ссылке становится понятно, что именно меня с Бостоном связывает.

Ну, марку пива определить сложно)) Я уж американские и не помню. Да и не пил я их)))

Насчет пива, баб и попсы, все зависит от того является ли это желание доминирующим и определяющим в жизни человека. Если доминирующее и определяющее (при этом с наличием всех трех составляюзщих, только попсу можно заменить к примеру на Реп) то человек не способен стать специалистом в каком то деле:-)))
abrod
May. 24th, 2011 05:20 am (UTC)
Ну, марку пива определить сложно)) Я уж американские и не помню. Да и не пил я их)))
А зря - я сейчас напился Sapporo premium/ У меня все самые важные события в жизни почему то с пивом связаны. С суши. тут у меня радом кореец откыл полулегальную сушную - просто исключительного качества суши делает. И дешево. Тунца сам ловит - ой мама! Очередь стоит. Скоро закроют наверное - конкуренты не потерпят.
delvin_stil
May. 24th, 2011 05:22 am (UTC)
Не пил потому что в те годы, когда я был в США, я был маловат, чтобы пить пиво) Вот сейчас, если таки смогу приехать в США (15 лет со смерти отца) с театром, повыступать на Браттл Сквер, тогда и пиво попью)
abrod
May. 24th, 2011 05:35 am (UTC)
Заезжайте в Нью-Йорк
delvin_stil
May. 24th, 2011 07:28 am (UTC)
Боюсь, что с тем бюджетом с которым я поеду, до Нью-Йорка добраться будет трудно, даже несмотря на то, что по идее сборы с выступлений (а давать представлений в день я буду столько же как некогда отец, а именно около 8 получасовых спектаклей - 25 минут на самом деле) должны и покрыть расходы на поездку.

Я тут хотел бы с Вами посоветоваться - выслушать сторонее мнение в отношении одной историко-культурологической статьи над которой я начинаю работать. Если Вам это, конечно, интересно. Как можно это сделать, в личке или например по какому-то из мессенджеров, скайп, ICQ?
pullum
May. 24th, 2011 06:44 am (UTC)
Спасибо, очень понравилось
(Deleted comment)
ivanov_su
May. 24th, 2011 05:20 pm (UTC)
между чем и чем?
первый овощ я расслышал - баклажан. Но на что его менять можно - я не понял...
С моей точки зрения - два советских вуза, преподавание в сов. вузе, американский универ, ежедневная работа бок о бок с "птенцами" вузов Европы, Америки и Японии - классическая (хоть и палочная) система по-прежнему является наиболее эффективной в деле создания сапиенса из обезъяны (за последние сто тысяч лет мы, как вид, изменились мало).
abrod
May. 26th, 2011 09:06 pm (UTC)
Re: между чем и чем?
abrod
May. 26th, 2011 09:04 pm (UTC)
ЕГЭ как один из параметров, определяюших судьбу человека, мог бы быть благом, но стремление Фурсенко абсолютизировать ЕГЭ привело к тому, что оно стало абсолютным идиотизмом. И МФТИ кстати помоему так упал, что ставить его в пример по моему больше нельзя. Двух уровневая система может и не плоха, но получается, что человек становиться специалистом, допущенным к самостоятельной, творческой работе только после 3 (бакалавриат)+2(магистратурв)+3(докторантура)+ 2(постдок)= 10 зубрежки и социального дарвинизмы. Такого ни один талантливый человек не выдержит. То есть до конечной станции будут добираться только то что и добирается.
(Deleted comment)
abrod
May. 27th, 2011 01:08 am (UTC)
Не знаю, я тут общался с молодежью полгода назад .... Может быть по Вашей специальности. Хотя что такое машина Тьюринга они тоже не знают. Они вобще не знают кто такой Тьюринг. Хотя там были ребята с ФОПФа в основном.
arkhipoval
May. 24th, 2011 08:23 am (UTC)
Ну вот, казалось бы, Фурсенко работал в институте Иоффе, а не был комсомольским лидером, освобожденным секретарем каким-нибудь.А ничего не помогло...
А вообще, есть ли на свете такая страна,где родители подростков не жалуются на образование?
В Израиле проблема такая же, я там не жила, но люди жаловались, что факультативные предметы и оказываются самыми востребованными, а соответственно требуют репетиторов(хотя я категорически лично против репетиторов);
В Англии ( у меня там племянники )-результат ужасающий,здесь были тройки и тройки с минусом, там "пятерки в мой дневник, как ласточки летят";
Про Мексику -говорить не стоит, они до 15 лет вырезают из глянцевых журналов картинки и наклеивают их на домашние задания, зачастую этим и ограничивая решение. Интересно, что в Мексике нет( в обычных школах) грамматики и испанского языка. То есть, если ты хочешь или тебе нужно грамотно писать, то ты должен учиться сам. А так получается на испанский манер интернетовский олбанский.
А вот в нашу 239 питерскую школу все, кто ее закончили, и еще здесь живут, стараются поместить своих детей. Да и гимназия на маяковского вроде ничего...
Может, пронесет, может одумаются...
jkl_jkl
May. 24th, 2011 08:34 am (UTC)
секрет Полишинеля прост:
в образование, науку и культуру надо вкладывать деньги

тогда и специалисты найдутся

и дело тут вовсе не в имяреке ;)

(Америка, кстати, больна той же болезнью: катастрофическим недостатком финансирования)
abrod
May. 26th, 2011 09:08 pm (UTC)
Re: секрет Полишинеля прост:
Я думаю вы ошибаетесь. В том состоянии в котором находиться наука и культура им деньги давать бесполезно. Сначало надо хоть немного сорняки прополоть.
ivanov_su
May. 24th, 2011 05:23 pm (UTC)
Удивительный оптимизьм :-)
"К счастью, судя по всему, Президент понял, что продолжение этой политики несовместимо с технологической модернизацией России."???
Откуда такой оптимизьм? От того, что члены тандема - православные (судя по свечкам)?
jkl_jkl
May. 24th, 2011 06:42 pm (UTC)
вообще-то определяют не по свечкам
;)
ivanov_su
May. 24th, 2011 08:42 pm (UTC)
ну я тогда не знаю....
А как еще у членов тандема проявляется это самое православие?
jkl_jkl
May. 24th, 2011 08:52 pm (UTC)
вот у членов и проявляется
;)
abrod
May. 26th, 2011 09:12 pm (UTC)
Re: Удивительный оптимизьм :-)
Ну помоему они хоть что-то делать стали. Хотя вы правы - радуюсь каким-то намекам и говорильне. Хотя кончно Православие может помочь, если только оно будет, настоящее, а не полу-протестантская жвачка.
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner