?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не все так плохо. Оказывается авторы "Русского журнала" читают и стараются понять Достоевского и Толстого. И не без успеха. Федор Михайлович конечно вращается в гробу, узнав что эти размышления о нем они публикуют в "Спутнике и Погроме", но не все сразу. Главное вектор правильный.
Я копипастну те места, которые хотелось бы подчернуть карандашем и выделю болдом, то что вызывает положительные эмоции

Толстой и Достоевский — это как в германо-скандинавской мифологии Тор и Один. Тор очень крутой: он воин, у него молоток, его числили своим патроном невозможно милые викинги…
А Один, принявший распятие на Мировом Древе, круче.


Толстой и Достоевский — это как в германо-скандинавской мифологии Тор и Один. Тор очень крутой: он воин, у него молоток, его числили своим патроном невозможно милые викинги…

А Один, принявший распятие на Мировом Древе, круче.

-

А вот про Толстого не говорили, что у него, допустим, был роман с Чертковым.

-

Позиция Достоевского раздражает его противников в спектре от либералов до социалистов, а именно этот самый «спектр» является «хозяином дискурса» последние полтораста лет. И вот интересно получается: человек «противоречит объективному ходу истории», но, тем не менее, к нему приходит мировая слава. По законам диалектического материализма так быть не должно. Достоевский является национальным авторитетом — вопреки вкусам и мнениям идеологической элиты! Как это, почему?
Не думаю, что шибко способен на этот вопрос ответить. Зачем — при здравствующих Игоре Волгине и Людмиле Сараскиной, при доступных книгах Юрия Селезнёва и Георгия Фридлендера…



Тут опять вспоминается мысль Гоголя (от которого Достоевский, несомненно «произошёл») — я её цитировал в одной из предыдущих статей, перескажу теперь своими словами. Трудно полюбить Бога. Как это сделать? Попробуйте полюбить людей. Но люди так несовершенны и гадки, как увидеть в них братьев? Полюбите родину, возблагодарите Бога за то, что вы русский, — и тогда почувствуете их братьями, как бы несовершенны они ни были.

Достоевский же писал по старинке. Его интересовала суть вещей. Поверхности (художественной форме) он отдавал должное, но и только. Достоевского в большей степени нужно читать головой. Тут важен не житейский, бытовой и чувственный опыт («да, так бывает, вот у меня тоже случай…»), а опыт сильных «пограничных» переживаний и глубоких размышлений. Если у тебя нет к этому склонности, Достоевский не твой писатель. Покажется нудным и надрывным одновременно.

«Русские не нация, а квазиимперское образование», — говорят наши стратегические небратья (или «имперское квазиобразование», не помню), очевидно, полагая, что нация — это что-то плавно опускающееся с дерева, вроде обезьяньей стаи. Да, русский народ был собран из разных племён, из враждующих между собой московитов, тверичей, рязанцев и новгородцев. И образование это оказалось неожиданно устойчивым и долговечным, хотя имело кучу шансов рассыпаться. А кто собрал, кто отлил этот философский камень? «Начальство».

(Не начальство, а Церковь. Поэтому небратья только делают видит, что они борятся с начальстом, а на самом деле они борятся с теми, кто под прикрытием государства продолжают Верить и молиться вопреки всему. Не понимает это и автор и поэтому не может понять, что нельзя рассуждать о Достоевском у Просвирнина. Примечание мое abrod)


Не удалось увернуться от разговора Ивана Карамазова с Алёшей о пресловутой «слезинке». Мало кто из тех, кто поминал когда-либо эту «слезинку», помнит смысл эпизода: Иван, томимый внутренним бесом, искушает Алёшу, «соблазняет единого из малых сих», чтобы поколебать его веру. Задаёт ему задачу, которая с точки зрения «чистой нравственности» без «исторической» составляющей не решаема.
Не впадать в известное искушение: если дети страдают и умирают, то Бога нет!
Это сильный аргумент. Но вот если у кого нет детей, если он вообще «чайлдфри», но очень любит, допустим, деньги (очень трогательно любит, как Акакий Акакиевич — шинель), ведь тогда получается «если у меня кошелёк украли, то Бога нет ».

.
(Дальше начинается сами понимаете что Мой комментарий ко всей статье abrod:)
И вот тут как раз и проявляется предыдущая ошибка автора. Не понимая роль Церкви в построении Государства Российского, он не может понять и ее роль во взаимодействии нравственного и исторического. И подсознательно изменяет текст Достоевского, вплоть до полного разрушения смысла разговора Ивана Карамазова и Алеши о пресловутой "слезинке". Дети не умирают. их убивают, причем самым садистским образом. Затравливают собаками на глазах у матери. И с позиций "чистой нравственности" Ивана Карамазова ответ есть - надо поменять устройство мира и устроить майдан. И плевать, что на твоих плечах на смену Януковичу придет Ярош, или вернее сами понимаете кто. А Алеша, кстати, в отличие от Ивана до идеи революции не созрел и готов расстрелять негодяя лично, без майдана. После чего ему, применительно к сегодняшнему дню, прямая дорога в ополчение, к борьбе с предотвращением ада на Земле, а не к борьбе с Божьим миром, раз дети умирают. Как это получается у Ивана Карамазова и автора статьи.

Собственно куда бы я не пошел, что бы не взял почитать, везде я наталкиваюсь на то, что русские не знают о восстановлении Церковного общения трех частей Православной Церкви Императорской России, о котором я рассказал в посте Proud to be american, и не могут осмыслить действительность, так как представляют Церковь этакой табуреткой на двух ножках. Причем парадоксальным образом в этой экклесиологии исторический опыт Американской Православной Церкви худо бедно в результате диффузии прихожан и приходов взяли на себя Патриаршая Церковь Москвы и объединившаяся с ней или вернее вернувшаяся к ней Русская Православная Церковь Зарубежом, а вот исторический опыт Московского Патриархата времен Патриарха Сергия и особенно Патриарха Пимена оказался как бы стерт из исторического опыта Церкви. Именно этим и объясняется и неспособность автора статьи прочитать Достоевского и очень невнятная реакция РПЦ МП на события В! Украине. Это после Пуси Райтс то?!!
А не увидеть связь эффекта табуретки на двух ножках со смутой в Новороссии может только человек ну совсем не знающий кто такой Игорь Друзь и сайт Антимодернизм-точка-ру.
Вот такие дела,

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
sergei_ivernev
Sep. 18th, 2014 09:51 am (UTC)
очень бы хотелось
увидеть продолжение по линии Proude... и вот этого кусочка - о трех ветвях церкви, о Сергии и Пимене. Думаю, что понимаю - но...
Словом, мысль нужно развернуть еще.
С.
abrod
Sep. 18th, 2014 09:57 am (UTC)
Re: очень бы хотелось
Не так то это просто.Сам факт я рассказал и намекнул на следствия. А дать развернутую интепретацию события это задача вообще не для одного человека. Согласитесь, что даже просто осознать, что в результате атаки на АПЦ стерта оказалась роль Сергия и Пимена было не просто. Хотя сейчас это кажется логичным и очевидным. Балланс нарушился. а когда все тали балансировать на шатающейся табуретке выдернули самую толстую и прочную ножку.
sergei_ivernev
Sep. 18th, 2014 10:24 am (UTC)
Re: очень бы хотелось
да понимаю, понимаю. Извините за пафос, нутром чую, что тема очень верная и глубокая - потому и прошу не оставлять.
Хотя, в качестве оффтопа - на полях по поводу нынешней позиции РПЦ МП должны быть и слова о том, что на уровне институциональном там просто не все хорошо - и многое сгнило... Но уровень на котором у вас связываются ветви - понятно, что важнее.
abrod
Sep. 18th, 2014 10:30 am (UTC)
Re: очень бы хотелось
Выи знаете я просто не в курсе, Есть какие-то темы, которые лучше не трогать и не разбирать, если не чувствуешь достаточно сил. (например Кургинян) А то и того, что можешь не сделаешь.

Edited at 2014-09-18 10:31 am (UTC)
sergei_ivernev
Sep. 18th, 2014 11:47 am (UTC)
Re: очень бы хотелось
совершенно согласен.
но если что то для вас самих прояснится - особенно с ветвями церкви - напишите. пожалуйста.
С.
abrod
Sep. 18th, 2014 11:58 am (UTC)
Re: очень бы хотелось
Я вроде нашел старый пост об этом. Сейчас его читаю. поскольку сам половину забыл.
abrod
Sep. 18th, 2014 12:11 pm (UTC)
Re: очень бы хотелось
Только Вы отщелкаете все линки и скажите мне что непонятно. А то обратной связи никакой.
abrod
Sep. 18th, 2014 10:53 pm (UTC)
Re: очень бы хотелось
natazama
Sep. 18th, 2014 12:00 pm (UTC)
надо же, тоже вчера читала Достоевского. Возмутительно актуально.
mikuli_shna
Sep. 18th, 2014 12:59 pm (UTC)
Спасибо. Новый лучик сокровенного проник. Буду с ним носиться, думать...
grom27
Sep. 18th, 2014 01:40 pm (UTC)

«Однажды Гоголь переоделся Пушкиным и задумался о душе. Что уж он там надумал, так никто никогда и не узнал. Только на другой день Ф. М. Достоевский, царство ему небесное, встретил Гоголя на улице — и отшатнулся: — “Что с вами, — воскликнул он, — Николай Васильевич? — У вас вся голова седая!»(c)

ctrl_points
Sep. 18th, 2014 10:44 pm (UTC)
Значит, существует три ветви - РПЦ МП, РПЦЗ и Американская, которые объединили усилия?
А старообрядцы в этом союзе - где? Чем с точки зрения этих союзников, была очередная гражданская война ополчения Старороссии с "Новороссией" протестанта Петра Алексеича?
abrod
Sep. 18th, 2014 10:47 pm (UTC)
Я же говорю о трех ветвях Церкви Императорской России. Старообрдцы не были ее частью. а сейчас они часть РПЦ МП.
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner