Я неоднократно говорил, что вопрос об универсалиях это не только центральный методологический вопрос западного научного метода, но и развилка, цивилизационный перекресток, на котором Запад и Восток Христианства стали ментально расходиться в разные стороны, весьма способствуя этим ожесточению политической борьбы в Европе и невозможности договориться сегодня хотя бы о прекращении огня на Украине или о том, кто в этой войне является фашистом, а кто нацистом. А между тем этот вопрос уже обсуждается на международном уровне, провоципуя заявления МИДа и законопроекты Сената США, после которых остается тольео нажать красную кнопочку Хиллари Клинтон с надписью "перегрузка".
Кстати ЭТОТ сценарий поставит точку в ЭТИХ спорах и даст вполне односзначный ответ на вопрос о реальности универсалий в трактовке не только Канта, но и Вильяма из Оккама. И можно только сожалеть, что уже Кант, бывший Российским подданным, судя по всему не знал о методе подстановок Уильма из Оккама, что делает эту работу еще одним перекрестком, где сошлись или вернее разошлись восточно-христианская историческая наука, и обе западные же германская историософия и англо-саксонская политическая философия.
Originally posted by ninaofterdingen at Кант к вопросу об универсалиях
Далеко не одно и то же, дано ли что-нибудь моему разуму как предмет абсолютно, или оно дано только как предмет в идее. В первом случае мои понятия имеют целью определить предмет, а во втором мы имеем дело в действительности только со схемой, для которой не дан прямо никакой предмет, даже не гипотетически, и которая служит только для того, чтобы представлять нам другие предметы в их систематическом единстве посредством отношения к этой идее, стало быть, косвенным образом.
То есть общему понятию не соответствуют никакой предмет, а это понятие вводится для того, чтобы приводить в систему предметы нашего опыта. Похожий подход у Беркли.
Кант постоянно делает ударение на том, что существовать значит быть данным в чувствах. При этом подходе универсалии конечно не существуют.
То есть общему понятию не соответствуют никакой предмет, а это понятие вводится для того, чтобы приводить в систему предметы нашего опыта. Похожий подход у Беркли.
Кант постоянно делает ударение на том, что существовать значит быть данным в чувствах. При этом подходе универсалии конечно не существуют.