abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

А у них все пучком.

Не согласен по всем пунктам, начиная с эпиграфа, но много полезной фактологии. Поэтому перепостил, скрипя зубами.
Originally posted by zis_man at Экстаз, переходящий в катарсис

Антиформалистический раёк

"Я народных героев люблю

Потому что они все народные

Ну, а разные антинародные -

Я их тоже не меньше люблю

Исторически, что ли, люблю

Потому что всё антинародное

Всё со временем станет народное

Да уже и сейчас ведь - народное

Это вот как раз и люблю".

Дм. Пригов

Действующие лица и их прототипы

Ведущий  - бас

И.С.Единицын - бас

А.А.Двойкин - бас

Д.Т.Тройкин - бас

Музыкальные деятели и деятельницы - смешанный хор.

Прототип И.С.Единицына сомнений не вызывает - об этом говорит и любимая песня вождя "Сулико" и узнаваемо написанная пародия на ригидно-катехизисную речь Сталина (в смысле, сам у себя спросил - сам себе ответил. Возражений нет). Стилистически очень похоже, но это не ко мне, а к психиатру (а, кстати, в каких-то деталях - темпом, повторяемостью, дидактичностью и, своего рода, старческой примитивностью напоминает некоторые особенности музыкального языка Бетховена и литературного - позднего Льва Толстого).

А.А.Двойкин - это Андрей Александрович Жданов, великий специалист по искусству. В 1937 году он в качестве члена Политбюро ЦК визировал расстрельные списки (на его счету их 176), а с 1946 и до смерти в августе 1948 генерал-полковник всерьёз занялся "литературой и искусством", начиная с постановления "О журналах "Звезда" и "Ленинград" и далее везде.

Сходство А.А.Двойкина с Ждановым состоит в первую очередь в том, что текст состоит из ждановских прямых цитат из его выступлений на Совещании деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б).

Д.Т.Тройкин - художественный образ руководителя широчайшего профиля. Как правило, подобные специалисты занимались смежными сферами народного хозяйства, а именно, сельским хозяйством, идеологией и культурой. Это исторически наиболее устойчивый типаж руководителя. И, кстати, Тройкин - результат продолжения работы Шостаковича над "Райком" вплоть до начала 60-х.

В данном докладчике совершенно однозначно угадывается "и примкнувший к ним Шепилов".

Юное поколение, вероятно, не знает, кто это такой. Это совершенно не страшно. Просто, когда в 1957 году группа членов ЦК неудачно пыталась убрать Хрущёва, то на последовавшем вслед за этим Пленуме ЦК и родилась изумительная формулировка "антипартийная группа Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова". (Потому что если бы Шепилова не "примкнули", а перечислили через запятую, то численность "антипартийной" группы превысила бы "партийную". Вопрос стилистики. Но это ещё одна "другая история").

С тех пор несчастный "примкнувший к ним Шепилов" занял в фольклоре место рядом с Пушкиным, который обычно ходит в магазин и моет посуду. Шепилов же, как правило,  появляется четвёртым в тех случаях, когда у троих уже на руках есть бутылка и прочих подобных ситуациях -появляется некстати, является лишним и попадает под раздачу. То есть, стал примкнувшим народным героем.

Я не заметил, как он подошел. Только что сидел не оборачиваясь. И вдруг заглядывает мне через плечо:

— Будем знакомы — Валерий Марков!.. Злостный нарушитель общественного покоя…

— А, — говорю, — слышал.

— Пребывал в местах не столь отдаленных. Диагноз — хронический алкоголизм!..

Я гостеприимно наклонил бутылку. В руках у него чудом появился стакан.

— Премного благодарен, — сказал он. — Надеюсь, все это куплено ценой моральной деградации?

— Перестань, — сказал я, — лучше выпьем.

В ответ прозвучало:

— Благодарю и примыкаю, как Шепилов…

                                                    С.Довлатов "Заповедник"

Так вот, бедолага Шепилов Дмитрий Тимофеевич, секретарь ЦК партии, зачитывая приветственное письмо ЦК Советским композиторам, прочитал ранее не попадавшуюся ему фамилию автора "Полёта шмеля" как "Римский-КорсАков", чем немало развеселил тех из находящихся в зале  композиторов, которым эта фамилия была знакома.

Нельзя это ему ставить в вину, поскольку подобные незначительные оплошности довольно распространены в тех случаях, когда культурой начинают заниматься специалисты, понимающие в ней не намного больше, чем в апельсинах.

Это и известный случай с секретарём ЦК ВЛКСМ (это уже потом он стал председателем КГБ) Владимиром Ефимовичем Семичастным, который обозвал ПастернакА паршивой овцой, а затем и свиньёй

http://sovmusic.ru/download.php?fname=pasterna

и совсем свежий мем "А кто этот дедушка?"

http://sadalskij.livejournal.com/1590246.html

И, кстати говоря, если этого даже и не было в действительности, потому что документальных подтверждений у меня нет, то подобные штуки говорят о великой силе того явления, которое называется репутацией.

Но, хотя выступление Шепилова и дало импульс к сочинению третьей части, тем не менее в Тройкине  угадывается любой специалист по культуре - от простого животновода до Хрущёва (что, в сущности является тавтологией).

В "Антиформалистическом райке" множество текстовых и музыкальных цитат - это естественно.

Часть из них не требует дополнительных комментариев - "Сулико", "Лезгинку", "Калинку" и туш знают и любят все. Некоторые до сих пор любят "Сулико" более других песен.

Но два музыкальных фрагмента вам могут пригодиться.

Песня из кинофильма "Верные друзья". Музыка Т.Н.Хренникова. Это относится к эпизоду 12:30

(Забавно, что фильм снят по одноимённой книге Александра Галича. Но это, как обычно, другая история).

Второй эпизод относится в финалу I акта оперетты Робера Планкетта "Корневильские колокола".  Я долго не мог найти этот фрагмент, оказалось проще скачать клавир, а уж по нему найти видео. С французским у меня совсем плохо (пока не припрёт, разумеется, в этих случаях я свободно говорю на любом языке), а вот английский текст в клавире меня порадовал.

Потому что слова "Just look at that, just look at this!" оказались более чем точным эквивалентом "Смотрите здесь, смотрите там!" из "Антиформалистического райка" 15:35

Да вы и сами узнаете -  на словах "Великий вождь...".

Ремарка Шостаковича

"Описание танца: на мотиве "Смотрите здесь" танцующие смотрят здесь. На мотиве "Смотрите там" танцующие смотрят там. Выражение лиц у танцующих должно быть такое, чтобы наши идейные враги попадали от страха".

И, последнее. Я уж не буду вдаваться в лексические особенности и находки в речи тов. Двойкина-А.А.Жданова, но кое-что из куплетов тов.  Тройкина нуждается в пояснении.

"Эх, Глинка, Дзержинка, Тишинка моя

Расхреновая поэмка, сюитка моя".

Это 14:40

Слово "Дзержинка" в этом контексте означает не только всем известную фамилию и многим близко знакомую улицу, но и композитора Ивана Ивановича Дзержинского (1909-1978), автора очень репертуарной в середине 30-х оперы "Тихий Дон", а также "Поднятая целина" и т.д., вплоть до оперы "Григорий Мелехов", написанной в 1967 году.

С Глинкой всё просто, а вот Тихон Николаевич Хренников немало обогатил фольклор, благодаря и своей фамилии, оказавшейся в народном лексическом мейнстриме, и своему месту в могучей плеяде партийных композиторов.

Ему посвящён целый фольклорный пласт - от анекдотов

Сталина спросили: "Какую улицу можно будет переименовать в честь Хренникова?".

Он ответил: "А зачем переименовывать? У нас ведь есть улица НеГлинка".

до стихов (про оперу Хренникова "Мать". Приписывается Н.Богословскому)

"В Большом премьера новая,

билетов в кассе нет.

Но музыка хреновая

и матерный сюжет".

Поскольку эпиграмма ушла в народ, то появилось много вариаций, но последние две строки пережили Тихона Николаевича и его эпоху. (А, кстати, песни у него были очень хорошие).

Ну, а теперь, когда в общих чертах вроде как всё...

Вот теперь я вам по-настоящему завидую

(но всё-таки в наушниках лучше)

Итак, исполнители.

Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" под управлением Владимира Спивакова.

Совершенно бесподобный солист Сергей Лейферкус (хоть и баритон, а не бас. Зато какой!).

Special guests Евг. Миронов и Б. Ельцин.

Пользуюсь случаем, чтобы передать привет, неоднократно показываемым крупным планом Антону Кулапову и Валере Поливанову (машу рукой в глазок web-камеры).

Итак, предлагаю вашему вниманию бессмертное и одновременно вечно живое в нашей стране произведение Дмитрия Дмитриевича Шостаковича "Антиформалистический раёк".

Послесловие. Оно же Приложение

Вопросы по единице-двойко-тройкинской эстетике (это тоже Шостакович, и, если вы заметили, недавно что-то подобное нам уже попадалось. Вот так и живём, от обострения к обострению, от ремиссии до ремиссии).

1. Какую музыку пишут народные композиторы?

2. Какую музыку пишут антинародные композиторы?

3. Почему народные композиторы пишут реалистическую музыку?

4. Почему антинародные композиторы пишут формалистическую музыку?

5. В чем заключается задача народных композиторов?

6. Должны ли антинародные композиторы прекратить свое более чем сомнительное экспериментирование?

7. Требуем ли мы от музыки красоты и изящества?

8. Чем является музыка не мелодичная, не эстетичная, не гармоничная, не изящная?

9. Что такое музыкальная бормашина и музыкальная душегубка?

10. Какой должна быть лезгинка в кавказских операх?

11. Должны ли мы быть как классики?

12. Должно ли у нас быть все как у классиков?

13. Сложный ли организм у нашего человека?

14. Нужны ли нам симфонии, поэмы, квартеты, сонаты, сюиты, фуги?

Окончательное приложение

Целиком либретто здесь http://www.philharmonic.by/ru/compositions/248-2012-10-31-11-48-36.html

Шостакович от первого до последнего слова.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments