Полуостров между Золотым Рогом и Пропонтидой, на котором вырос Константинополь, хорош всем, кроме одного - источников пресной воды здесь крайне мало. Соответственно, важнейшей из городских проблем стала проблема водоснабжения. Акведуки пришлось тянуть более чем за 200 километров. Однако и из этой сложной ситуации был найден выход - огромные накопительные резервуары или цистерны. Для искателя древностей они представляют ценнейший ресурс - расположенные, как правило, под землей, цистерны избежали разрушения и дошли до нас точно в том же виде, в котором были задуманы архитекторами. Цистерн в Городе множество, я покажу четыре с половиной.
Начнем с известнейшей и самой эффектной - Цистерны Базилики или Yerebatan Saray (Подземный дворец). Этот огромный резервуар, построенный в 528 году по приказу Юстиниана, находится в самом центре города, через перекресток от Айя-София и найти его не составляет никакого труда. Цистерна Базилика входит в Музейную карту, что удобно - после 10 утра на вход выстраивается огромная очередь.
Современники описывали это сооружение так: "Какие труды положил император, чтобы снабдить город водою, я сейчас расскажу. Есть очень большая зала, украшенная колоннами в виде четырехугольника. Эту залу окружают четыре галереи, с каждой ее стороны. Ее и одну из галерей, которая обращена к югу, Юстиниан углубил. Когда вода становилась желанной, нуждающимся своевременно позволялось ею пользоваться" (такие слова хрониста Прокопия приводит С.А.Иванов).
Войдем внутрь и мы. Сделаем это пораньше, пока туристов немного.
Цистерна Базилика имеет размеры 140 на 70 метров, своды потолка поддерживают 336 колонн, выстроенных в 12 рядов. Высота колонн - 8 метров. Все колонны являются сполиями, материалом вторичного использования, то есть взяты из более ранних римских построек, при необходимости подрезаны или наоборот - надставлены до нужной высоты. Пол выложен кирпичом. Вместимость резервуара - 80000 кубических метров, каналами он был связан с другими цистернами, в том числе с цистерной парка Гюльхане. Сейчас вся вода проступает из местного водоносного слоя. Конкретных сведений о связи цистерны с каким-либо акведуком, идущим извне, я не нашла.
Внутрь спускаемся по лестнице, цистерна ориентирована вдоль улицы Yerebatan Caddesi и вдоль узкой северо-восточной стены расположены сувенирные ларьки и небольшое кафе.
После падения города цистерна была совершенно заброшена. Вода стояла высоко и сквозь проломы в сводах местные жители добывали воду и даже ловили рыбу. Кроме того, цистерна служила мусорной свалкой, использовавшейся не только для утилизации бытовых отходов, но и для неприятных криминальных целей - при расчистке многовековых слоев грязи внутри было найдены человеческие останки.
Первые исследования Цистерны Базилика проведены около ста лет назад. В 1988 году цистерна получила статус музея - предварительно из нее вывезли 50000 тонн грязи и укрепили некоторые колонны бетонными "юбками". Базилика стала кинозвездой - тут снимался один из фильмов о Джеймсе Бонде, остросюжетный "The International" и "Одиссея" Кончаловского.
Внутри звучит тихая восточная музыка, бесконечные ряды колонн уходят куда-то во тьму. Над водой, которая стоит сейчас низко, проложены удобные мостки.
Тридцать колонн у западной стены туристу не видны - они закрыты современным бетонным выступом, устроенным неясно для чего (слева на снимке).
Внутри есть несколько артефактов, привлекающих туристов - один из них это "Плачущая колонна", украшенная узором "павлиний хвост", точно таким же, как на колоннах разрушенной Арки Феодосия. Естественно, полагается потрогать один из "глазков" и загадать желание. Для верности можно кинуть монетку в находящийся рядом "Бассейн желаний" - на удачу.
Подсветка искажает цвета, но эта колонна действительно слегка зеленоватая.
В дальнем северо-западном углу осушен небольшой кусочек пола. Здесь внимание привлекают гигантские головы Медуз, используемые как базы для колонн.
Лики выломаны из фриза храма Аполлона в Дидиме (античный город на побережье Эгейского моря в Турции) и, возможно, привезены сюда не просто так. Медуза (сама по себе или даже в компании с вполне христианскими изображениями Богоматери или Архангела Михаила) служила оберегом от отравлений и желудочных хворей, соответственно, помещенные в толщу воды головы чудовищ предохраняли город от заразы.
Для того, чтобы уменьшить вредоносную силу взгляда Медузы, одну голову уложили набок, а вторую и вовсе перевернули верх ногами. Говорят, что здесь не получаются фотографии людей - из 10 отснятых кадров с Медузами у нас не оказалось ни одного удачного.
Оставив ухмыляющихся чудовищ дремать, продолжаем прогулку. Если есть возможность, приятно выпить чашечку кофе с вот таким видом на десерт.
В воде живут огромные рыбы.
Неприятно бесцветные потомки тех, кто случайно попадал в византийские ведра сотни лет назад. Когда-то над цистерной находилась окруженная колоннадой площадь, где располагались школа и библиотека. Сейчас от них не осталось и следа.
Покинув Цистерну Базилика с чувством приятного потрясения, жаждем еще цистерн и Город ненавязчиво нам их показывает. Внимательный турист всегда сует нос в окна и не зря. Вот в двух шагах от Базилики, в переулке Sogukcesme, идущем позади Айя Софии вдоль стены парка Гюльхане находится явно византийская стена с характерным чередованием кирпичной и каменной кладки. В стене есть окна, а в окнах горит свет.
Это цистерна Locantashi, тщательно отреставрированная и превращенная в одноименный ресторан. Несколько раз мне задавали вопрос - а там не пахнет сыростью? Нет, не пахнет, вода давно ушла, а стены герметичны. Говорят, летом в цистернах прохладно.
Внутрь можно зайти и аккуратно поснимать. Высота цистерны 10 метров, а колонны изготовлены специально для этого помещения. Помещение очень величественное. Прямо напротив цистерны Локанташи находится пансион Konuk evi, бар которого, по слухам, тоже расположен в византийской цистерне, однако попасть туда сейчас могут только проживающие с пансионе.
Складывается впечатление, что все дома центра (района Султанахмет) стоят на цистернах. Вот современный магазин ковров и ювелирных украшений за мечетью Султанахмет (Nacibent cad., дом №33). Заходим внутрь и через небольшой вестибюль проходим в правый дальний угол, за лавкой керамики.
По лесенке спускаемся в совершенно бесплатную и отлично отреставрированную цистерну, принадлежавшую какому-то богатому византийскому дому.
Она абсолютно безлюдна, светом управляют датчики движения. 34,3 метра в длину, 9,3 метра в ширину, своды поддерживают два ряда коринфских колонн по 9 колонн в каждом ряду. Эта безымянная цистерна датируется концом 5-началом 6 века, то есть тем временем, когда район еще не был занят дворцовыми постройками
Капители сохранились неплохо.
У стен выставлены кое-какие находки, например, вот такие непонятные столбики с отверстиями - возможно, детали какой-то ограды?
Интересно стоять на лесенке и смотреть как один за другим гаснут светильники и цистерна погружается в бархатную тьму.
Цистерна Феодосия показаться не пожелала - была закрыта без объяснения причин. Согласно описаниям, внутри скрывается зал 45 на 25 метров, украшенный 32 колоннами. Но нам пришлось ограничиться осмотром входа.
И трех пар желтых резиновых сапог.
Цистерны - это не только гулкие загадочные своды. Город имел и огромные открытые резервуары. Один из них можно увидеть на Fevzi Pasa cad., недалеко от монастыря Хора и Харисийских ворот. Хорошим ориентиром будет также мечеть Михримах Султан. Это Цистерна Аэция, названная в честь построившего ее префекта Аэция в 421 году. Цистерна имеет внушительные размеры 224 на 85 метров и 15 метров в глубину.
Правда, еще в византийские времена цистерну осушили и использовали под огороды.
Сейчас здесь стадион Dervis Ali
Оцените масштаб. Толщина стен - 5,2 метра. Вон там, вдали, можно разглядеть дальнюю стену цистерны.
А вообще в Городе открыто более 40 византийских цистерн - простор для исследований.