?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Originally posted by whiteferz at Похоже, 4-й крестовый поход (на Византию) был чем-то вроде Опиумных войн
По результату и 4КП, и ОВ экономически отстающий Запад военными методами разгромил и практически уничтожил конкурента, затем растащил его культурное наследие и переписал историю.

Сконструированная история Византии
Византия вызывает в сознании обывателя массу негативных коннотаций: восточная деспотия, «византийщина», политические интриги, отсталость (по сравнению с Западом). Эти, используя современный термин, мемы, прочно сидят в общественном сознании под видом доказанных исторических фактов. Между тем доминирующий в общественном сознании образ Византии был, по существу, сконструирован и внедрен в общественное поле. Речь не идет о каком-то заговоре или конспирологии. «Научная» история Византии — яркий, может быть, самый яркий пример того, как идеология коверкает историю человечества, искажая ее или даже выдирая целые куски.

Основные тезисы историографии Византии практически на два века задал британский историк Эдвард Гиббон в своем выдающемся многотомном труде «История упадка и разрушения Римской империи». В нем Гиббон сначала описал собственно Рим до его падения в 476 году, а затем включил в рамки своего исследования и Византию, закончив описание ее падением в 1453 году. Гиббон, человек эпохи Просвещения, тем более англичанин, с присущим им рационализмом, на мой взгляд граничащим с догматизмом, а иногда и отдающим цинизмом, не жаловал Европу Средних веков. Он, как, впрочем, и многие другие историки, считал века между крахом Рима (закатом Античности) и Предвозрождением (XIII–XIV века) или даже Возрождением (XV–XVI века) неким историческим провалом народов Европы в дикость и серость. Темные века — так было принято называть этот исторический период. Не слишком жаловал Гиббон и Церковь, чем даже вызвал на себя критику и вынужден был оправдываться. Тем более предельно жестко Гиббон оценивает историю Византийской империи, полагая ее скопищем пороков и интриг, символом исторического застоя, предательством идеалов Античности. Эдвард Гиббон задал традицию трактовки истории Византии, которая надолго стала абсолютно доминирующей в исторической науке и в школьных учебниках (если Византия в них вообще была), в том числе в советских.

Чтобы понять степень презрения историков к Византии, приведем одну цитату. «Относительно Византийской империи вердикт исторической науки таков: это государственное образование являет собой самую низкую и презренную форму, которую когда-либо принимала цивилизация… Рабы и добровольные рабы — как в своих деяниях, так и в своих мыслях… История Византийской империи — это монотонная история интриг священников, евнухов и женщин, полная отравлений, заговоров, повсеместной неблагодарности, постоянных братоубийств». Это цитата из книги У. Э. Х. Леки, изданной в 1869 году, она приведена в книге современного историка Джона Норвича «История Византии», ее можно купить сейчас в московских магазинах. Норвич пишет: «На протяжении пяти лет моей учебы в одной из самых старых и самых привилегированных частных школ Византия казалась жертвой заговора молчания. Я не могу вспомнить, чтобы она вообще упоминалась на занятиях… Я подозреваю, что и сейчас многие люди имеют такое же смутное представление о данном предмете».

Мы наблюдаем и здесь, в России, «такое же смутное представление». Но в отличие от других стран, для жителей которых история Византии имеет преимущественно познавательное и поучительное значение, для нас, русских, Византия — один из источников нашей собственной исторической жизни, важный элемент в основании нашей национальной идентичности, элемент, часто нами игнорируемый, забываемый, но в то же время вызывающий у некоторых злобу и ненависть, а значит, действительно актуальный.

Позволю себе, отбросив «британскую пропаганду», напомнить, чем была в действительности Византия.

Начнем с того, что она так не называлась. Название «Византийская империя» ввели в оборот западные историки уже после того, как она перестала существовать. Это государство называлось Восточной Римской империей, а жители империи продолжали называть себя римлянами. По-гречески римляне — ромеи, отсюда еще один вариант названия: Ромейская империя. Очевидно, новое название было придумано, чтобы подчеркнуть разницу — религиозную, культурную, цивилизационную — между Византией и Римом, Античностью и историей Запада в целом, как-то противопоставить «прогрессивный Запад» «архаичному Востоку». И это удалось в полной мере.

Империя была образована римским императором Константином в 330 году. Победив в борьбе за власть, Константин, намеревавшийся сделать государственной религией христианство, поступил радикально — перенес столицу подальше от сотрясаемого непрекращающимися гражданскими войнами языческого Рима, на восток, в небольшой город Византий, и назвал ее Новым Римом. Началась более чем тысячелетняя история Византийской империи.

В территориальном плане новое государство занимало восточные владения Римской империи, западная же часть таяла под ударами варваров. В VI веке императору Юстиниану даже удалось вернуть, правда на непродолжительное время, часть римских земель — всю Италию, север Африки и юг Иберийского полуострова. Это был пик территориальной экспансии Византии.

В экономическом и торговом отношении империя долгие века доминировала в Средиземноморье. Не было товара, который не производился бы или не мог быть купленным на территории империи. Считается, что в период расцвета империя производила до 90% продукции на территории Евразии западнее Индии. Заметный упадок экономики произошел в XII–XIII веках под давлением Венеции и Генуи.

Константинополь был величайшим городом Средневековья. По оценкам, его население в VII веке достигало 700 тыс. человек. (Население Парижа в это время не превышало 15 тыс. человек.) Пройдет еще много веков, прежде чем европейские города смогут сравниться с Константинополем. Грандиозный собор Святой Софии, построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до 1626 года, когда был освящен собор Святого Петра в Риме. Таким образом, чтобы превзойти византийцев в искусстве строительства, потребовалось более тысячи лет. Город был наполнен дворцами, храмами, виллами богатых людей, произведениями искусства. Когда в 1204 году крестоносцы взяли Константинополь, в результате многодневного грабежа тысячи захватчиков уехали домой богатыми людьми. При этом было уничтожено много произведений искусства, в том числе античного, и поведение крестоносцев немногим отличалось от варварских грабежей Рима почти тысячелетием ранее.

Следы этого великого грабежа можно увидеть и сегодня — в Венеции, на площади Дожей, главной туристической достопримечательности этого великолепного города. Расположенный на площади собор Святого Марка, куда ежедневно стремятся попасть тысячи туристов, был построен в IX веке в суровом романском стиле (другого на Западе тогда не было). Внешний вид собора был радикально изменен после крестового похода 1204 года: он был украшен колоннами и капителями из византийских дворцов. На лоджии собора можно также увидеть знаменитую квадригу лошадей, произведение великого античного скульптора Лисиппа. Квадрига тоже была вывезена из Константинополя, правда, там скульптуры лошадей, как и положено, стояли на ипподроме, а венецианцы зачем-то водрузили их на христианский храм, по-видимому чрезвычайно гордясь своими военными трофеями.

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
(Anonymous)
Jan. 17th, 2014 10:19 am (UTC)
Уважаемый abrod,

А вы не прослеживаете связь между 4 КП и т.н. "татаро-монгольским игом" на Руси ?

А то вот известный "народоволец" Н.А.Морозов в своем "Новом взгляде на историю Русского Государства" как бы намекал, что Бату Хан - это Ватикан. :)
stroke_edge
Jan. 17th, 2014 10:30 am (UTC)
Собственно, начало конца линейного эволюционного развития и последующей дегуманизации глобальной Культуры было положено, как бы парадоксально на первый взгляд это ни звучало, именно в эпоху Просвещения, характерную прежде всего привычно определяемой гуманистической парадигмой, т. е. – гуманизацией всех сторон и аспектов жизни и эволюции европейского общества, в том числе и секулярной направленностью эволюционных процессов. Именно секуляризация в сочетании с последовавшей далее технологизацией всех сторон общественно-политической жизни общества, а соответственно, и всех процессов в искусстве привела к выхолащиванию из жизни общества цельной религиозно-духовной составляющей, бывшей своего рода фундаментом самой цивилизации. В искусстве изобразительном такого рода процессы немедленно проявились в виде процессов деконструкции собственно пластической составляющей изобразительных языков и, далее, зарождения сложно организованной нелинейной динамической структуры (и характерного для таких систем состояния хаоса) всех языковых процессов. ©

:)
bastardsonoftyr
Jan. 17th, 2014 12:47 pm (UTC)
История Запада, том N : "Как банкиры-тамплиеры, итальянские торгаши и оккультисты сливали Средние века".
Где-то между книгой о безвестной, не замеченной никем, кроме Ромула Августула и Зенона, кончине Западной Римской империи; становлении новых государств; Medieval synthesis; Расколе; -- и книгой о т.н. возрождении.
O Lord, make it happen.
abrod
Jan. 17th, 2014 01:09 pm (UTC)
?
sobolevna
Jan. 18th, 2014 05:34 am (UTC)
Хорошая статья, только вывод оригинала немного подкачал. Но, в принципе, хорошо, что эта часть здоровых российских сил думает в этом направлении
alexey_censored
Jan. 18th, 2014 12:06 pm (UTC)
Ватикан, который писал историю, был заинтересован в предании забвению Ромеи.
Ведь Папа желал того, что имел Император. Легитимное право обладать всеми королевствами Ойкумены.
Павел Полуян
Jan. 20th, 2014 05:40 am (UTC)
ИНТЕРЕСНАЯ ШТУКА
После фильма Шевкунова о Византии специально два раза выступал Познер - демонстрируя запретность данной темы. И никакой дискуссии поэтому не было. А ведь обычно в информационной среде, если появляется новая тема - её сразу многие начинают окучивать. А тут - как был заговор молчания о Византии, так и продолжается.
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner