В связи с тем, что меня поздравили с Настоящим Новым Годом, да и сам я с удовольствием и поздравил и отпраздновал Настоящий Новый Год, и просто Новый Год, и одно Рождество и второе Рождество, я решил попытаться разобраться в этом вопросе. В результате я обнаружил несколько фундаментальных источников, но ничего достаточно простого и сбалансированного, представляющего плюсы и минусы каждой точки зрения. И я решил написать короткую и уже в силу этого поверхностную статью о календарных циклах в применении к исчислению дат христианских праздников и христианской хронологии, для того чтобы хоть кто-то что то понял, не слишком ломая себе голову.
Этот вопрос казалось бы должен был быть вопросом литургики, а возможно и теологии, и в какой-то степени это действительно так и есть. Но на самом деле главным фактором при выборе календаря оказался вопрос экклесиологии. Православные ученые в Византии первыми заметили несоответствие длительности литургического и астрономического года и прекрасно понимали необходимость коррекции Юлианского календаря. Например Православный ученый Никифор Григора за 200 лет до Григорианской реформы календаря сумел точно идентифицировать проблему и предложить значительно более разумные пути ее решения. Это несоответствие было обнаружено в связи с тем, что в 325 году Первый Никейский Собор постановил, что Пасху следует праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия, которое в 325 году во пришлось на 21 марта. Но с течением времени это постановление Собора стало затруднительно выполнять, так как день весеннего равноденствия стал отставать от 21 марта и к 1582 году, когда католики в лице папы Григория XIII решили откорректировать литургический календарь специальной буллой (обычно называемой "Inter gravissimas", по первым двум словам начала указа, что можно перевести как “Среди важнейших задач…”) это отставание достигло 10 дней. Но лучше все по порядку:
Этот вопрос следует подразделить на 3 подвопроса:
1. Вопрос о коррекции литургического календаря, определяющего даты праздников, с целью согласования его с астрономическим календарем.
2. Вопрос о выборе даты начала года
3. Вопрос о согласовании с другими хронологиями и о создании единой хронологии.
При рассмотрении первого и второго подвопросов следует начать с того, что с экклесиологической точки зрения предложение Папы Григория XIII в 1584 году Константинопольскому Патриарху Иеремии II сменить календарьь, после того как он своей буллой уже ввел новый календарь в западной церкви, не могло рассматриваться в отрыве от вопроса о претензиях Папы на примат над всеми христианскими Церквями. Действительно с точки зрения Православия такой важный вопрос мог решить только Вселенский Собор, между тем после великого раскола в 1054 году, сделавшего невозможным созыв совместных Вселенских соборов, самочинное решение Папы о смене календаря, означало, что католики отныне будут справлять христианские праздники отдельно от православных, и это стало еще одним фактором разделения. Более того это предложение немало способствовало решению Патриарха Иеремии II удовлетворить неоднократные просьбы Царя Феодора Иоановича и его не только «всесильного», но и весьма прозорливого советника Бориса Годунова об учреждении Патриаршей кафедры в Великом Княжестве Московском, которое он и произвел через четыре года в Москве, завершив процесс преобразования Московии в Царство, начатое Иваном IV.
Но не менее важным фактором при корректировке календаря был вопрос о сохранении связи с дохристианским иудаизмом, так как помимо годового цикла в христианстве весьма важную роль играла необходимость соблюдения пришедшего из Ветхого Завета семиднева, а перенесение папой Григорием XIII календарных дат на 10 дней назад вносило сумятицу в празднование не только Пасхи, но и каждого воскресения. Поэтому одним из ответов Папе Григорию было предложение подождать с реформой календаря еще 416 лет до того момента когда смена календарных дат будет кратна 7, то есть до нашего времени. Это тем более важно, что в христианстве все события Ветхозаветной истории, определявшиеся лунным, а не солнечным календарем, рассматриваются как прообраз событий Нового Завета. Так жертвоприношение Авраама рассматривается как прообраз крестной жертвы Христа, а еврейская пасха - выход евреев из Египта, - рассматривается как прообраз спасения человека Христом из рабства греху. И совсем не случайно распятие Христа произошло накануне еврейской пасхи (14 нисана), а воскресенье на следующий день после нее. Между тем Григорианская реформа приводила к тому, что католики несколько раз справляли Пасху до еврейской Пасхи, нарушая, таким образом, не только отношение, но и последовательность, а следовательно и символизм событий церковного года.
Немаловажную роль играет иудейский фактор и в том, что в григорианском календаре летоисчисление ведется не от Рождества Христова, а от 1 января, то есть от праздника обрезания Господне. Начало календарного года от 1 января следует из того, что Юлианский календарь, впоследствии ставший Православным календарем, был введен первым Римским императором Гаем Юлием Цезарем для того, чтобы навести порядок в республиканском календаре, который всесильные понтифики произвольно удлиняли или сокращали чтобы продлить или сократить сроки каденций, а иной раз и просто за взятку. А начинались консульские каденции 1 января, в день посвященный двуликому богу Янусу, символу начала начал, одно лицо которого смотрит в прошлое, а другое в будущее.
С другой стороны Рождество в Римской Империи ассоциировалось с днем зимнего солнцестояния или с днем рождения непобедимого солнца, и после того как Римская Империя стала христианской и датой рождения Христа была установлено 25 декабря, первое января оказалось временем обрезания младенца мужского пола в иудаизме. Таким образом начало летоисчисления от 1 января приобрело новый символизм, так как обрезание Христа стало символом исполнения им завета Израиля с Богом, и соответственно заключения Нового завета с новым Израилем, так как Новый Завет мог быть заключен только после исполнения Ветхого. Более того этот праздник стал символом преемственности Ветхого и Нового Завета и Папа Григорий VIII не мог этого не понимать.
Возможно именно этим объяснялось то, что Григорианская реформа довольно быстро была принята всеми западно- европейскими странами несмотря на протестантский принцип «лучше разойтись с солнцем, чем сойтись с папой». Это тем более важно, что в споре юлианского календаря с григорианским после реформ Юстиниана, направленных на ослабление влияния иудаизма, понимание этого символизма был ослаблено. Между тем анти-иудаистские реформы Юстиниана, в частности запрет евреям праздновать пасху, если она была позже или совпадала с Пасхой христианской, были продиктованы скорее политическими причинами, например постоянной поддержкой евреями антиимперских сил и даже прямым участием в мятежах и войнах. При этом "эти преследования" были значительно мягче тех преследований, которые обрушились на язычников, еретиков и гностиков после организованного ими мятежа голубых и зеленых.
Кроме того, Император Юстиниан, перенес начало года на 1 сентября и, стремясь ослабить влияние иудаизма на Церковь, запретил иерусалимскому первосвященнику рассылать в синагоги инструкции (и весьма популярные и в Церкви), определявшие дни еврейских праздников в текущем году. Это вынудило последнего напоследок разослать универсальную формулу для расчета дней еврейской пасхи. Надо сказать, что именно эта формула вычисления еврейской пасхи, в конце концов, попала к Николе Кузанскому, немало поспособствовав Григорианской реформе календаря.
Кроме того именно эти реформы Юстиниана окончательно разорвали пуповину, соединявшую иудаизм и христианство и прервали иудео-христианскую традицию в Церкви, закончив начатое Святым Павлом. Впрочем Павел, названный апостолом язычников, в отличии от Святого Петра – апостола евреев, боролся с иудео-христианами не в силу того, что хотел прервать связь с дохристианским иудаизмом, а потому, что иудео-христиане, требуя обрезания язычников до того крещения, скрытым образом отрицали полноту крещения.
Надо сказать, что Юлианский календарь своей простотой оказался весьма привлекательным для астрономов, в отличии от Григорианского календаря, который, помимо нарушения семиднева, оказался слишком сложным для простых вопросов и недостаточно точным для более сложных. При этом приверженность Православных Юлианскому календарю сыграла с нами плохую шутку, способствуя уже в наше время появлению странных теорий о существовании особого «литургического времени», которое якобы только и может быть благословлено, в отличие от космического времени, которое согласно этим теориям остается частью мироздания, очевидно оставшегося незатронутым спасительной миссией Христа.
И появление этих теорий сейчас особенно обидно, так как именно в 21 веке Православные ученые 600 лет назад предполагали провести реформу календаря, так как именно сейчас отставание Юлианского календаря от астрономического времени достигло 14 дней и коррекция может быть проведена не нарушая семиднева и последовательности церковных праздников.
Не менее «заряженным» оказывается вопрос об установлении христианской хронологии, так недостатки существующей системы используются не для коррекции датировки событий, а для создания «альтернативной истории» и пропаганды антихристианских «альтернативных религий» - достаточно вспомнить Фоменко. При этом не следует забывать, что реальная история , какой бы кровавой и подлой она бы не была, остается историей спасения, а любая история ложная остается историей погибели.
Первой известной попыткой создания христианской истории является хроника Достопочтенного Беда «De sex aetatibus mundi», в которой он стал первым, кто систематически употребил летоисчисление от Рождества Христова, датировку которого как 779 год от основания Рима он позаимствовал у Дионисия Малого, (весьма близкую к современной датировке) Именно он стал одним их первых, кто обратил внимание на несоответствие Юлианского календаря весеннему равноденствию, которое в его время составляло 3 дня. Он вел отсчет Впрочем, и Достопочтенный Беда не может считаться абсолютно достоверным источником, так как он был послан Августином Кентерберийским в монастырь Джарроу именно для того, чтобы уменьшить влияние Кельтского Православия – желание, влияние которого на допущенные им ошибки легко проследить.
Особо следует отметить, что историки того времени активно использовали понятие Великого Индиктиона, равного 532 годам, после которого Пасха начинает попадать на те же дни недели и ту же дату Юлианского календаря (via jkl_jkl). Это было связано как с удобством Великого Индиктиона Юлианского календаря для целей хронологии, так и в связи с широким распространением милленаризма - учения о «тысячелетнем царстве святых», упомянутом в Откровении Иоанна Богослова.
Авторами современной хронологии являются Джулио Бордоне и его сын Жозеф Жюст, взявшие псевдоним Скалигер.(Хронолог) и успевшие представить свою систему хронологии буквально за несколько лет до папской буллы "Inter gravissimas". Основой их метода датировки является перекрестный анализ различных хронологий и сравнение результатов этого анализа исторических документов с результатами астрономических наблюдений. Они ввели в употребление для целей хронологии Юлианский день, равный 7980 годам. Помимо скалигеровской хронологии, которую можно было продолжать бесконечно как в прошлое так и в будущее, существовала Византийская хронология, которая вела отсчет от сотворения мира, имевшего место быть 7521 лет тому назад. С моей точки зрения критерием истинности Скалигеровской хронологии является то, что она имеет смысл, выходящий за пределы интересов хронолога. Другое дело, что интерпретация событий подвергалась манипуляциям, самой известной из которых является история татаро- монгольского ига, но перекрестный анализ позволяет эти манипуляции выявить, а произведения искусства, которые являются такими же историческими источниками, как и письменные документы