abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Никита Поленов. Эмиграция-2

Продолжение по вновь открывшимся обстоятельствам Никита Поленов. Эмиграция.

Когда мы встретились с Поленовым у меня все было в более или менее в порядке, я преподавал в колледже, кончал другой колледж и собирался на работу в Венецию. Тем не менее, я считал себя самым несчастным человеком на свете, чей талант был безнадежно загублен жестокосердием людей и миражом западной пропаганды времен холодной войны. Но пример Поленова меня быстро убедил, что я далеко не самый несчастный и эти миражи закапывали таланты и покрупнее моего.

Потом все очень быстро перевернулось наоборот, я потерял все, зато перестал себя чувствовать несчастным. Поленов оказался в тюрьме ни за что, просто так, а когда он вышел на свободу, мне буквально через неделю пришлось уезжать в Москву по неотложной семейной надобности. Я вынужден был его бросить на улице в буквальном смысле слова и, летя в самолете, думал, что когда я вернусь, то вряд ли мне его удастся найти. Но он не только нашелся, но оказался в полном порядке и с тех пор его жизнь становится все лучше и лучше. Знаете, есть старая масонская легенда о том, что каждый человек это только половина Человека, и высшие силы обязательно обеспечивают ему встречу со своей половиной противоположенного пола. И если человек это поймет и свою половину не потеряет, то это такое чудо, что эти высшие силы начинают менять вокруг него жизнь. Вот это про Поленова и его жену Любу.

К сожалению, это счастье нашло в нем тумблер с надписью "поэзия" и привело его в положение "выкл". Сейчас, вволю пографоманствовав, я понимаю почему высшие силы в рамках системы мероприятий по улучшению жизни Поленова нажали этот выключатель именно с этой стороны, но тогда я конечно ужасно возмущался его нежеланием откапывать свой талант. Правда постепенно стало выяснятся, что на кнопке было написано не «поэзия», а «литература», а поэзия просто перешла на устную форму одежды. Но мне все равно было обидно.

А последнее время окончательно стало ясно, что и Поленовская литература начинает выходить из комы, в частности начали всплывать стихи, которых не было на тех листочках, которые в тяжелые времена бродяжничества Поленов после их написания разбрасывал и терял по всему Нью-Йорку, а я ходил за ним и собирал их по мере возможностей. Причем весьма интересно то, что первыми стали всплывать стихи, посвященные эмиграции, которая согласно Бродскому для поэта почти смерть и жизнь после смерти. Аналогия, конечно, та еще, и масоны, надо сказать, во многом правы. А пока новые-старые стихи Никиты Поленова:




Вена.

Последнее не выпито вино,
И мы, часы меняя на мгновенья,
Идём себе гулять по старой Вене,
Пивных бокалов проницая дно.

Здесь Франц-Иосиф, голые зады
Приятно улыбаются с обложек,
Под гримом света выглядят моложе
Столетние немецкие труды.

Вот под мостом Дунайская вода
Уныло тянет мусор свой нах остен,
Оборотись, пока ещё не поздно,
Не надо больше, не смотри туда!

Захлопнул крышку гроб-аэропорт,
Нам никчему услады спиритизма.
Хоть память одичала и капризна,
И просится обратно, за забор...

Здесь дальше, чем в России, Небеса,
Но почва крепче, тверже держит корень.
Здесь ум открыт, а сердце на запоре,
И сеткой огорожены леса.

Окорока, лепнина и огни,
Крылаты галки, голуби - бескрылы,
Бетховена и Моцарта могилы...
Откуда брали музыку они?

***

Рим.

Ты ушел по стопам тех, кто сжег за собою мосты.
Что же ждать впереди? Не тобой проторенной дороги?
И, конечно же, Рим, с Авентинской его высоты,
Как его ни проси, не желает ложиться под ноги.

Что ж, пора ликовать, что дорога тебя довела
По пословице старой до этих камней без обмана.
Ты читал о туманах над Тибром? Глазей на туманы...
Вон маслина растёт - не она ли тебя позвала?

Врут историки. Рим мой, века над тобой не прошли!
Из тебя и для времени нет никакого исхода,
И колышутся рядышком вместе мгновенья земли,
Как в порту корабли, где застала их злая погода.

Как ещё посмотреть, Город Рим, ты моложе меня,
На обложках Марию рисуешь с глазами Астарты,
Ты в тавернах играешь в канасту, взрываешь петарды,
Ни для чар и ни для Рождества не жалея огня.

Рай лимонно-лавровый, так где же твои соловьи?
Ведь работает слух под сурдинку ослепшего взгляда.
Но роняет свой отблеск пожар принесенного ада
На лицо и судьбу, на минуты и пальцы мои.

***

ИЗ СТАРОГО...

Я здесь, я- вот, когда б не плоть!
Играет в прятки Бог Господь:
В ветвях костра и в бездне вод
Он тайный прорывает ход
К душе твоей, твоей тропе,
Напоминая о Себе
Цветком в пыли, огнём грозы
И мановеньем стрекозы...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments