Я еле вырвался и убежал.
В какой-то степени это состояние объясняет последняя фраза, вернее не фраза, а приговор:
"Фильм Германа, при всех его ужасах, для властей, к сожалению, не страшен."
То есть чаво, Германа теперь они не возьмут с собой в рукопожатный рай? Или возьмут, но в рубрике "Искусство ради искусства"? Я так понял, что автора рецензии во время просмотра слегка тошнило. С другой стороны чему удивляться, если он в повести Стругацких увидел попытку "расправиться с остатками сталинско-гитлеровской идеологии." В чем собственно были остатки сталинско-гитлеровской идеологии? В вере шестидеятников, что Хрущев всех хотел загнать в коммунизм сравнительно вегетерианскими методами. Так ведь не было у него таких желаний и иллюзий и ни в какой коммунизм он никого загонять не собирался. Вполне был себе палач и половина злодейств, которые он приписал Сталину, на самом деле были делом его рук. И Стругацкие это прекрасно знали.
Да и написана повесть в 1963 году когда сами Стругацкие спали и видели как бы им затащить в коммунизм все человечество.
Создается впечатление, что они фильм Германа пытаются втиснуть в заранее приготовленную схему, а он туда не влазит. Что является признаком очень хорошего фильма.
P.S. Впервые задумался о том, а какие собственно события в земной истории могли быть прообразом Арканарской Резне?
1 - Варфоломеевская ночь. Но гугуноты никакой особой образованностью не отличались, А вот гугнноты с особой жестокостью и цинизмом варварски уничтожили монастырь Клюни, причем уничтожали его именно как центр образованности.
2 Альбигойский крестовый поход.
4 Савонаролла во Флоренции - значит опять тема Эпохи Возрождения?! Так ведь в результате Савонаролу, орден то Христианский и сожгли, кстати с подачи Пьеро Медичи и при молчаливом одобрении Вазари и прочих платоноакадемиков.
Все не то, все наоборот!!!
Остается только два эпизола, подходящих с точки зрения Стругацких - завоевание Православной Англии Вильгельмом Бастардом и борьба иосифлян с Нилом Сорским и ересью жидовствующих.
Очень все это странно!
P.P.S. Информация к размышлению:
Воля ваша, уважаемые товарищи, налицо катарская ересь во все поля. Требую нового альбигойского крестового похода.
НЕОКАТАРИЗМ, СТАЛИН И АНТИСИСТЕМА.
Налицо дискуссия на тему что есть авраамический монотеизм.
Если этим фильмом Алексей Герман, стоя на краю могилы, сумел поднять вопрос о разнице между "христианским" (гностическим) дуализмом и авраамическим монотеизмом, то за одно это светлая ему память и низкий поклон.
Comments
значит хорошие сапоги, надо брать (с)
дольше читать не хочется
Дэвид Блейн,далеко не всё человечество! Вот избранные места из переписки братьев: "...нечего Володьке сверху вниз критиковать наш взгляд на коммунистическое об-во. Это уже спор, и свою точку зрения надо доказывать. Для меня (да и для тебя тоже) коммунизм — это братство интеллигенции, а не всяких там вонючих садовников. На солженицынских матренах коммунизма не построишь".В чём данный фрагмент уступает докладной, каковую дон Тамэо намеревался подать на высочайшее имя?
Фильмом все будут недовольны.
"Либералы" - потому, что Герман не поднял ярко-ярко радужное знамя в защиту п@расов и ПРОТЕВПУТЕНА!!!ОГО. Так, чтобы своим великим художсным гением показать наглядно, что ОНИ - КОЗЛЫ И БЫДЛО. Ну, все они. Которые козлы и быдло. А те, которые "випы и прогрессивные политики" - те д'Артаньяны и все в белом.
"Народ и техническая интелихэньция" - потому, что муть, хрень и хня какая-то. Ничего не понятно - где красные, где белые, где наши? Идея-то, в двух словах, какая? Хорошо, не в двух, в пяти? Нету...
А там, на простыне, например, может оказаться просто поток сознания пожилого человека. Умного, допустим, и, допустим, даже доброго. Не будем с этим спорить. Но показавшего, в итоге, просто своё бессилие в ожидании и даже описании страны Утопии (на что, кстати, наткнулись также АиБ).
Гайдай снял ряд вещей бессмертных. Он их снимал где-то до середины 70-х.
Рязанов останется неотъемлемой частью нашего "культурного кода". Но со своими фильмами до определённого календарного срока.
Поздние же фильмы, скажем, Рязанова (которые претендуют на "осмысление") вызывают у меня - нет, не неприятие - а брезгливую жалость.
А замечательная мысль, что "на самом-то деле фильм — про интеллигента. Про то, что интеллигенту невозможно..."
Именно так и есть. Особенно, если контекстной заменой добавить там про "шестидесятника".
И цытатка из письма А к Б тоже прямо в десяточку.
Не тот народ достался нашей культурности и совестливости. Не тот. @ля.
В свое время (вскоре после выхода книги в свет) была даже статья в газете "Известия", которая занудно показывала, что в книге изображено то, что могло быть только в ночном кошмаре интеллигента, начитавшегося книжек про нацизм, фашизм, темные века, инквизицию и прочие исторические ужасы образованного, имевшие быть в разных местах в совершенно разные времена, и всё объединившего в одном флаконе.
Это и не удивительно, если вспомнить о том, что один из авторов был филологом, а другой инженером. И на историю в те времена всем было глубоко наплевать, поскольку все были устремлены в будущее. Да и проблематикой самой книги были вовсе не ужасы прошлого или настоящего, а коллизии строителя будущего в лице помянутого Руматы, каковые коллизии ему как-то надо было разрешать. На уровне подростков это было сделано, по-моему, просто замечательно. Я, во всяком случае, был чрезвычайно впечатлен.
А гениальный Герман, как он заявил в одном из постсоветских интервью, оказывается, с самого начала знал, что в книжке Стругацкие разоблачали совковый (он же русский) тоталитаризм. С которым ничего, мол, нельзя сделать. Такой и фильм был снят. Кому-то он просто обязан был понравиться.
А просто потому что он вышел сейчас.
А не, скажем, в 99-м. Или даже до Болотной.
В этом мистика.
Потому что смотря это сегодня, любой русский (в общем смысле), от охранителя до оппа, и даже интеллихент, сознательно или бессознательно (что хуже) поймет "да это ведь то что будет если...".
И возжелает хоть любую тоталитарность а не это. Потому что это мы уже знаем, видели, но не так законченно, что ли.
Это как снять Rambo III в США сегодня. Никто не будет симпатизировать местным "борцам за свободный Афганистан". :)))
А в остальном — все тот же стандарный истерический набор профессионального жопогольщика: «серое быдло», «говнонарод», «православное мракобесие», на фоне чего обязательный сияющий лик автора, и непременной вишенкой идея о равенстве нацизма и сталинизма.
В общем, классическое «все пропало, гипс снимают, клиент уезжает».
От таких статеек давно уже ощутимо потягивает прелой гнилью грязного тряпья.
К слову:
http://stroke-edge.livejournal.com/1534393.html
Edited at 2014-02-11 02:41 pm (UTC)