abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Об эгрегорах, афинской демократии, борьбе с коррупцией и роли во всем этом искусства.

Все таки жалко, что народ реагирует на операторов и эгрегоров так нервно, что эта тема становится табу, а то тему взаимодействия произведений искусства и "массового" сознания можно было бы раскрыть намного полнее и интереснее. С другой стороны это действительно вопрос интимный, не для обсуждения на площадях, а то вон Булгаков написал роман для одного единственно читателя, а когда этот действительно великий роман стал доступен широкой публике, он оказался пошлейшим поводом для массового сумасшествия подростков и демонстрации стареющей актрисой интимных частей своего тела на широком экране. Поэтому обойдемся пока без эгрегоров, а просто вспомним Перикла и афинскую демократию, которая не вынесла прагматизма борцов с коррупцией и сделала Афины легкой добычей фашистов Спарты. Что кстати очень напоминает ситуацию в современной России.

После Валдайской речи Владимира Путина во весь рост стал вопрос о том, что такое "национальная идея" и может ли дурацкая национальная идея заменить собой "настоящую". Между тем официально Российская Федерация до сих пор демократия, и хотите верьте, хотите нет, но те кто читали мою пре, пост и просто амбулу, понимают, что я имею в виду, утверждая, что вопреки пропаганде СМИ (причем буквально всех СМИ) Владимир Путин стал Президентом в третий раз именно потому, что демократические традиции Ельциновской эпохи оказались достаточно сильны, чтобы преодолеть атаку белоленточного либернацизма, которая грозила устроить в России покорение Запада-2.0. Только демократия эта напоминает не Европейское царство политкорректности и мультикультурализма, а демократию в ее изначальном, Перикловом значении слова, которая была значительно ближе к Православной Империи гренов-Византиийев, чем к Римской Республике времен Суллы и братьев Гракхов. Примечательно, что граждане этой Империи сами себя считали ромеями, а свое государство Римской республикой.
В этой связи полезно вспомнить, что национальной идей Перикловой демократии было превращение Афинского Акрополя в обще-эллинский религиозный центр для всей Ойкумены, причем средством осуществления этой национальной идеи стало искусство Фидия. Для этого Перикл значительную часть налога Делосского союза (фороса) направлял на финансирование скульптур Фидия и строительство Парфенона, стремясь сделать Афины религиозным центром не только Афинской демократии, но и всего Афинского союза. А если бы он успел созвать в Афинах обще-греческий конгресс, то его национальная идея осуществилась бы и Афинский Акрополь отобрал бы первенство у Дельфийского оракула, за спиной которого маячил фашизм Спарты. В те времена никто не стремился скрывать религиозную основу политики. Так вот главным противником Перикла в Афинах была гетерия (аристократия?), возглавляемая Фукдидом, которая критиковала Перикла и за помощь союзникам и за разбазаривание "форосных" денег на какое-то искусство, вместо того чтобы потратить их на корабли и оружие. И когда прагматикам под лозунгом борьбы с коррупцией удалось уничтожить Фидия, обвиненного сначала в воровстве золотых украшений статуи Зевса, а потом и отстранить от власти Перикла, обвинив их в богохульстве, то финансирование Акрополя остановилось. Но вместе с искусством Фидия и национальной идеей Перикла у полисов Афинского союза пропало чувство "общего дела" (республики), форос в их глазах превратился в средство грабежа Афинами младших членов союза, начались тайные переговоры со спартанцами, а когда через год разразилась "афинская чума", разрушение Афинского союза стало неизбежным. Вот так вместе с Периклом его национальной идеии погибла Периклова демократия. А дальнейшие события показали, что Перикл был прав и статуя Афины-Парфенос (эгрегора Афинского Союза?) играла военную роль не меньшую, чем корабли и оружие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments