abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Авангард не против Возрождения.

Еше маленькое предисловие к разбору ошибок Максима Кантора в книге "Возрождение против авангарда."

Продолжение. Начало здесь

Два последних года в Пратте меня называли "notorious Brodsky" за то, что я специально доводил преподавателей до белого каления. В первы раз я это сделал, когда притащил в класс к преподвателю маркетинга современного искусства книгу, где было рассказано как Марсель Дющан поспорил с Джозефом Стелла, что в Америке даже писсуар может быть продан за несколько миллионов долларов как гениальное произведение искусства. Причем мой конфликт с этим преподавателем, который развивал теории весьма сходные с Канторовскими, начался с того, что он привел нас в Рокфеллеровский зал музея Метрополитен и, показывая на идолов племени асмат, которые собрал для музея Майкл Рокфеллер, сладострастно облизываясь сказал : "Посмотрите на это искусство, разве после взгляда на этих идолов картины Рафаэля не кажутся пресными?" Подобно Кантору он конечно имея в виду, что христианскому искусству, вершиной которого он считает искусство Возрождения, не хватает энергии и эмоциональности, которыми с избытком наделены идолы каннибалов Океании. Он даже отвел нас сразу после этого в зал Итальянского Возрождения и я вынужден был с ним согласиться. Но все равно боевые инстинкты сработали и я, хлопая голубыми, наивными глазами спросил, надо ли достижения таких результатов скушать кого-нибудь из Рокфеллеров, или можно обойтись, так сказать, обычной человечинкой - собирателя коллекции этих идолов Майкла Рокфеллера асматы ничтоже сумняшеся съели, а его отец Нельсон Рокфеллер в благодарность за это обеспечил им всем досрочную встречу с их богами.

А через месяц после этого похода, греческие банки и National Endowment for Humanities устроили в музее Метрополитен выставку "The Glory of Byzantiun" ("Слава Византии") и я настоял на том, чтобы мы пошли на нее всем классом. И, когда мы вошли в зал и на нас обрушилась вся мощь и энергия 5 метровых икон Византии (а на эту выставку притащили несколько стену с фресками из греческих музеев), я повернулся к нему и ехидно спросил:"Вам это тоже кажется пресным и недостаточно энергичным?". Надо было видеть его лицо и самое главное лица студентов. Поверьте, после столкновения с этими иконами смотреть на любимой искусство Майкла Рокфеллера просто невозможно - вся их энергия куда то девается, вернее способность чувствовать эту энергию пропадает не на часы, а на недели. Я своих сокурсников спрашивал об этом, причем очень деликатно, тщательно стараясь формой вопроса не подсказывать ответ.
Другое дело, что Искусство Возрождения не является вершиной христианского искусства, да и не стремится к этому, а вовсе даже наоборот, вместе со всей Западно-Европейской культурой стремится уйти от своих христианских корней, что бы там не говорил Вазари, который и сам был тот еще христианин. И понять западно-европейское искусство невозможно, не поняв, что это искусство идущее по дороге к храму, но в обратном направлении. Собственно именно в этом объективная сущность не только моего спора с Максимом Кантором, но и спора РПЦ и Путина с пусями и музеем Сахарова. К сожалению Максим Карлович, завороженный скромным обаянием Итальянского Возрождения, якобы лишенного зрительной энергии, оказался не способен переступить через предрассудки эпохи модерна и, подобно многим, зацепился за дихотомию абстрактного и фигуративного искусства, идентифицировав абстракцию как некую разновидность иконоборчества. При этом он забыл, что Боговоплощение действительно является чудом, а вот в том, что одна тварь обезьянничает Творца и имитирует другую тварь, нет ничего удивительного (кто понял тот понял, а для остальных я потом отдельный пост напишу об этом)
Ну да ладно, разбор философских ошибок Максима Кантора субъективен и не может вместиться в короткий пост, а главное направление этой критики я уже обозначил. Но моим врагом является не уважаемый Максим Карлович, а недостатки советского и российского образования, делающие таких людей как Максим беззащитными перед всевозможными идеологическими диверсиями. Поэтому перехожу к фактологическим ошибками, а если они будут противоречить не истории искусств, а моим личным мнениям, я буду обговаривать это специально. Ну а то, что мне кажется просто бредом сивой кобылы, я буду считать следствием моей неспособности понять полет мысли гиганта, стоящего неизмеримо выше меня, и поэтому комментировать не буду. И тем более я не смогу прокомментировать строки и мнения, которые вызывают безусловное уважение и полное согласие с ними, в виду ограниченности объема этого поста.
1. Информация к размышлению:
Джова́нни Пико дела Мирандола, чья фраза была выбрана в качестве эпизрафа, был одним из главных идеологов Итальянского Возрождения, сыгравшим огромную роль в построении научного метода, а также в разработке Платоновской Академией так называемой неоплатонической трактовки гностицизма. Кроме того именно он импортировал в Европейскую культуру Кабаллу, позаимствовав ее у маргинальных сефардских общин в Испании. Причем он сделал это, преодолевая отчаянное сопротивление европейского ашкеназийского еврейства, со времен Рамбама считавшего Каббалу ересью. В какой то момент под влиянием доминиканского монаха Савонаролы Пико дела Мирандола отказался от гностических убеждений и вернулся в католичество, и убедил Лоренцо Медичи пригласить его во Флоренцию. За что и был вместе со своим другом Анджело Полициано отравлен мышьяком по всей видимости по приказу наследника Лоренцо Медичи Пьеро Медичи, причем факт отравления недавно подтвердила эксгумация останков и их криминалистическая экспертиза. Как известно вход в Платоновские Академии рубль, а выход два.

2. Фламандское (Голландское) Возрождение по сути не имеет никакого отношения с Северному Возрождению в Германии, которое действительно было связано с Итальянским Возрождением, прото-Реформацией и расцветом гностицизма в городах Ганзы. А Фламандское Возрождение было противоположено и Итальянскому и Северному Возрождениям по направлению развития и было скорее связано в расцветом почитания Иосифа Обручника при дворе создателя Бургундского королевства Филипа Смелого благодаря проповедям канцлера Нотр-Дама Жана Жарсона. Впоследствии это движение породило учреждение Филлипом Добрым Ордена Золотого Руна и как следствие этого целую эпоху рыцарских орденов, которые стали наверное главной (и до сих пор не понятой в России) политической и культурной силой Европы в течении 15-16 веков. А Фламандское Возрождение стало результатом решающей битвы Столетней войны - битвы при Айзенкуре, - после которой герцог Бургундского Филипп Добрый был вынужден вернуться во Фландрию вместе со своим двором и фламандскими художниками, до этого работавшими во Франции и далеко на юге в Бургундии. Таким образом Фламандское Возрождение это результат репатриации на родину фламандских художников, известных во Франции как художники интернациональной готики, в то время как согласно Вазари Итальянское Возрождение это бунт Итальянского гения против "готики". Создатель истории искусств и термина готика ошибочно считал ее ужасным искусством готов (немцев), в то время как на самом деле готика появилась в Париже, в голове и сердце крипто-Православного аббата Сюже.

3. "Партийность – основная характеристика художника ХХ века"
это порождение холодной войны и возникла она в результате деятельности Лео Кастелли, когда он создал на деньги Аллена Даллеса "настоящее американское искусство поп-арт", для противостояния классическому балету во Франции, в области которого впереди планеты всей был сами знаете кто. И художников в "партии" запихивали задним числом и ходом всякие теоретики искусства, которые были в этой команде, в частности Лоуренс Алловей и Клемент Гринберг. Последний кроме того является автором теории Avant-garde (авангарда) - термина, значение которого является противоположенным тому, в котором его употребляет Максим Кантор, но на Западе именно оно является бесспорно общеупотребимым. Неудивительно, что художники в него не влазят, так как вне контекста холодной войны этих терминов на Западе просто не существует. А что означает термин авангард в России сегодня и как его употребляет Максим Кантор неизвестно - похоже он смешал в один коктейль то ли модернизм то ли нонфигуратив с РАППом как авангардом пролетарского искусства. Но в любом случае к Западным художникам этот термин в таком значении применять нельзя, поскольку он уже зарезервирован там за другим и даже противоположенным значением.

4. "иконоборчество в реформатском Виттенберге 1522 г"
Чтобы это значило - я так и не сумел найти что это. Лютер в 1517 году? А вообще иконоборчество на Западе началось с Каролинговского Возрождения, о котором Максим Кантор почему-то не упоминает, хотя именно оно породило культурологическое понятие Запад и Франкфуртское богословие, отрицавшее иконы в любом качестве, кроме иллюстраций к проповедям. Как я уже говорил, отказ от использования антроморфных изображений для эстетического, эмоционального или подсознательного воздействия на зрителя в секулярной обстановке не имеет ничего общего с ересью иконоборчества, отрицавшей использование изображений Вочеловечившегося Слова в богослужении.

5. "История прежних веков перечеркивалась супрематистами с такой же яростью, что и нацистами."
Общепризнанным сухим остатком супрематизма является учение о доминировании цвета в восприятии и эмоциональном воздействии геометрических фигур. Об этом писал еще Леонардо-да-Винчи, а супрематизм просто двинул этот тезис немного дальше, что через 30 лет породило течение "subliminal color", в частности творчество Эльсуорта Келли. А то, что по всей видимости имеет в виду Максим Кантор относится текстам Малевича, в которых по словам самого Кантора "философии не содержится – лишь тезисы о том, что «Бог пока не скинут», но нужно это сделать; страницы нуждаются в экстатическом прочтении." Что он по всей видимости и делает.

6. "Условная социальная единица «тоталитаризм», внедренная во времена Холодной войны ради борьбы с социализмом и теоретического объединения опыта Советского Союза и Гитлеровской Германии – сослужила плохую службу науке"
подтверждает мой тезис 3, игнорируя свои более ранние тезисы.

7."Уникальность события Ренессанса в том, что христианское, монотеистическое, моральное начало приходит во взаимодействие с языческим – хотя синтез и невозможен."
Почему невозможен? А как же масленица. А первое сентября как начало года? А как же Святой Василий Великий осудивший уничтожение скульптур и написавший тома о приуготовлении к приходу Христа? А статуи богов в Римских термах в период расцвета христианской Империи? А изображения Аристотеля и Платона в притворах Московского Кремля и Святой Софии?

8 "Ничего более привлекательно-завораживающего, нежели языческое искусство человечество не придумало. Статуи Хамураппи, Вавилонские ворота, египетские сфинксы и античные атлеты – это гораздо более впечатляющие памятники, нежели романские церкви и иконы."
см. предисловие выше.

9. "Концентрация социалистических и христианский идей в едином образе явилась в творчестве Винсента Ван Гога. Каждая картина этого величайшего художника, пожелавшего в одиночку возродить Ренессансную связь вещей, – каждая картина есть соединение двух начал: социальной справедливости и теологического толкования. Его «Сеятель» – гимн крестьянскому труду и евангельская метафора, изображение Господа и крестьянина одновременно."
А еще "Сеятели" Ван-Гога это ссылка на "Сеятеля" Милле, которая изначально по ассоциации с событиями 1848 года была связана с провозглашением буржуазной Второй Республики. А Ван Гог написал эту картину в 1888 году, когда он хотел создать в Арле коллективное направление в искусстве, что действительно весьма социалистично. Надо сказать что в истории Запада социалистические идеи всегда шили под руку с "народным христианством городских коммун" , которые вполне можно считать остатками Православия Святого Патрика

10. "умирающий Минотавр в когтях человека с головой сокола – скорее всего, имеется в виду Гор, египетское божество, покровитель власти фараона. Человек с головой сокола, нарисованный в 36-ом году мог символизировать только одно – фашизм."
Насчет фашизма он наверное прав, если заменить общеупотребимый, но ошибочный термин фашизм на нацизм. Только Гор в 1936 году на полотнах Пикассо никак не мог бвть только покровителем фараонов, а несомненно символизировал эон Гора, о наибежном наступлении которого "ангел по имени Айвасс" поведал Алитсеру Кроули в 1904 году, и которое последний частично описал "Книге Закона Телемы", имеющей массу пересечений с упомянутой ниже книгой "Закон" Плифона.


11. "То было усилие сопоставимое с усилием Флорентийской академии Фичино. "
Вот именно. Фичино был основателем Платоновской Академии, идея которой ему пришла на Ферраро-Флорентийский соборе, ликвидировавшем Православие. И Православные иерархи Византии, кроме Марка Эфесского подписали эту ликвидацию. А вот Великое княжество Московское, под впечатлением результатов Ферраро-Флорентийский собора почувствовало не только религиозно самостоятельным, но даже единственным христианским государством - Империей. Что собственно и создало Россию в современном значении этого слова.
А вот Фичино под впечатление ликвидации Православия подпал под влияние византийского философа Плифона, сыгравшего большую роль в этих событиях. Именно Плифон в кулуарах Ферраро-Флорентийского собора убедил Козимо Медичи, что теперь, после ликвидации Христианской Империи И Православной Церкви, самое время создать во Флоренции Платоновскую Академию, ставшую инкубатором Итальянского Возрождения. И есть очень серьезные основания полагать, что свой откровенно антихристианский, последовательно дуалистический трактат "Законы", основанный на идеях Платона и Зороастра, Плифон написал именно для Козимо Медичи и Фичино как руководителя Платоновской Академии. В любом случае этот трактат является ключом к сочинениям Фичино, показывающим, что Платоновская академия носила языческий маскхалат, а на самом деле была организацией зороастрийцев-неоплатоников.

В общем после осуществеления Миссии Христа, ставшей восьмым днем творения, настоящеее дохристианское язычество стало невозможны - духовная реальность именилась объективно. Теперь хочещь быть антихристианином - пожалуйте в объятия Телемы.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments