abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Дух времени!

Я тут неожиданно для самого себя сплясал гопака на минном поле и кажется задел некоторое количество своих блогоприятелей, мнением которых я дорожу. Минное поле возникло в связи с "усталостью от опер на непонятном (итальянском?) языке", озвученной главным дирижером Минского Национального Большого театра оперы и балета Виктором Плоскиным, которая весьма конструктивно привела к постановке оперы «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова:

"На самом деле вопрос более чем существенный. Я думаю, что это не имеет никакого отношения к итальянскому языку. Просто возникла потребность в восстановлении русской культуры. Она и день победы это по сути единственное, чем мы можем гордиться, благодаря чему мы можем чувствовать себя частью целого, а не участниками отдельных партизанских отрядов. Причем надо отметить, что советский период этой культуры является взлетом культуры именно русской, а это позволяет восстановить "распавшуюся связь времен" в "подгнившем датском королевстве". В конце концов современная Россия связана с Российской Империей все таки через СССР, который совпадал с исторической Россией не только территориально, но и культурно. И опера конечно играет в этом особую роль. Бородин и Мусоргский – это, конечно, немного другое искусство, чем Верди и Пучини. Более того, само понятие русский народ возникло из постановки "Бориса Годунова" в Мариинском театре, которая стала поводом для артикуляции понятия "русский народ". До этого такого понятия просто не было."
Особенно "удачным" коленцем этого гопака оказался следующий комментарий:
"Это вы не "Бориса Годунова"(в Метрополитен-опера) имеете в виду? По моему это какой-то кошмар. И дело не в языке. Какая-то чудовищная русофобия. Жуть. Россия показана говнорашкой, которая сама постоянно отвергает "цивилизованный путь" и потом мучается от имперских комплексов. И поделом ей дуре толстой. Или Толстой? И в контексте чувствуется ожидание претензий за 90-е. А мальчики кровавые в глазах - это вообще фрейдистские комплексы ! Кошмар! Зато певческая культура и сценография просто зашкаливает. Профессионализм конечно впечатляет, но вряд ли это будет иметь какое либо отношение к русской культуре, даже если все эти пиндосы научатся говорить с чистейшим рязанским акцентом. Даже не знаю, как на это реагировать - с одной стороны нельзя не восхищаться, а с другой стороны как-то подташнивает."
"Дело в том , что в этой опере есть отдельное действующее лицо - народ. И на этом основании всякие прибалтийские немцы, засевшие в дирекции Императорских театров, оперу отвергли, и общественность это действующее лицо через этот барьер с боем прошибала. Я чувствую, что сейчас тоже придется тоже самое делать."
Этот вопрос настолько животрепещущий, и вместе с тем настолько сложный, что его невозможно раскрыть хоть сколько ни будь адекватно без огромной исследовательской работы. К счастью в последнее время появились электронные библиотеки, позволяющие делать широкие умозаключения и выводящие подобного рода исследования из под контроля почти жреческого сословия критиков и профессиональных оперных историков. Причем если не лучшим, то вполне достойным и вместе с тем доступным инструментом такого анализа, несомненно, является википедия. В порядке пояснения высказанной мной точкой зрения приведу следующие цитаты:
«Я разумею народ как великую личность, одушевленную единой идеей. Это моя задача. Я попытался решить ее в опере». – Мусоргский. Уже это высказывание показывает, что сверхзадачей оперы была артикуляция национальной идеи как способа самоидентификации русского народа.
Официально первая постановка оперы в 1869 году была отвергнута в связи с отсутствием главной женской роли, а вторая постановка, в которой появилась Мария Мнишек в комбинации с монументальной сценой восстания под Кромами "безмолвствующего" народа, который в отвращении от безблагодатной власти стал легкой добычей самозванца. Что собственно и стало началом Смутного Времени, в ходе которого погибла почти треть населения России. На самом деле, согласно свидетельству друзей Мусоргского Юлии Платоновой и Владимира Стасова, опера была отвергнута дирекцией Императорских театров из-за обилия хоровых сцен, которые несомненно наилучшим образом соответствовали вышеупомянутой "сверхзадаче", поставленной перед собой Мусоргским. Надо заметить, что упомянутые мной прибалтийские немцы это не этнос, а некая субкультура в Российской Империи, или вернее гностическая секта потомков тех самых рыцарей Ливонского и Тевтонского орденов, которым Петр I, стремясь привязать их к Империи, дал беспрецедентные привилегии. Кроме того следует особо отметить. что предки этих "немцев" по всей видимости не имели никакого отношения к Deutschland, а были участниками северных крестовых походов, которых рекрутировали во всех клоаках Европы посланцы папы Римского Григория IX и ради вымачивания которых Александр Невский превратил Чудское озеро в самый большой сортир 13 века. Более того лидерами этой субкультуры, которая противодействовала опере Мусоргского были Петр Ильич Чайковский и Великий Князь Константин Николаевич.
Что же касается "пиндосов" то это тоже не географическое понятие, а скорее мировоззренческое, так же как мещанство в России означает не столько социальный слой, сколько определенный менталитет. В подтверждение своей точки зрения о постановке Бориса Годунова в Метрополитене приведу следующий отрывок:
"The production shows the violence that permeated Russia, and the tyranny of its rulers. Boris, like Shakespeare's Macbeth, is tormented with guilt over the murder he committed; then he imposes fascistic rule over his subjects, spying on them and approving killings by his cronies. What gives the opera a human touch is that with his children Boris is warm and caring. Not only Boris is cruel: Monks pick the pockets of a drunk, and children steal a kopek from the Holy Fool. Victorious freedom-fighters stab and strangle those who supported their opponents."
Я сначала заподозрил себя в комплексе американской неполноценности, но максимально беспристрастные опросы моих друзей американцев, причем максимально удаленных от политики, показали, что этот отрывок вполне адекватно описывает те впечатления, которые они получили в ходе просмотра оперы "Борис Годунов" в Метрополитан-опера.
Tags: history, идеологическая война, опера
Subscribe

  • В продолжение предыдущего поста

    Прежде всего в продолжение предыдущего поста я должен сказать, что судя по всему моя тепепатия это продукт моего условно говоря "подсознания",…

  • Неназванные телепатические источники сообщают

    Я очень долго не мог понять, что собственно происходило в России в 1993 году. Большинство моих друзей по промышленному альпинизму оказалось среди…

  • Поразительное видео

    Но самое поразительное это то, что я отчетливо помню Москву 1960-х начиная с трехлетнего возраста. Я помню такие троллейбусы и машины Победа на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments