Но Шекспир вообще и "Макбет" в частности касаются Россию в значительно большей мере через то, как эта действительно великая драматургия влияет на взаимотношения английской монархии с исламским миром и на попытки "провернуть назад" фарш арабской весны. Дело в том, что наиболее авторитетным интерпретатором Шекспира (и, на мой взгляд, наиболее адекватным) является Мартин Лингс, одновременно являющийся авторитетнейшим исламским ученым, признанным Пакистанской конференцией исламских ученых лучшим биографом Пророка. Кроме того он более 10 лет прожил в Египте и его влияние на суфийские таррикаты в Египте очень велико.
С другой стороны его авторитет шекспироведа, сделал его хранителем и интерпретатором эзотерической части Британской культуры, причем то, что его истолкования Шекспира активно используют суфизм, заставляет по новому взгдянуть на масштаб культурного влияния Ислама на Англо-Нормадскую монархию через крестовые походы и ордена Мальтийцев и Тамплиеров. В частности Принц Чарльз является наиболее преданным почитателем Мартина Лингса как шекспироведа. И было бы странно, если бы это влияние не возбудило интерес Королевской семьи к его другой ипостаси - исламскому ученому и египетскому суфию Мартину Лингсу.
Originally posted by
.
Коль вам дано провидеть сев времен
И знать, чье семя всхоже, чье - не всхоже,
Вещайте также мне.
(Обращение Банко к ведьмам, Шекспир, «Макбет», 1-й акт)
Зачем в пьесе "Макбет" нужен Банко?
Во-первых, чтобы проиллюстрировать евангельский тезис
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"
Банко – антипод Макбета (амбициозного, честолюбивого и мятежного). Банко – жертва Макбета. Но именно его линия победит, именно его семя взойдет.
Шекспир показывает «свет в конце тоннеля» даже в самой мрачной и кровавой пьесе (белый глаз черной рыбки). Трагедия это эпизод в истории, а не конец истории. Жизнь продолжается и пьеса приоткрывает историческую перспективу. Хитрость в том, что эта перспектива непрямая, нелинейная. В финале власть достается Малькольму, но мы то знаем, что это тоже ненадолго.
И в других трагедиях Шекспира на тему власти и государства выигрывают самые «кроткие» персонажи (кроткие, относительно других, не-кротких).
В «Короле Лире» – Олбани и Эдгар (отступающий, падающий в самую грязь, а потом поднимающийся).
В «Гамлете» – Фортинбрас (который несмотря на всё своё молодое честолюбие и горячность все же отказался от мести за отца и дождался наследства законным путем) и Горацио (недействующее лицо, созерцатель, собеседник).
Вторая причина появления Банко - политический интерес.
Шекспир явно хотел«стать доверенным лицом Путина» приветствовать смену власти в Англии. После смерти Елизаветы престол занял шотландский король Яков Стюарт, а по преданию Стюарты были потомками легендарного шотландского рода Банко. На английском престоле взошло семя Стюартов, семя Тюдоров оказалось не всхоже. Яков, сын казненной Марии Стюарт, был не так ярок, как его предшественники на английском троне Тюдоры, он был мастер компромисса, среднего пути. Он умел отступать и ждать. И дождался, корона, как созревший плод, сама ему на голову «упала» (еще одна иллюстрация на тему кротости, если можно применить это понятие к политике). В тексте пьесы (в сцене второй встречи с ведьмами) есть и совсем прозрачный намек на Якова (трехствольный скипетр и двойная держава)
Появляются восемь королей, последний с зеркалом в руке; за ними - Призрак Банко.
Макбет
Ты слишком сходен с духом Банко. Прочь!
Мне твой венец палит глаза. А ты,
Второй венчанный лоб, ему под масть.
И третий - тоже. Гнусные старухи!
К чему мне видеть их? Четвертый! Хватит!
Иль эту цепь прервет лишь Страшный суд?
Еще! Седьмой! Я не желаю видеть.
Но вот восьмой; он зеркало несет,
Где видно множество других; иные -
С трехствольным скипетром, с двойной державой
Ужасный вид! Но это правда: Банко,
В крови, с улыбкой кажет мне на них,
Как на своих. Неужто это так?
1-я Ведьма
Да, это так.
Таким образом в зеркале пьесы отразилась текущая политическая ситуация. Шотландская тема была в тот момент очень актуальна.
В следующей за «Макбетом» пьесе «Король Лир» шотландская тема тоже звучит и в самом положительном контексте, Олбани, муж Гонерильи – шотландец (Duke of Albany, Alba – Шотландия на гэльском языке), а муж Реганы, злодей Корнуэлл правит противоположным, юго-западным краем королевства Лира (единой Британии, которую в финале Олбани обьединяет под своей властью).
Линия ведьм также должна была привлечь внимание короля (Яков был большой любитель и знаток этой темы, автор трактата о демонологии, интересно было сравнить речи ведьм с этим текстом, не оттуда ли Шекспир позаимствовал подробности колдовства).
В результате Яков таки сделал Шекспира своим «доверенным лицом», то есть присвоил его труппе звание королевской.
======
Любопытно, что политическая комбинация, приведшая шотландского короля на английский трон и в конечном итоге к обьединению Англии с Шотландией в одно государство Великобританию, имеет некоторое сходство с нашей современной историей – с попытками обьединения РФ и Белоруссии в Союзное государство. Если бы президент Ельцин (и его советники) оказался столь же мудр, сколь королева Елизавета и ее советники, и выбрал Лукашенко своим преемником, тот мог бы стать президентом России оставаясь президентом Белоруссии, точно как король Яков.
В зеркале, которое несет восьмой король из рода Банко, можно и Лукашенко увидеть (при желании :)
Коль вам дано провидеть сев времен
И знать, чье семя всхоже, чье - не всхоже,
Вещайте также мне.
(Обращение Банко к ведьмам, Шекспир, «Макбет», 1-й акт)
Зачем в пьесе "Макбет" нужен Банко?
Во-первых, чтобы проиллюстрировать евангельский тезис
"Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю"
Банко – антипод Макбета (амбициозного, честолюбивого и мятежного). Банко – жертва Макбета. Но именно его линия победит, именно его семя взойдет.
Шекспир показывает «свет в конце тоннеля» даже в самой мрачной и кровавой пьесе (белый глаз черной рыбки). Трагедия это эпизод в истории, а не конец истории. Жизнь продолжается и пьеса приоткрывает историческую перспективу. Хитрость в том, что эта перспектива непрямая, нелинейная. В финале власть достается Малькольму, но мы то знаем, что это тоже ненадолго.
И в других трагедиях Шекспира на тему власти и государства выигрывают самые «кроткие» персонажи (кроткие, относительно других, не-кротких).
В «Короле Лире» – Олбани и Эдгар (отступающий, падающий в самую грязь, а потом поднимающийся).
В «Гамлете» – Фортинбрас (который несмотря на всё своё молодое честолюбие и горячность все же отказался от мести за отца и дождался наследства законным путем) и Горацио (недействующее лицо, созерцатель, собеседник).
Вторая причина появления Банко - политический интерес.
Шекспир явно хотел
Появляются восемь королей, последний с зеркалом в руке; за ними - Призрак Банко.
Макбет
Ты слишком сходен с духом Банко. Прочь!
Мне твой венец палит глаза. А ты,
Второй венчанный лоб, ему под масть.
И третий - тоже. Гнусные старухи!
К чему мне видеть их? Четвертый! Хватит!
Иль эту цепь прервет лишь Страшный суд?
Еще! Седьмой! Я не желаю видеть.
Но вот восьмой; он зеркало несет,
Где видно множество других; иные -
С трехствольным скипетром, с двойной державой
Ужасный вид! Но это правда: Банко,
В крови, с улыбкой кажет мне на них,
Как на своих. Неужто это так?
1-я Ведьма
Да, это так.
Таким образом в зеркале пьесы отразилась текущая политическая ситуация. Шотландская тема была в тот момент очень актуальна.
В следующей за «Макбетом» пьесе «Король Лир» шотландская тема тоже звучит и в самом положительном контексте, Олбани, муж Гонерильи – шотландец (Duke of Albany, Alba – Шотландия на гэльском языке), а муж Реганы, злодей Корнуэлл правит противоположным, юго-западным краем королевства Лира (единой Британии, которую в финале Олбани обьединяет под своей властью).
Линия ведьм также должна была привлечь внимание короля (Яков был большой любитель и знаток этой темы, автор трактата о демонологии, интересно было сравнить речи ведьм с этим текстом, не оттуда ли Шекспир позаимствовал подробности колдовства).
В результате Яков таки сделал Шекспира своим «доверенным лицом», то есть присвоил его труппе звание королевской.
======
Любопытно, что политическая комбинация, приведшая шотландского короля на английский трон и в конечном итоге к обьединению Англии с Шотландией в одно государство Великобританию, имеет некоторое сходство с нашей современной историей – с попытками обьединения РФ и Белоруссии в Союзное государство. Если бы президент Ельцин (и его советники) оказался столь же мудр, сколь королева Елизавета и ее советники, и выбрал Лукашенко своим преемником, тот мог бы стать президентом России оставаясь президентом Белоруссии, точно как король Яков.
В зеркале, которое несет восьмой король из рода Банко, можно и Лукашенко увидеть (при желании :)
Comments