abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

Москва, я люблю тебя! - Валерик

Встретил в ютюбе старогознакомого.
Originally posted by 62_78 at Москва, я люблю тебя! - Валерик



Встретились мы с Валерой Бояхчаном случайно, на выставке Сергея Параджанова где-то на вест Бродвее году наверное в 98-ом. В Нью Йорке тогда было очень много талантливых людей из СССР, и этот город, сам уже приговоренный к 11 сентября 2001 года, медленно, но верно всех нас перемалывал сами понимаете во что. Мы как-то сразу зацепились языками, и Валера пригласил меня в свою мастерскую, предоставленную ему каким-то поклонником в пошивочном цеху его фирмы. Я никогда не забуду этот совершенно Кэролловский лофт с зеркальной стеной, служивший то ли подсобкой, то ли примерочной, увешанный потрясающими воображение куклами, картинами и их бесчисленными отражениями. Мы проговорили не больше получаса, и я побежал на работу, выпросил там только что купленную профессиональную Бетакамовскую камеру и через час уже начал снимать фильм о Валере. Одного взгляда на его картины мне было достаточно, чтобы понять, кто был создателем знаменитой сценографии "Ашик-Кериба" и "Легенды о Сурамской крепости.", да и многие экспонаты на выставке Параджанова смотрелись бы очень органично в этом лофте. Но самое интересное это то, что все это живописное великолепие, вся эта феерия коллажей и инсталляций оказывалась обрамлением для кукол-марионеток, выглядывавших из платяного шкафа и висящих на двух массивных вешалках красного дерева, явно только что материализовавшихся после путешествия из 19 века. Настоявший смысл этому искусству придавали именно эти кукды, и не только они, а будто даже их двойники в зазеркалье, живущие своей удивительной жизнью, столь отличной от пересчитывания мелочи после уплаты ренты за аппартмент продиктованной холодным потом от ужаса оказаться на улице.

Валера, будто забыв про камеру, рассказывал ей о том, когда и где он писал эти картины и шил эти куклы, а в результате получался рассказ о том как умирала страна, в которой я родился, а ее самые талантливые дети превращались в компост, причем отнюдь не для будущих поколений. Я собственно уже тогда понимал, что Америка это об удобствах и достатке, а любая попытка заниматься творчеством неизбежно приводит к потере конкурентоспособности и приспособляемости. Но картины и куклы Валеры были настолько прекрасны, что уж его то признание представлялось мне неизбежным. В исторической перспективе. И я часов пять подряд снимал для будущих поколений фильм о гениальном художнике, торопливо меняя кассеты в камере, чтобы не сбить рассказ о том что тогда происходило между нами.

Ночью, а вернее часов в 5 утра я посмотрел отснятый материал, и, вдохновленный его какой-то удивительной силой и невозможной для такого неопытного оператора как я точностью съемки, пошел и на последние деньги купил еще пять самых лучших касет, на которые снял уже нечто похожее на интервью, а не на кинохронику извержения вулкана или исповеди узника, вырвавшегося на волю после 10 лет в подземелье. В ходе этого интервью выяснилось, что Валера сейчас ставит кукольный спектакль в Дамбо, котрый был тогда заброшенной промзоной и самыми настоящими трущобами, Валера тоже был потрясен не столько тем, как мне удалось снять его "извержение", сколько тем что это он все это наговорил на камеру. И так как поставленный спектакль оказался созвучен его рассказу, мы решили, что он меня пригласит снять видео об этом спектакле для русского телевиденья, с тем чтобы потом, втайне от продюсера спектакля, по его словам настоящего Брайтоновского мафиози, использовать это видео для усиления снятого мною фильма.
Спектакль, собрал массу русской публики и американских студентов, которых он привел в полный восторг, слегка охлажденный непривычностью и неформатностью этого зрелища. Мне спектакль честно говоря не очень понравился, так как продюсер пригласил какого то американского режиссера и стаю молодых американок, который своими вихляниями по его мнению должны были "оживить" трагический пафос спектакля и отсутствие счастливого конца. Этот режиссер тут же решил, что самое главное это его постановка этих вихляний, а Валерины куклы это то ли моралите то ли дивертисмент к его мюзиклу, Сами понимаете что из этого получилось. А меня уже несло как Остапа, и поскольку камера плохо снимала в темноте, а девки со своими плясками не позволяли снимать с плеча, то я пошел и купил одну из первых цифровых камер для снятия спектакля. А потом я стал снимать репетиции, а потом американский режиссер заболел а девки его разбежались и телефильм о спектакле оказался совершенно отдельным произведением искусства, по сути не имеющим отношения к оригиналу, а я соответственно его режиссером. А потом было 911, и мне рассказали, что Валера снимавший помещение прямо под башней погиб вместе со своими куклами и картинами. Причем еще до этого фильм снятый о Валере и лучшие кадры телеспектакля по всей видимости тоже погибли в результате злой воли людей, действительно имевших основания опасаться того, что он там рассказал, и мы с Валерой на этой почве перестали общаться А вот отрывки этого телеспектакля на самых плохих кассетах, вернее те съемки, которые я считал браком и хранил отдельно, остались у меня и, я боюсь, сейчас являются единственным свидетельством таланта, если не гениальности художника Валеры Бояхчана.

А вчера моя блогоприятельнца обратила мое внимание на то, что одна из мизансцен этого спектакля пол названием "Валерик" оказалась одним из 18 эпизодов фильма "Москва, я люблю тебя!", снятым племянником Сергея Параджанова под мудрым руководством продюсерством сына Андрея Михалкова-Кончаловского. Ничего не могу сказать про этот фильм, кроме того, что мне очень понравилась напоминающая "Ангела" Сукачева миниатюра Екатерины Калининой "Улыбка летней ночи". Но то, что оказывается Валера жив, меня очень обрадовало, и я пошел разыскал старую пленку котрую я смотрел 14 лет назад и был очень удивлен, когда выяснилось, что она оказывается находится в отличном состоянии. Только я извиняюсь за звук, так как у нее очень старый компрессор, и ютьюб его не понимает, Так что придется всю пленку оцифровывать заново или просто накладывать другой звук. Для сравнения с отрывком, из самого начала спектакля, где звук поплыл, я поставил совсем короткий ролик из конца спектакля, который я пересчитал на новый компрессор.





P.S. Если кому-нибудь что-нибудь известно о дальнейшей судьбе Валеры Бояхчана после 1998 года, прошу дать мне знать. Я все равно буду заниматься его "прославлением" - уж больно хороший художник был.




Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments