abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Еврпейский выбор Украины + невидимая рука рынка = Боливар не вынесет двоих.

Originally posted by dcfc_lad at Долина мёртвых экскаваторов


Морозовский карьер – один из крупнейших угольных разрезов Украины. Еще каких-то 5 лет назад здесь кипела работа. Каждый час огромные шагающие экскаваторы отгружали сотни КАМАЗов угля. Сейчас они потихоньку ржавеют и ждут, когда их пустят на металлолом. Техника советская, 70-х годов, и немецкая, еще довоенная. Этот пост – о железных монстрах Морозовского карьера.


+DSC_2346
DSC_0002
Морозовский разрез – одно из немногих мест в Украине, где добывали бурый уголь. Предприятие с грехом пополам пережило 90-е и до недавнего времени работало. В 2009 компании отключили электроэнергию – за долги. Техника стала, персонал сократили, карьер быстро заполнился грунтовыми водами. Разрез ждет рекультивация – говорят, его хотят разрабатывать китайцы.

+DSC_2330  3.

В последнее время Морозовский карьер очень популярен среди украинских любителей индастриала. Правда, с каждым месяцем «экспонатов» становится всё меньше, а попасть к ним всё труднее. Карьер хорошо охраняется. Сверху – два поста. Охранники – отличные ребята, раньше работали здесь экскаваторщиками. На мой вопрос можно ли спустится вниз, испуганно отвечают: «Та ты шо, там же донецкие металл режут!». Присмотрелся – таки режут. Груженые КАМАЗы снуют туда-сюда буквально каждые пять минут. Этот – только приехал на погрузку. Увозить есть что.
+DSC_2355  4.

Мужики свято верят, что скоро экскаваторы починят и производство возродят. Как грицца блажен, кто верует.
+DSC_2362  5.

По подсчетам залежей угля здесь хватит еще лет на 20 активной добычи.
+DSC_0010  6.

Главная достопримечательность карьера – огромнейший роторный экскаватор. Слева внизу стоит обычный – можно сравнить размеры.
+DSC_2298  7.

Зовут монстра ЭРШР-1600. С маркировкой всё просто: экскаватор роторный шагающее-рельсовый, производительность 1600 кубометров в час. Чтобы было понятно – это около 200 КАМАЗов. Повторяю – в час!
+DSC_2337  8.

Машина 1970 года постройки. Запчасти привозили по отдельности несколько лет и тут, на месте, рабочие собирали этого монстра.
+DSC_2334  9.

Весит махина 4 000 тонн. Нет, я не опечатался – четыре тысячи. Это примерно как 80 железнодорожных пассажирских вагонов. В обхвате реально  почти с мою хрущевку-пятиэтажку.
DSC_2354  10.

Двигался он со скоростью два метра в минуту. Медленно, но верно)
+DSC_2312  11.

Этот экскаватор разрабатывал карьер. Он шел по краю, срезал верхний слой, после чего драглайны приступали к добыче угля, а он спускался на уровень ниже и копал там.
+DSC_0008  12.

Огромное колесо на конце стрелы – собственно, ротор. Диаметр – 16 метров. К нему крепилось 10 ковшей. Недавно их срезали на металлолом.
+DSC_0020  13.

+DSC_0019  14.

Драглайн. Он же – шагающий экскаватор ЭШ-6/45. С маркировкой – опять таки ничего сложного. Буквы просто аббревиатура. Цифры означают объем ковша (в кубометрах) и длину стрелы соответственно.
+DSC_2287  15.

НКМЗ – Новокраматорский машиностроительный завод. Среди ржавчины еще проступает профиль Ленина.
+DSC_2262  16.

Такие экскаваторы выпускали с начала 70-х до конца 80-х. Всего драглайнов этого класса НКМЗ склепал больше 300 штук. Их поставляли во все страны соцлагеря.
+DSC_2275  17.

+DSC_2266  18.

+DSC_2286  19.

Лапки) Именно ими он «шагает».
+DSC_2281  20.

Это – единственный экскаватор, по которому удалось полазать и даже забраться внутрь.
+DSC_2284  21.

+DSC_2285  22.

Немного деталей.
+DSC_2276  23.

+DSC_2277  24.

А это – его старший брат. Он в полтора раза больше. Длина стрелы – 70 метров. Для сравнения – это стандартная ширина футбольного поля.
+DSC_2309  25.

Просто невероятные цвета. Никогда не видел такого сочетания в природе.
DSC_2341  26.

+DSC_2257  27.

Воды с каждым годом всё больше. Местные говорят – глубина «высотой с три столба».
+DSC_2299  28.

Говорят, каждый день уровень воды поднимается на 1 см.
+DSC_2296  29.

Под водой – линия электропередач, конвейер и еще много чего. Почти утонул и один из шагающих экскаваторов. На фото они кажутся маленькими. На самом деле стрела правого экскаватора 70 метров, ковш – 10 кубов. Издалека они напоминают скелеты каких-то динозавров. Или жирафов.
+DSC_2324  30.

Слева на холме – наш старый знакомый, по которому мы лазали.
+DSC_2344  31.

Конвейерный мост – единственный в Украине. Трофейный. Мост привезли из Германии, после Второй мировой. Там он с 1929 года использовался на угольном разрезе в городе Брегвитц.
+DSC_2295  32.

+DSC_2314  33.

Также этот мост называют транспортно-отвальным. Не знаю в чем разница. Вроде как он самоходный.
+DSC_0009  34.

+DSC_2342  35.

Еще в карьере вроде как есть два старых немецких экскаватора. Но то ли я до них не дошел, то ли их уже успели разрезать на металл. Мы с вами не в Германии живем, поэтому музей из железных монстров делать никто не будет. Так что если хотите увидеть их в живую – поспешите.
+DSC_2290  36.

Вот карьер на гуглокартах, если кому интересно. Только сейчас уровень воды гораздо выше.


Оставайтесь с нами, добавляйтесь в друзья – впереди много интересного. Всем, кто лайкнул и репостнул – плюс в карму)



UPD P.S. Если вам понравился этот репортаж, буду благодарен, если вы поможете ему стать лучшим постом недели украинского ЖЖ. Всего один клыц - вот здесь. Спасибо)

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments