abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

К вопросу о читателях романа Булгакова "Мастер и Маргарита".

Любой писатель, ставя первую букву на чистом листе бумаги, не может не представить перед собой лицо своего читателя, и счастлив тот писатель, который знает своего читателя не только в воображении. Один такой читатель у Михаила Афанасьевича был - это была его жена Елена Сергеевна Шиловская-Ниренберг, дальняя родственница моего Нью-Йоркского преподавателя Луиса Ниренберга. Ее роль в создании и сохранении романа "Мастер и Маргарита" еще предстоит оценить, впрочем, как и предыдущей жены Любови Евгеньевны Белозерской - вдохновительницы "Бега", "Белой Гвардии" и "Дней Турбиных". Надо сказать, что в каком-то смысле "Мастера и Маргариту" писала сама жизнь и различные редакции романа это на самом деле разные романы, по сути написанные разными людьми, поскольку к счастью или к несчастью Михаил Афанасьевич был очень пластичен по отношению к своим женам, ставших таким образом соавторами его произведений. Кроме того, что они обе были прототипами Маргариты. Как известно за каждым велики мужчиной стоит великая женщина, но поскольку за Михаилом Булгаковым стояли 3 великие женщины, то можно сказать, что Михаил Афанасьевич Булгаков это на самом деле три великих человека. Правда первый Михаил Булгаков был не писателем, а врачом, зато парадоксальным образом именно он является прототипом Мастера - того самого человека, который не заслужил света, но заслужил покой, неявно присутствуя в двух писателях по имени "Михаил Булгаков".

Впрочем этот роман является таким клубом нитей, потянув за которые становишься жертвой настоящего селя фактов, ассоциаций и откровений не только из прошлого, но зачастую из будущего. Впрочем в этом нет ничего удивительного, кроме того что в этих селях мимо меня проносятся факты и откровения касательно не только города и Мира, но и лично меня, грешного. И вот я, выглядываю в окно из Нью-Йоркской квартиры и вижу Патриаршие пруды и Тверской бульвар с клумбой полной роз, на которые по легенде так любил поблевать Сергей Есенин, что собственно и стало поводом к воздвижению соответствующего памятника.

Когда нибудь я обязательно расскажу, как на этой клумбе я впервый ощщутил присутствие Михаила Афанасьевича в своей жизни, но сейчас для затравки я хочу показать вам, что начинет происходить, когда начинаешь тянуть за ниточку, торчащую из романа "Мастер и Маргарита". Трудно например не заметить, что Маргарита, которую Кураев упрекает в б..стве,(и которую мы с Булгаковым не без оснований называем ведьмой, забывая при этом о том, кто должен первым кидать в таких грешниц такими камнями), действительно любит Мастера и написанный им роман об Иешуа-Га-Ноцри. Конечно эта любовь не христианская, и даже демоническая, но иногда мне кажется, что Мастера она любит прежде всего как автора этого романа. А это наводит на мысль, что так может любить только женщина, сама не чуждая литературы.
В связи с чем общепринятая ассоциация Булгаковской Маргариты с женой Генриха Наваррского начинает выглядеть крайне сомнительно. Прежде всего, ее с Маргаритой явно ничего не связывает, кроме того, что так волнует Кураева. Зато это отношение к мастеру и его роману связывает Маргариту не только с последней женой Булгакова, которая действительно бросила мужа, но ушла она к нищему литератору и актеру и жизнь ее после этого можно смело назвать героической. Без нее этот роман не мог бы появиться на свет. Но еще больший вес это рассуждение приобретает после того, как, потянув за эту ниточку, мы вспоминаем, что в 16 веке во Франции было две королевы по имени Маргарита, и другая королева Марго подобно Маргарите была не только страстной женшиной, но и любительницей литературы и прекрасной писательницей. Причудливо тасуется колода, причем не только в жизни, но и в литературе - судите сами на какую из жен Михаила Афанасьевича она более похожа. А если посмотреть на сочинения Маргариты Наваррской, а после этого вспомнить о так называемом "приорате Сиона" и о той политике, центром которой была Маргарита Ангулемская, а потом сравнить ее с политикой балла Буллита в 1935 года ..... Достаточно сказать, что именно она была инициатором приглашения Леонардо да Винчи во Францию. А уж как после этого начинает выглядеть история романа "Мастера и Маргарита" ..... Причем в романе содержатся достаточно ясные указания на этот счет.

Но кроме жен у Булгакова были еще два читателя, во внимании которых он был уверен, и которые в силу образования могли расшифровать все те загадки, которые Михаил Афанасьевич загадал своим читателям. Прежде всего Булгаков не мог не знать, что их квартиру с Еленой Белозерской, и уж тем более с Еленой Шиловской регулярно обыскиваю и сочинения фотографируют, после чего эти фотографии ложатся на стол к Иосифу Виссарионовичу Сталину. Собственно какие могли быть сомнения, если Сталин был на спектакле "Дни Турбиных" 19 раз, а сам спектакль шел только потому, что когда "интеллигенция" вознамерилась его сожрать вместе с автором, укорот их планам пришел от Кремлевского горца лично. Так что Иосиф Виссарионович мог и хотел ознакомиться со всеми редакциями романа, что несомненно повлияло на его способность видеть мистическую природу происходящего, когда немецкие пролетарии в 1941 году стали наматывать на гусеницы танков своих братьев в СССР миллионами!
Но был один человек, который ходил на этот спектакль еще большее количество раз - первый посол США в СССР Уильям Буллит, А уж он то разбирался в символах и демонологии не намного хуже Булгакова. И его первоначальная дружба с Иосифом Виссарионовичем была дружбой двух театралов. Кстати пригасил он Булгакова с женой на балл лично.

P.S. Интересно, а сейчас в России кто-нибудь может понимать мистическую сущность событий? Или хотябы ездить в театр как Сталин и Буллит, если появится новый спектакль подобный "Дням Турбиных"? Сомневаюсь. Может быть именно поэтому такого спектакля и нет.

P.P.S. Бабушка мне рассказывала, что когда шли "Дни Турбиных", рядом с театром дежурило несколько карет скорой помоши - так остро людт реагировали на просиходяшее на сцене. Ведь все это только что произошло с ними. Интересно, почему нет спектаклей о приватизации?
Tags: Булгаков
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments