?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня годовщина окончания решающей битвы Великой Отчественной Войны и соответсвенно Второй Мировой, когда был был сломан до того казавшийся непобедимым дух нацизма. И я лично очень рад, что на карте снова появилось название Сталинград. Переименовывай-не переименовывай все равно именно в Сталиграде свернули шею гитлеризму. И название Сталинград все больше отделяется от человека, в честь которого был назван этот город и начинает приобретать самостоятельное значение, хотя, наверное, никогда не отделится от него до конца.
Привлекает внимание тот факт, что последнее время РПЦ, в том числе в лице своего предстоятеля, все больше начинает трактовать Великую Отечественную Войну как войну Священную, то есть Христианскую, как ее изначально трактовали Церковь Англии и Епископальная Церковь Америки. И с этой точки зрения необходимо задуматься над вопросом о том, кого же мы все таки победили.

Диагноз "оккультизм" не нов, но в применении к нацизму мало понятен и недостаточно укоренен в истории. Значительно более адекватным термином для христиан самых разных конфессий является слово "гностицизм", что дает повод вспомить одного из величайших апологетов Христианства - пресвитера Квинта Септи́мия Фло́ренса Тертуллиа́на, автора высказывания "«Credo quia absurdum (est) – «Верую, ибо абсурдно», и знаменитого «Бог очеловечился, чтобы человек обожился», ставшего основой понимания онтологического единства человечества. Он жил в третьем веке нашей эры, более полутора тысяс лет назад, но его работы в связи с вышеизложенным особо актуальны и сегодня. И мне кажется уместным представить вниманию уважаемого сообщества отрывок из статьи «Труды и дни Тертуллиана», послужившей предисловием к книге Тертулиана "Против Маркиона", замечательного филолога, переводчика с латыни и любимого профессора Пермского университета А. Ю. Братухина:
«Рассмотрев творчество Тертуллиана сквозь призму различных проблем, встающих перед исследователями его произведений, и погрузившись, так сказать, в атмосферу его рабочего кабинета, перейдем к более частным вопросам, касающимся собственно трактата «Против Маркиона» (написан после 208 г).

Маркион, представитель сирийского гносиса, родился в конце I в. после Р. X. в малоазийском городе Синопе. Своей аскетической жизнью он добился рукоположения в пресвитеры. Однако позже неправославное учение его отлучил от Церкви его отец, епископ Синопа. Маркион пытался заручиться поддержкой христиан в Эфесе, Смирне, Риме, но после своего отвержения в столице Империи в 144 г. он создал в союзе с еретиком Кердоном собственную «церковь», просуществовавшую в разных районах Средиземноморья до X в. Умер Маркион между 177 и 190 гг. К его «литературному наследию» относятся искаженные им десять посланий апостола Павла и Евангелие от Луки, из которых он исключил всё, противоречащее его учению, объявив это позднейшими вставками апостолов-иудаистов. Кроме того, Маркион написал «Антитезы», в которых старался доказать противоречие между Ветхим и Новым Заветами. После смерти своего основателя его секта раскололась. Позднее маркионизм давал о себе знать в богомильстве, катарстве, альбигойстве.

Система Маркиона дуалистична. Есть благой Бог и вечная злая материя, управляемая Сатаной. Согласно Маркиону, мир и человек без ведома благого бога создан суровым, воинственным и справедливым Демиургом или Творцом (существом не совсем понятного происхождения) из вечной материи, над которой властвовал Сатана. Материя пыталась вернуть себе человеческую душу, что ей, в конце концов, удалось: человек согрешил, и возникло язычество. Единственным уделом Творца остался иудейский народ, получивший от Него Закон, по которому грешники посылались в геенну, а праведники — на «лоно Авраама». Чтобы справиться с разрастающимся злом, Творец пообещал иудеям Христа, грядущего победить язычников и дать царство избранному народу, а заодно произвести суд, чреватый осуждением на муки большинства человечества; этот Христос, по Маркиону, и есть Антихрист.
Для спасения людей, бывших, с точки зрения Творца, грешниками, благой Бог послал в мир своего сына — настоящего Христа. Тот, приняв виртуальную плоть Иисуса, нежданно-негаданно появился в Капернауме в пятнадцатый год правления императора Тиберия и выдавал себя за принадлежащего Творцу Христа, дабы таким образом привлечь к себе иудеев. Творец, Бог-ревнитель, позавидовал Иисусу, о котором ничего не знал, и побудил иудеев погубить его, а Сатана, со своей стороны, подвиг на это язычников. Иисус Христос не рождался и по-настоящему не умирал: смерть его на кресте была лишь кажущейся. Узнав тайну высшего бога и ведя строго аскетическую жизнь, маркиониты, как они считали, спасали свои души; воскресение же плоти они отрицали. При крещении они давали обет целомудрия и отказывались от вкушения мяса и вина. Их готовность к мученичеству превращалась в стремление к смерти за Христа.

Тертуллиановский труд из пяти книг «Против Маркиона» — самое обширное из произведений карфагенского автора. Это не просто очередной трактат против некоего еретика, это одновременно и своеобразная «симфония», «конкорданс» — где Тертуллиан практически на каждый пассаж из Евангелия от Луки и посланий апостола Павла подбирает соответствия в Септуагинте, — и теодицея Творца, и доказательство органической связи между Ветхим и Новым Заветами, и истолкование огромного количества библейских текстов, и комментарий на них. Сочинение «Против Маркиона» содержит в себе практически все основные положения христианства, служит своеобразным учебником по сектоведению и по Священному Писанию обоих Заветов. Будучи написанным в монтанистский период творчества Квинта Септимия, это произведение несет на себе отпечаток увлечения Тертуллиана «Новым пророчеством», присутствуют тут и хилиастические идеи. Однако даже наличие неортодоксальных мыслей нисколько не умаляет значения настоящей работы, в которой первый латинский христианский автор защищает, кроме прочего, истинность воплощения, страдания и смерти предсказанного ветхозаветными пророками Спасителя и воскресение мертвых. Хотя некоторые аргументы Тертуллиана могут показаться неубедительными, большинство его положений весьма остроумны. Перед нами не документ, интересный лишь для историков ересей, а «старое, но грозное оружие», по словам В. В. Маяковского. Язык Тертуллиана достаточно сложен, его предложения порой занимают половину страницы, его мысль извилиста. В меру сил мы старались сохранить стиль автора, не слишком упрощая текст. Это несколько затрудняет чтение, зато помогает ближе познакомиться с человеком Квинтом Септимием Флоренсом Тертуллианом чья страстность, убежденность в своей правоте и стремление любой ценой отвратить читателей от опасного заблуждения внушают уважение и заставляют задуматься, не ослабел ли в людях за последние 18 веков огонь живой веры, не овладели ли нами равнодушие и конформизм, гордо именуемые толерантностью. Более подробная информация по частным вопросам, касающимся трактата «Против Маркиона», содержится в примечаниях к тексту нашего перевода.

Для доказательства актуальности борьбы с гностицизмом, вернее с тем его принципом, согласно которому все люди делятся на пневматиков («духовных», т. е., говоря современным языком, суперменов предназначенных спасению Übermenschen), психиков («душевных», которым, чтобы спастись, необходимо очень постараться) и гиликов («материальных», т. е. недочеловеков, обреченных на гибель), приведем цитату из современной публицистики. «Неудачник превращается в победителя, раб — в борца, трус — в героя растерянная толпа - в армию-освободительницу. Это и называется "перейти из царства необходимости в царство свободы". Внутри каждого человека есть оба этих царства. И он сам может перейти из одного в другое. <...> "Может" ли? Аесли не "может", то какой смысл говорить о свободе воли? Есть точка зрения, согласно которой кто-то "может", а кто-то нет. Мол, люди антропологически онтологически, даже метафизически неравны друг другу Причем ФУНДАМЕНТАЛЬНО неравны. Есть звероподобные антропосы (гилики). Есть антропосы чуть более сложные (психики) А есть подлинные люди (пневматики).
Эта точка зрения никак не сводится к гностической ереси. Она древнее канонического гностицизма и гораздо разнообразнее. Говорить об истоках здесь весьма трудно. След тянется в глубочайшую древность. Есть потаенное подполье, хранящее этот "черный огонь". И время от времени огонь этот вырывается на поверхность. Последний раз он вырвался в 1933 г Речь шла буквально об этом самом фундаментальном неравенстве. Никак не сводимом к расовому. Орденский фашизм был намного сложнее. "Это" удалось изгнать и "опечатать" с помощью советского воинства и советской альтернативной проектности. Потом спасителя приравняли к погубителю. И "исключили из истории". А затем встал вопрос о "конце истории". И "это" — в новом обличье — стало заигрывать с потерявшим память и погруженным в сладкий кайф человечеством. На сей раз "это" стало называтьсебя "глобализацией". <...>
Ведь уже часто и откровенно говорят о том, что нет "глобализации", а есть "глокализация" (т. е. соединение наднациональных интеграции с дроблением наций на этносы, субэтносы и племена).Но и "глокализация" — не окончательное имя. Что под этими масками? Под ними — очень знакомая и, мягко говоря, отвратительная харя так называемого "многоэтажного человечества". Причем человечество должно быть не просто многоэтажным (кто-то живет в квартире-люкс на пятом этаже, а кто-то в грязном подвале). На этот раз допуск с одного этажа на другой должен быть закрыт окончательно. И именно НЕПРЕОДОЛИМЫМ образом. <...>

Тилики, психики, пневматики"... А если и возникнут другие слова, то они окажутся лишь семантическими прикрытиями, то бишь масками. И очень скоро маски будут сняты. А то, что за ними, обнажит свою — именно фундаментально фашистскую — суть. А какую же другую? У фашизма был его — в глубь веков уходящий — гностический и прагностический предок. Теперь появляется потомок. Но линия-то одна. <...>
Неоднократно говорилось о том, что "Мастер и Маргарита" Булгакова — величайший гностический роман XX в. Согласитесь, отрицать гностический дух данного романа, мягко говоря, некорректно. Но если все обстоит так, то понятно, откуда взялись "Роковые яйца" и "Собачье сердце" <...>». [Сноска: Кургинян С. Медведев и развитие // «Завтра». 2008. № 18 (754). С 1-2.]
Таким образом, Тертуллиан, сражаясь с гностиками разных мастей, утверждавшими свою избранность и считавшими других людей, так сказать, «унтерменшами» или же «шариковыми», оказывается, несмотря на всю свою яростность и нетерпимость, большим гуманистом, чем его менее пылкие современники, искавшие компромисса с предтечами «Туле». [1] Именно неприятие любых форм гносиса, вероятно, и заставило Тертуллиана «отречься» от своего сочинения Ad nat, содержащего, как было сказано выше, некоторые положения, близкие учению Климента Александрийского. Ведь последний высоко оценивал гносис (см., например: Сl. Strom., II, 17, 76, 2-3) и в «Строматах» (написаны вскоре после 192 г., позже Protr.) и пытался открыть «совершенным христианам» скрытое от толпы знание о Божественном: «Но поскольку не каждому гносис, то и сочинения наши для большинства, как говорится в пословице, что лира для осла. Свиньи предпочитают грязь чистой воде» (Сl. Strom., I, 1, 1-2. Пер. Е. В. Афонасина). Климент писал даже, что если бы мудрецу (букв, «гностику») пришлось выбирать между познанием Бога и вечным спасением (если бы они были различны), то мудрец (гностик) предпочел бы первое (Сl. Strom., IV, 22, 136, 5).

Выше, при рассмотрении послания «К Скапуле», было сказано о стремлении Тертуллиана писать на злобу дня, затрагивать наиболее важные в данный момент вопросы. Из этого можно сделать вывод, что проблема борьбы с маркионизмом в первое десятилетие III в. христианской эры стояла в Церкви наиболее остро. Если бы основанная Маркионом секта не набирала силу. Квинт Септи-мий, перерабатывая созданный им ранее труд, не превратил бы его в свое самое большое произведение.

Могучими «тертуллиановскими ударами» сокрушая гностиков, Квинт Септимий вносил свой посильный вклад в обуздание человеконенавистнических сект. Ведь если бы во II-III вв. победил гностицизм, мы жили бы теперь совсем в ином мире, мире апартеида и онтологического неравенства, поклоняясь то ли Люциферу, то ли Змию. Но врата ада не могут одолеть Церковь (ср.: Мф. 16:18)».
[1] Тайная организация Thule была тесно связанна с нацистами. См.: Гудрик-Кларк Н. Оккультные корни нацизма. Тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. СПб., 1993. С. 162-169.]

Comments

( 88 comments — Leave a comment )
vikazina1
Feb. 2nd, 2013 06:13 pm (UTC)
В свеие написаного имя Сталинград почти как молитва..
kirills969
Feb. 2nd, 2013 08:07 pm (UTC)
О да!
karaul_family
Feb. 2nd, 2013 07:03 pm (UTC)
Отчего бы Вам для симметрии не разобрать коммунистический оккультизм?
booq
Feb. 2nd, 2013 07:14 pm (UTC)
А разве был такой? Или все-таки оккультизм в коммунизме? ))
abrod
Feb. 2nd, 2013 07:21 pm (UTC)
запросто. Но кому это нужно?
(no subject) - karaul_family - Feb. 2nd, 2013 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - booq - Feb. 3rd, 2013 04:31 am (UTC) - Expand
karaul_family
Feb. 2nd, 2013 08:52 pm (UTC)
Не вижу разницы.
(no subject) - booq - Feb. 3rd, 2013 04:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 04:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - booq - Feb. 3rd, 2013 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - booq - Feb. 3rd, 2013 08:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 10:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 10:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 01:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 04:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 06:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 06:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 07:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 09:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 10:04 am (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 3rd, 2013 10:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 10:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - booq - Feb. 3rd, 2013 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 01:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korol_kubkov - Feb. 8th, 2013 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 8th, 2013 01:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korol_kubkov - Feb. 8th, 2013 02:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 8th, 2013 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korol_kubkov - Feb. 8th, 2013 03:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 8th, 2013 03:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 8th, 2013 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 8th, 2013 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 8th, 2013 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korol_kubkov - Feb. 8th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 8th, 2013 03:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - korol_kubkov - Feb. 8th, 2013 04:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karaul_family - Feb. 8th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
booq
Feb. 2nd, 2013 07:06 pm (UTC)
+1. Вообще очень многообещающая и плодотворная тема синтеза красного проекта и православия. Кстати, Кураев в одной из своих работ тщательно пытается обелить Булгакова, объясняя, что и сам Михаил Афанасьевич верное чадо Христово, и МиМ чуть ли не роман-предостережение.
abrod
Feb. 2nd, 2013 07:07 pm (UTC)
Это он меня очевидно прочитал. А до этого нес какую-то ахинею
(no subject) - booq - Feb. 2nd, 2013 07:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Feb. 3rd, 2013 10:51 am (UTC) - Expand
olga_nikolskaja
Feb. 2nd, 2013 07:07 pm (UTC)
555217_470924722961510_1304621683_n
kirills969
Feb. 2nd, 2013 08:06 pm (UTC)
"...равнодушие и конформизм,гордо именуемые толерантностью"-здорово сказано! Интереснейшая тема,хоть и жуть "пробивает".Спасибо Вам!
advcatusdiaboli
Feb. 2nd, 2013 08:09 pm (UTC)
Все это кончно интересно, но...
Для идеологии неважно, существует ли фундаментальное неравенство между людьми.

Идеолог - т.е. человек, отражающий объективные интересы общества и ставящий перед обществом задачи, помогающие достижению этих интересов - может и должен считать людей неравными друг другу. Потому что именно это соответствует реальной, наблюдаемой им картине.

Равны между собой могут быть только "сферические люди в вакууме", которые между собой не взаимодействуют. Реальные люди неизбеждо взаимодействуют между собой в рамках конкретного общества (прежде всего - для добычи средств к существованию), и в результате этого взаимодействия между людьми возникает неравентсво - как "вертикальное" (разныое положение в иерархии), так и "горизонтальное" (люди разных обществ, являющиеся основными конкурентами друг друга за необходимые им ресурсы, становятся друг для друга "чужими").

Именно поэтому идеология, постулирующая фундаментальное неравенство между людьми, вроде обсуждаемой здесь идеологии нацизма, может правильно отражать интересы своего конкретного общества, со всеми вытекающими отсюда последствиями ("учение всесильно, потому что оно верно") - вне зависимости от того, существует ли такое неравенство для людей, взятых самими по себе, в отрыве от общества.

Так что исторический экскурс, проведенный автором, имеет чисто абстрактную ценность.
abrod
Feb. 2nd, 2013 08:17 pm (UTC)
Re: Все это кончно интересно, но...
Либо Вы не поняли о каком неравенстве идет речь, либо мы с Вами враги и решать вопрос об идеологии мы будем на основании того, кто лучше стреляет.
advcatusdiaboli
Feb. 2nd, 2013 08:35 pm (UTC)
Re: Все это кончно интересно, но...
Давайте в таком случае исключим непонимание.
Лично я считаю, что
а) при рассмотрении земных дел апелляция к "высшим силам" и прочим предметам веры не должна приниматься во внимание, при анализе следует исходить из эмпирических фактов и логических умозаключений, построенных на их основе;
б) задачей идеологии, как специфической деятельности, является не познание (т.е. выяснение того, как оно все устроено на самом деле - это другая деятельность, в современно мире этим занимается наука), а создание системы суждений, позволяющих организовать общество для достижения им своих интересов (т.е. объективных условий, обеспечивающих существование и процветание общества); конечно, с этой целью идеология должна отражать реальный мир, но это отражение может быть и иллюзорным, не научным - главное, чтобы идеология давала правильные ориентиры для общества, ведущие к достижению им своих интересов.
Вы согласны с этими положениями?
vagonsky
Feb. 2nd, 2013 08:42 pm (UTC)
Re: Все это кончно интересно, но...
"Именно поэтому идеология, постулирующая фундаментальное неравенство между людьми, вроде обсуждаемой здесь идеологии нацизма, может правильно отражать интересы своего конкретного общества, со всеми вытекающими отсюда последствиями"
Вот именно, что со всеми вытекающими последствиями, да.
Насчет правильности тоже, пожалуй, верно, но не с точки зрения, так сказать, общества, о котором идет речь.
Вряд ли общество нацистов считало правильным самоубиться в мировой войне.
advcatusdiaboli
Feb. 2nd, 2013 08:47 pm (UTC)
Re: Все это кончно интересно, но...
Самоубийство отнюдь не было предрешено. Если бы на месте СССР было бы что-нибудь типа России 90-х, то у немцев, скорее всего, все бы получилось, как они задумывали.
И даже в войне против СССР Германия погла бы победить - если изначально напрягля все силы общества.

Edited at 2013-02-02 09:35 pm (UTC)
( 88 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner