abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Квантование или введение в единую теорию поля

Ну вот я и решилсяся. Великий почин, так сказать. И начну я пожалуй с изречения великого британского ученого Артура Стенли Эддингтона:
«Закон возрастания энтропии − второй закон термодинамики, я думаю, высшее положение среди других законов природы. Если кто-нибудь указывает вам, что ваша любимая теория вселенной находится в несоответствии с уравнениями Максвелла − тем хуже для уравнений Максвелла. Если обнаруживается, что она противоречит результатам наблюдения − ничего, экспериментаторы тоже иногда ошибаются. Но если обнаружится, что ваша теория противоречит второму началу закону термодинамики, вам не на что надеяться, вашей теории не останется ничего другого, как погибнуть в глубочайшем смирении»

Дело в том, что в начале 20 века физика в силу внутренней лигики своего развития распалась на две несовместимые, я бы даже сказал антагонистические части - физику микромира и физику макромира. Антагонистические потому, что не смотря на то, что согласно современным представлениям макромир состоит из очень большого количества микромиров совершенно невозможно теоритически вывести свойства макромира из свойств микромира. Более того такой например учебник как Ландавшиц настойчиво, я бы даже сказал назойливо обосновывает базовые концепции микромира с помощью мысленных экспериментов в которых участвуют такие макроскопические субъекты! (а не объекты) как "классический объект" "наблюдатель" "интерферренционные щели", "дифракционные дырки" и шедевр - "редукция волнового пакета в результате эксперимента". Причем редуцирует волновой пакет во всей вселенной мгновенно, наплевав на скорость света, а попытки построить релятивистскую редукцию приводят к таким результатам, что правила приличия не позыволяют их критиковать в адекватных терминах. Ну, допустим, Ландавшиц стал жертвой научного атеизма, но ведь и физика "свободного мира" помимо вышеперечисленных субъектов тоже полна "демонами Максвелла", "котами Шредингера" а недавно пополнилась демоном сверхсекретного GPS, производящего сверхъестественные по точности измерения расстояний между ЦЕРНом и лабораторией нейтринной физикой в Италии. Причем все эти сверхъестественные фигуранты за исключением быть может кота Шредингера являются не проявлениями естественной, я бы даже сказал первобытной религиозности ученых, а агентами макромира в микромире, проявлениями необходимости привлекать свойства целого для объяснения свойств частей.
В теоретической форме это проявилось в том, что в середине прошлого века вершиной физики макромира явилась общая теория относительности Эйнштейна, а вершиной физики микромира явилась квантовая теория, в создание которой выдающийся вклад тоже внес Эйнштейн, но в 20-х -30х годах на первое место выдвинулось уравнение или вернее формализм Шредингера, согласно которому поведение объектов микромира носит вероятностный характер и описывается комплексной волновой функцией, квадрат модуля которой, согласно Максу Борну позволяет вычислить вероятность найти тот или объект микромира в той или окрестности конфигурационного пространства. Это утверждение естественно потребовало интерпретации понятий волновая функция, вероятность обнаружить, конфигурационное пространство и т.д. и помимо интерпретации Макса Борна, существуют интерпретации Нильса Бора-Гейзенберга, Эйнштейна-Розена, Фейнмана-Винера ну и в последнее время появились уже совсем бредовые варианты, в которых мы все оказываемся свободными духами, парящими между множеством вселенных. Причем даже не счетным множеством вселенных, а самым что ни на есть континуумом бесконечной размерности. Но в результате во все этой катавасии победил типично американский подход получивший название «Shut up and calculate» или по русский «Кончай философствовать, а тупо вычисляй формулЫ, а что они значат не имеет значения.»
Эта точка зрения победила в 60-х годах, но неизбежность ее победы Альберт Эйнштейн конечно понял сразу как только оказался в США. И приступил к поискам единой теории поля, которая описала бы электромагнитное и гравитационное поле как разные компоненты одного поля, что давало возможность распространить на гравитацию формализм квантования Шредингера, неплохо зарекомендовавший себя для электромагнитного поля. Его метод состоял в том, чтобы применить для описания этого электрогравитационного поля так называемые гиперкомплексные числа или квартенионы. Это было связано с тем, что изначально формализм Шредингера представлял собой формализацию планетарной модели атома Резерфорда, модифицированную Нильсом Бором, так что длина так называемой «стационарной орбиты электрона в атоме водорода определяется тем, что длина окружности этой орбиты кратна целому числу волн де-Бройля. Собственно достижением Шредингера являлось то, что он первым заметил, что картинка, нарисована Бором, в которой целое число волн укладывалось в окружность «разрешенной» орбиты, представляет собой график реальной части собственной функции некоторого оператора действующего на некую функцию комплексного переменного, приспособленного в силу формулы Эйлера к описанию волновых процессов значительно лучше реальных чисел. Именно таким образом произошло объединение представлений о волновой природе вещества и процедуре квантования как решения задачи на собственные значения некоего ЛИНЕЙНОГО оператора, действующего на некую функцию комплексного переменного. Ирония состоит в том, что представление о корпускулярно волновом дуализме, сформулированное Луи де-Бройлем в 1927 году, согласно которому кванты вещества (электроны) обладают волновыми свойствами, основывалось на работе теоретическом объяснении результатов экспериментов по исследованию явления фотоэффекта, за которую Эйнштейн получил Нобелевскую премию. Причем в этой работе Эйнштейн постулировал квантование электромагнитного поля феноменологически, основываясь на работе Макса Планка, в которой тот ввел представление о квантах излучения, энергия которых прямо пропорциональна частоте излучения, как параметра обрезания, позволяющего устранить так называемую «ультра-фиолетовую катастрофу» - расходимость в бесспорной с точки зрения классической физики формуле Рэлея-Джинса (1900), описывающей термодинамическое равновесие излучения и черного тела..
Таким образом человеческая мысль о квантах волнах свете и веществе в начале 20-го века развивалась следующим образом:
Сначала (1900 г.) Макс Планк ввел представление о том, что электромагнитное излучение (свет) испускается и поглощается квантами для объяснения термодинамического равновесия этого излучения с «черным телом» - гипотетическим объектом, обладающим идеальными с точки зрения выполнения второго закона термодинамики свойствами. Затем (1905 г.) Эйнштейн в работе о фотоэффекте феноменологически ввел представление о квантово- волновом дуализме электромагнитных волн, описываемых уравнениями Максвелла, которые не только поглощаются и излучаются квантами, но и существует в виде так называемых фотонов, о которых писал еще Исаак Ньютон. Опираясь на идеи Планка и Эйнштейна Нильс Бор в 1913 году построил свою «полуклассическую» теорию атома водорода, в которой он сочетал представление о классическом характере распространении электрона по орбите с представлением о квантовом характере излучения при переходе электрона с одной «разрешенной» орбиты на другую. На основе этих представлений Луи де Бройль (по всей видимости с небольшой подсказкой эффекта Рамзауэра) в 1923 году совершил интеллектуальное путешествие в обратном направлении и высказал идею о том, что корпускулярно-волновой дуализм свойственен не только излучению, но и веществу, опять таки феноменологически приписав волновые свойства частицам вещества, в частности электрону. Эта гипотеза де-Бройля позволила Шрёдингеру математически свалить все в кучу объединить представления о квантовой и волновой природе вещества в некоем математическом формализме, не поддающемся образной интерпретации (физический смысл), что собственно и заложило основы гносеологического метода «заткнись и вычисляй» и соответственно американизации научногометода.
В дальнейшем не без помощи весьма сумрачного германского гения произошел распад представления о единстве человеческой мысли и наука сначала распалась на арийскую и еврейскую, а потом на пролетарскую, буржуазную, советскую, антисоветскую, американскую, российскую, европейскую, китайскую, и т.д. и т.п.
Что- то устал я от этого, Пойду отдохну часок, а все кто хотят поплевать в то, что я уже написал могут это сделать. Через пару часов приду и продолжу в этом же посте, а потом его сотру вместе c плевками и опубликую по новой
Tags: ЕТП
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments