abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Categories:

К вопросу о памятнике Дзержинскому

Я на эту тему начал писать 8 лет назад, и то, что я присал тогла, не потеряло актуальности до сих пор. К сожаление (или к счастью) без символического мышления рассотреть этц тему невозможно, но я все таки попробую


К вопросу о соотношении памятников и памяти. 2013 год.

Как известно соотношение непростое, поскольку память у людей разная, а памятники одни и те же. Вот например памятник Джержинскому с моей точки зрения является шедевром искусства, причем не только скульптуры, но и архитектуры - он на себе всю площадь держал, объединяя ее в единое целое. А шедевров скульптуры в России за всю ее историю набралось не так уж и много. И уже только в силу этого эта несомненно лучшая работа Вутечича заслуживает того, чтобы стоять на Лубянской площади. Но я в этом смысле чувствую себя в полном одиночестве, а остальные относятся к этому памятнику сугубо с точки зрения своих политических пристрастий/ Красная Россия в свое время сносила памятники времен Российской Империи, а снос памятников советской эпохи после распада СССР сравним наверное если не с нашествием на Древний Рим вандалов, то уж вест-готов точно. Советская Власть в этом смысле оказалась более "интеллигентной", чем белая "интеллигенция" 1991 года - например памятники Николаю I и Екатерине II были признаны шедевром искусства и инженерной мысли и простояли все время, пока "красные варвары разрушали русскую культуру". Я уж не говорю о множестве памятников Петру I, который как известно был первый большевик и последующие большевики своим почтительным отношением к его памяти неявно признали эту преемственность.



Между тем памятник Дзержинскому так до сих пор и стоит в Музеоне ЦДХ, а когда Правительство Москвы в октябре 2013 года только заикнулась о плане его реставрации и возврата на Лубянскую площадь, поднялся такой крик, что оно вынуждено было тут же опровергнуть эти "слухи". Более того, едва стихли гневные вопли в связи с этой перспективой, как вопившие установили в Москве весьма сомнительный с эстетической точки зрения уже второй памятник премьер-министру Гайдару, который у множества их соотечественников вызывает воспоминания не только более свежие, чем деятельность второго премьер-министра Красной России и Председателя комиссии по борьбе с беспризорностью, но и по количеству жертв вполне сравнимые деятельностью организатора красного террора помер два - номером один конечно был Владимир Ленин, чей не похороненный труп до сих пор лежит на Красной площади как символ так и не оконченной Гражданской войны. Причем последнее время рукопожатные особенно ожесточенно нападают не на своих антиподов, страстно желающих снести все памятники Белой России до единого а их самих перевоспитать по методу Феликса Эдмундовича в квадрате, а с теми, кто призывает восстановить лучшие памятники обоих ипостасей государства Российского, примирить враждующие стороны и признать единство Российской истории от Владимира Красное Солнышко и Александра Невского до Иосифа Виссарионовича Сталина и Бориса Николаевича Ельцина.
Именно на этой почве вполне "большевистской" борьбы рукопожатных с соглашателями и "политическими проститутками", с другой стороны тоже все чаще начинают раздаваться голоса отнюдь не мирные. В частности Максим Кантор в своем дацзыбао, посвященном установке памятника Егору Гайдару позволил себе не столько критику программы либерализации цен, сколько достаточно дурно пахнущие издевательства над физическими недостатками автора этой программы. Причем парадоксальным образом в унисон с этим голосом весьма популярного художника и литератора раздаются насмешки над этим памятником с расовой точки зрения, а бензинчику в этот огонь старается плеснуть весьма рукопожатная аудитория Нателлы Болтянской и сайт Jewish.ru. Такое впечатление, что кто-то старательно предлагает России выбор между нацизмом и троцкизмом, главным своим врагом считая новое евразийство и социально-консервативный синтез, позволяющий объединить конструктивный порыв Православия и перенесенной на Российскую почву коммунистической традиции Европы, которая до Маркса исторически была связана не столько с гностиками, сколько с городскими и сельскими коммунами христиан.




Дзержинский и поклонный крест. 2015 год.


Настоятель московского подворья Соловецкого монастыря архимандрит Мефодий (Морозов) считает, что вместо мемориального камня на Лубянке следует установить поклонный крест.

А вот Владимир Владимирович принципиально не хочет комментировать идею вернуть памятник Дзержинскому на Лубянку, что в данной ситуации равносильно поддержке этой идеи, так как Украина и "Русский Мир", каждый день обретающий плоть и кровь на Донбассе, прежде всего поставил вопрос о братстве по оружию коммунистов и православных. И тот кто знает те самые подробности Донбасской Одиссеи Стрелкова, в которых сами знаете кто таится, не может не понимать, что в конечном итоге Стрелкову пришлось исчезнуть с исторической авансцены именно из-за ошибочной трактовки этого вопроса.
И если считать что случайность это неосознанная необходимость, то есть что человеческий история провиденциальна, то история Стрелкова это вопрос всем нам о том, способны ли мы примирить свое Православное и коммунистическое прошлое. Я например помню те времена, когда в СССР начиналась горбачевщина, одетая в маскхалат десталинизации, а Церковь в лице первоиерархов весьма мудро отказывалась хулить Сталина, памятуя о 43 годе и хрущевских гонениях. В дальнейшем эта позиция изменилась в частности из-за боязни РПЦЗ, кторая тогда стояла примерно на тех-же позициях, что и анафема Денисенко сегодня, и лично я считаю, что именно с этм связана неспособность РПЦ в 80-х морально противостоять Горбачеву.
А другое мое личное мнение состоит в том, что вопрос о восстановлении памяткниа Дзержинского неразрывно связан с вопросом о смерти и похоронах В.И. Ленина. И я позволю себе в этой связи процитировать самого себя в 2010 году:
Я считаю, что похороны В.И. Ленина это самое главное символическое действие, которое могла бы произвести новая Российская власть. Более того мне известны пророчества, что пока на Красной Площади лежит не похороненный труп, настоящего порядка в России не будет. Но и без всяких пророчеств ясно, что трупы в традиционно Православной России положено хоронить, а не похороненный труп в сакральном центре России это символ гражданской войны, государственного атеизма и наконец просто нарушение общественного порядка. Если уж так необходим компромисс и чтобы коммунисты не так сильно нервничали по этому поводу, почему бы ни предложить похоронить В.И Ленина у Кремлевской стены - там все равно кладбище еще то! Если этого будет недостаточно можно предложить поставить обратно памятник Дзержинскому с надписью - "Председателю комиссии по борьбе с беспризорностью". (С художественной точки зрения хороший памятник, между прочим, и площадь без него как улыбка человека с выбитым зубом.) Мне кажется, они согласятся. Я Вас уверяю, если это случится, в России все сразу изменится к лучшему. В конце концов, мы же можем достичь национального консенсуса хотя бы по вопросу о необходимости хоронить трупы.

За эти годы моя позиция немного изменилась и обрела такую форму:
Ставить памятник создателю ВЧКа не стоит. А вот памятник "Председателю комиссии по борьбе с беспризорностью" на Лубянской площади был бы очень уместен.
Во первых снос этого памятника изначально был вандализмом того же разлива, что и беснование жовто-блакитных на Украине, впрочем как и многое другое в то время. И этот памятник может стать неплохим символом исправления ошибок.
Во вторых как произведение искусства памятник просто шедвр, визуально он на себе всю площадь держал и сейчас она как улыбка с выбитым зубом и памятник вандализму 90-х.
И в третьих для России сейчас проблема беспризорности чуть ли не самая главная, а он действительно чуть ли не чудо совершил на этом поприше, нечто казалось бы невозможное, и неплохо бы нам об этом вспомнить.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 114 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →