abrod (abrod) wrote,
abrod
abrod

Category:

Рождение политического христианства

Все таки Железногорск удивительный город, и церковь в нем удивительная. Я таких икон в наш эклектичный век не видел ни в Москве, ни во Владимире. Но самое главное литургия! Последний раз я такое чувствовал когда священник церкви, в которой я крестился, вышел и в начале Пасхальной службы сказал:
"Мы не молимся за военную победу американской армии в Сербии, мы молимся за наших солдат, чтобы они раскаялись и прекратили творить беззаконие в Сербии"
И это было политическое Православие!
Я не буду говорить то, что сказал сегодня священник в Железногорской церкви, скажу только, что он говорил будто лично мне и я увидел свои грехи во всей их мерзости. Но именно поэтому я хочу сегодня рассказать о том, что мне очень важно и я думаю важно всем, кто меня читает, но я не писал об этом, считал себя недостойным писать на такие темы, тем более что источник этих сведений находится в США, в христианской библиотеке, которуюотсканировал 20 лет назал и недавно восстановил после отказа одного жестких дисков.

Но прежде я хочу сказать, что 20 лет назад мне казалось, что главным делом, которым займется Русская Православная Церковь после краха СССР, станет восстановление Церковной системы образования и христианским просвещением советских граждан, вернувшихся в Церковь после 70 лет государственного атеизма. И тогда Московскому Патриархату естественно было обратится за помощью в организации этого дела к другим Русским Церквям: Русской Православной Церкви за Рубежом и Православной Церкви в Америке/ Западноевропейскому экзархату Константинопольского патриархата. Вернее тогда статус РПЦЗ был не ясен, вплоть до того, что неясно было является ли она Церковью вообще, поскольку она разорвала церковные отношения со всеми Православными Церквями, поддерживающими отношения с Московским Патриархатом, кроме быть может Сербской Православной Церкви.

И мне сегодня во время проповеди внезапно стало ясно, что объединение всех трех Русских Церквей, в котором ваш покорный слуга благодаря Никите Поленову принял участие, (в том числе поприсутствовал на первой совместной литурнии всех трех Русских Церквей), не грех, а дело провиденциальное и значение его скоро откроется. А для политического христианства и христианской системы образования важно то, что автор "Антропологии св. Григория Паламы" Архимандрит Киприан (Керн) был архиереем Сербской Церкви, РПЦЗ и Западно-европейского экзархата, но связь его работы с рождением политического Православия понять трудно, так как она является по сути Богословием и в ней провести границу между Богословием св. Григория Паламы и Богословием Архимандрита Киприана (Керна) довольно трудно. Н тут на помощь приходят работы протопресвитера Православной Церкви в Америке отца Иоанна Феофи́ловича Мейендо́рфа, который не был Богословом, но видел свое служение в работе ученого, и та роль, которую он сыграл в истории Христианства заставляет переосмыслить взаимоотношения Церкви и Науки в принципе

Он максимально добросовестно перевел работы св. Григория Паламы, в том числе его переписку с Варалаамом Калабрийским, который был православным священником, в 1330 году приехав из католической Калабрии, был назначен императором на должность главного переговорщика с папскими легатами. И поскольку немаловажной темой на этих переговорах было пресловутое филиокве (исхождении Святого Духа ), которое по мнению Императора более чем, чтобы то ни было другое мешало получению военной помощи Запада для отражения натиска мусульман, то Варлаам Калабрийский предложил следующую теорию:
Поскольку источником знаний в Христианстве являются
1. Священное Писание и мнения Святых отцов, которые ничего не говорят на эту тему
2. Разум, который именно на эту тему принципиально не может хоть что-то сказать
3 Я нем могу подобрать правильное слово, но по английски это звучало как "by demonstration", которое по мнению Варлаама Калабрийского невозможно, то вопрос о филиокве можно что называется "замять для ясности" и перейти к обсуждению военных, экономических и политических вопросов
(В дальнейшем я буду переводить выражение "by demonstration" как "демонстрируемый опыт" и прошу простить меня за грубоватые и даже малоадекватные выражения которые проистекут из моих качеств переводчика, и вижу свое оправдание в том, что внятного изложения этой темы на русском языке я не встречал вовсе.)

Но эта теория Варлаама Калабрийского не была политическим Христианством, это было политическим антихристианством, поскольку теория Варлаама Калабрийского отрицала саму возможность апофатического Богословия как "демонстрируемого опыта", которым лично я считаю любое свидетельство человека, обретшего Духа Святого, и наиболее известным примером такого свидетельства является то, что произошло с апостолом Павлом во время и после его путешествия в Дамаск. Грубо говоря, "обрети Духа Святого и узнаешь как он исходит".

А политическое Православие родилось когда святитель Григорий Палама, узнав об этой теории, и будучи высокообразованным человеком, покинул Святую Гору и став игуменом написал открытое письмо Варлааму об ошибочности его теории. Последний так обиделся на это письмо, что напал на всех монахов Святой Горы и Палама ему ответил «Триадами в защиту священнобезмолвствующих». И это было политическим Православием, так как последователи Григория Паламы, в частности прославивший его патриарх Филофей Коккин, увидев что греческие националисты, уверенные, что не Византия для Христа, а Христос для Византии, полны решимости немножечко подправить Христианство во имя Византийского "патриотизма" и получения военной помощи Запада, приняли сознательное решение создать Православную Россию как наследника Византийской Империи и следовательно как Третий Рим.

Таким образом Россия изначально создавалась как Православное Государство, и Патриарх Филофей сыграл огромную роль в том, что Алексий Бяконт стал митрополитом Киевским и всея Руси с пребыванием в Москве, Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на восстановление конституционного порядка в Золотой Орде и подавление мятежа Мамая, инспирированного генуэзцами и соответственно Римским Папой, а также в том, что в России начался расцвет Православного искусства и Православной культуры. Именно усилиями Паламитов создавалось Православное Царство как Третий Рим идущий на смену Риму Второму, когда лже-патриоты вели Византиию к гибели сначала духовной, а потом и физической. И именно поэтому политическое Православие неразрывно связано с Фаворским Светом, способность видеть который человеческими глазами отрицал Варлаам Калабрийский и продолжают отрицать его последователи и наследники, в том числе сегодня, сейчас в Константинопольском Патриархате и вна Украине.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 88 comments