?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Иконы против искусства?

Православная Церковь
против
Православной культуры?

Что показало ОРТ
и телеведущий Максим Шевченко -
"Судите Сами"!


Передача "Судите сами" и ее ведущий Максим Шевченко неожиданно выявили самые больные места той ситуации, в которой очутилась Русская Православная Церковь и Россия после 70 лет жизни в рамках атеистического государства. Между тем восстановление разорванной традиции и вопрос преемственности современной России не только с СССР но и с Императорской Россией является вопросом поистине жизни и смерти. СССР давно потерял легитимность как "Evil Empire", и с этим согласился в Рейкявике не только Президент СССР, но и, недавно отпраздновавший юбилей избрания, Генеральный Секретарь ЦК КПСС. Россия - новообразование, не имеющая связи с исторической Россией, не имеет ни международно-признанных границ, ни права на отстаивание своих национальных интересов даже на своей собственной территории. Соответственно РПЦ после распада СССР внезапно лишилось давления государства и, подобно глубоководной рыбе оказавшейся на поверхности, 20 лет постоянно растет в объеме, забывая о здоровье внутренних органов и о связанных с таким ростом опасностях.


Максим Шевченко "Судите Сами":

В последнее время с невероятной остротой развернулась дискуссия о том, надо ли передавать церкви и другим религиозным организациям ценности, отнятые у них в годы атеистического террора. С опасениями по поводу этого вопроса выступили руководители крупнейших российских музеев и известные деятели культуры, опасающиеся, что передача ценностей, которую уже многие называют реституцией, приведет к тому, что тысячи культурных объектов – монастыри, храмы, иконы, книги – станут недоступными для науки и светского общества.
Н.МИХАЛКОВ: Так это другой разговор. Вы сейчас сказали одну очень важную вещь: "Это вносит раздор, есть же еще и атеисты". Поэтому что? Иконы, которые написаны для верующих, должны служить атеистам, что ли, которые не верят ни во что?
В.ТОЛСТОЙ: Нет. Они должны служить всему обществу.

Н.МИХАЛКОВ: У меня, может быть, самое простое и самое сложное положение. Я не церковный человек и не музейщик, поэтому, так сказать, мой эгоизм человека православного заключается в том, что я хочу видеть икону в церкви или дома. Икона – вещь очень интимная. И мне кажется, что, когда она становится предметом обсуждения, она теряет свою силу.

М.ШЕВЧЕНКО: Отец Всеволод, почему такой важный, общественно значимый закон, который играет такую роль, в том числе и для Русской православной церкви, как мы сейчас выясняем, принимается без консультаций с руководителями крупнейших российских музеев?
о.ВСЕВОЛОД ЧАПЛИН, председатель отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества: В его обсуждении участвовало Министерство культуры, которое отстаивает, и надо сказать, что отстаивает очень и очень серьезно, интересы музеев, участвует Росохранкультура. И потом, это еще не закон, а, скажем так, рабочий материал. Вот когда он будет по крайней мере в правительство внесен Министерством экономического развития, тогда будет что обсуждать..

И.ЛЕБЕДЕВА: Мы хотели бы, чтобы вера и культура не разделялась таким образом. Это наше общее дело. Мы люди православной культуры. И мы все выросли в этой системе ценностей. Это генетически в нас заложено. Почему же нас вдруг таким странным образом противопоставляют? Во мне живет обида на то, что такой закон без учета мнения специалистов может парадоксальным образом, совершенно того не желая – понятно, что никто не хочет вреда, – но привести к тому, что мы неожиданно довершим то, что начали в свое время большевики и что было продолжено при советской власти.


Эта дискуссия выявила самые больные места России и РПЦ. Прекрасный кинорежиссер Никита Михалков считает, что иконы написаны только для верующих, и что иконы не "должны служить атеистам". Вторя ему, потомок графа Толстого, его противник-единомышленник, считает, что "они должны служить всему обществу". Причем оба забывают, что в Церкви иконы СЛУЖАТ! всему обществу, и что нет ни одной Церкви, на дверях которой висела бы табличка: "Вход только Православным". Кроме того Православный деятель искусства считает, что "когда икона становится предметом обсуждения, она теряет свою силу", забывая, что именно в таком качестве, в музее Икона играет роль миссионера, несущего "Благую весть всем народам" - что заповедано христианам не только Святейшим Патриархом Кириллом.
Представитель Православной Церкви отец Всеволод Чаплин, демонстрирует основную болезнь новообразованного Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества - нежелание обсуждать с Церковным Народом важные для Церкви и общества вопросы, до того как соответствующий законопроект внесен в правительство. Даже если этот Церковный Народ представлен директором Третьяковской Галереи. Он искренне уверен, что на стадии подготовки закона он должен консультироваться о законе только с чиновниками министерства культуры, подтверждая тем самым их претензию на то, что только они могут отстаивать интересы Российской культуры, а совсем не православные христиане. Даже если одним из них является директор Третьяковской Галереи. Это напоминает то, как издыхающая советская власть внушала комплекс неполноценности своим гражданам, всячески унижая их перед иностранцами.
Понятно, что в такой ситуации Православная Церковь не скоро заинтересуется тем, что говорят экскурсоводы показывая иконы посетителям музеев, в том числе православным христианам, и насколько верно они отображают церковную точку зрения на иконопись. Между тем понятно, что сегодня, когда совсем недавно в Церковь внезапно пришло 100 миллионов не слишком катехизированных человек, этот вопрос намного важнее физического местонахождения икон. "Проповеди" экскурсоводов в Третьяковской галереи могут послужить к славе "Невесты Христовой" не меньше, чем участие музейной иконы в Литургии на Кньжьем Озере. Я боюсь что эта икона не сможет в полной мере способствовать изничтожению гордыни жителей этого замечательного поселка. Хотя если передавать музейные иконы Церкви - то только туда, где община сможет обеспечить их сохранность
Луч света - выступление директора Третьяковской галереи Ирины Лебедевой, Она отважно сражалась с самим принципом противопоставления Церкви и культуры, хотя бы и для поиска компромисса. Правда осталось неясным, какие начинания большевиков довершает это противопоставление, и что собственно было продолжено при советской власти. Ну что же, постараюсь ей помочь

Comments

( 26 comments — Leave a comment )
jkl_jkl
Mar. 15th, 2010 11:34 am (UTC)
"Троица" Рублёва и Богоматерь Владимирская
были раскрыты реставраторами, а посему им место - в Третьяковской галерее

пусть радуют глаз столько, сколько ещё смогут
abrod
Mar. 15th, 2010 02:40 pm (UTC)
Re: "Троица" Рублёва и Богоматерь Владимирская
Вот и я об этом. Вы статью то прочитали?
jkl_jkl
Mar. 15th, 2010 04:20 pm (UTC)
только в отрывках
слишком многа букаф ;)
abrod
Mar. 15th, 2010 04:26 pm (UTC)
Re: только в отрывках
Понятно. Ну извините.
atharwan
Aug. 25th, 2015 09:14 am (UTC)
Re: "Троица" Рублёва и Богоматерь Владимирская
а созданы кем?
jkl_jkl
Aug. 31st, 2015 09:36 pm (UTC)
Великими мастерами
искусства
atharwan
Aug. 31st, 2015 09:41 pm (UTC)
Re: Великими мастерами
Ответ "людьми" был бы настолько же верен, и настолько же абсурден, как этот.

Созданы людьми Церкви и ради Церкви.

А теперь эти вещи используются не по назначению.
jkl_jkl
Aug. 31st, 2015 09:43 pm (UTC)
товарищ не понимает
есть иконы и Иконы

там, где нарушаются каконы, и возникает искусство
atharwan
Aug. 31st, 2015 09:47 pm (UTC)
Re: товарищ не понимает
а Вы понимаете, что такое икона и чем она отличается от картины?
jkl_jkl
Aug. 31st, 2015 09:50 pm (UTC)
и в искусстве полно посредственных художников
например, околоцаредворец Налбандян
dedushka_nil
Mar. 19th, 2010 02:44 am (UTC)
иконы
Вообще-то очевидно, что образа, прославленные чудотворениями, должны находиться в храме - где можно без суеты и акафист прочесть, и канон, и коленопреклониться. Для музеев же достаточно прочих артефактов, отмеченных древностью, эстетическими достоинствами и пр. Чего огород городить!
abrod
Mar. 19th, 2010 05:25 am (UTC)
Re: иконы
Икона не предмет культа - а теология в красках. Православным нужно научиться уважать свою Веру, а не собственность нарашивать. Читайте решения 7 собора. Люди которым лень понять что такое иконы не должны ими обладать. Прочитайте пост - предлагаются храмы при музеях.
dedushka_nil
Mar. 19th, 2010 04:06 pm (UTC)
Re: иконы
Что же, по Вашему, место теологии, хотя бы и в красках, во храме только? Иконы, между тем, и в кабаках выставлялись, и в винных лавках, где от них порой и исцеления происходили! (Читай жизнеописание свят. Филарета Московского) В странах православных наглядное богословие в любом месте напоминало о себе и побуждало к молитве и покаянию, а что касается открытия храмов в действующих музеях, то их же переосвящать каждые пять минут придется!
mart77
Mar. 19th, 2010 08:58 pm (UTC)
Православная культура
Считаю уместным проехаться по тому, что нам пытаются втюхать под брендом "Православная культура". Начнём с того, что сто лет назад содержание данного понятия описывалось в рамках такого простого термина, как "благочестие", или, более широким образом - "нравственность". Большевички, разрушив то и другое, в видах восстановления контроля над окончательно одичавшим населением, ввели в оборот словосочетание-лозунг "социалистическая культура", так что у рассматриваемого понятия - дурная наследственность.
Сто лет назад любой мужик мог высморкаться в полу рубахи, но, проходя мимо храма, непременно снимал шапку и крестил лоб. Так может, назовем искомое исконным именем и не будем репу чесать над
над новым сим диковинным симулякром?
abrod
Mar. 19th, 2010 09:49 pm (UTC)
Re: Православная культура
Ваш комментарий написан по принципу "чукча не читатель, чукча писатель" Или может быть поэт? В любом случае чукча поста не читал. Большевики пришли к власти на волне одичания народа, созданного до 1917 года. Сто лет назад он может и крестился, но через десять лет пошел сжигать храмы и убивать священников. Наводит на подозрения, что многие священники ему втюхивали что то не то, вот он и разочаровался. В любом случае большевики довести до одичания не могли - у них просто времени не было. И как насчет духа покаяния? Или каятся за большевиков будем а не за себя?
jkl_jkl
Mar. 20th, 2010 10:56 pm (UTC)
у нас теперь два пути: либо они ведут нас в
синагогу, либо мы сами идем к православному алтарю

все эти споры о введении основ православия в школах - не более, чем русофобия



Edited at 2010-03-20 10:58 pm (UTC)
abrod
Mar. 21st, 2010 12:12 am (UTC)
Re: у нас теперь два пути: либо они ведут нас в
Для заключения законного брака?
Да вообще все споры о Православии - не более, чем русофобия
abrod
Mar. 21st, 2010 01:43 pm (UTC)

Подпись к картинке
Текст рядом
runixonline
Jun. 12th, 2010 08:34 pm (UTC)
<ι>что сегодня, когда совсем недавно в Церковь внезапно пришло 100 миллионов не слишком катехизированных человек,

Ну у попов и приписки.. :)) это -ж надо всех русских одним мхом себе в паству записали , даже если матерь божию с известно какой путают


ПС справедливости ради - у мулл подход ничуть не скромнее. Если татарином родился - так сразу в мусульмане пишут, даже если они в Рамадан водочку буженинкой закусывает
abrod
Jun. 12th, 2010 08:43 pm (UTC)
Кончайте богохульствовать .
Я ж уже согласился с Вами встретится. Что вам еще надо. Потерпите месяцок. Максимум два.
runixonline
Jun. 12th, 2010 09:12 pm (UTC)
Вообщето это Вы на встречу набиваетесь ;)

А Бога нет - это медицинский факт примерно для 85 миллионов русских, коих попы в "православные " записать пытаются ;))

ПС 15% ( 15 миллионов ) - да это их "воцерквленное стадо" - спору нет
abrod
Jun. 12th, 2010 09:27 pm (UTC)
х. И никто никого никуда не записывает. Нет в перепеси такой графы - вероисповедание. А в моем блоге я решаю сколько русских Православных, поскольку мой блог это не СМИ, а мой дневник, где такие-же как я иногда обсуждают наши внутренние проблемы и никого сюда насильно не затаскивают.
И на встречу я не непрашивался, а предложил другую щеку. Нет я конечно не уверен, что смогу выдержать, но в том то и загадка и интерес. А крестилось примерно 100 миллионов и с моей точки зрения все они христиане. Ну 90. А все кто говорят, что кто-там воцерковиля а кто то нет просто не знают что говорят.
plotnikk
Jul. 11th, 2010 11:02 pm (UTC)
Простите , но количество крещеных
и количество тех, кто каждый день сверяет свои помыслы и действия с Заповедями Иисуса Христа, стремиться хотя бы идти, ползти, тем путем какой освещает Свет Спасителя все же не одно и тоже. Вы наверно сказали так в полемическом задоре.Тут я с Вами расхожусь во мнении, себя при том православным христианином не считая.Мне бы хоть выползти к этому чудному Свету.
Спаси Вас Господь.


abrod
Apr. 10th, 2011 07:09 am (UTC)
Аааа так это были Вы! Наконец то я Вас нашел. Как жалко то - я был в Москве и с Вами не встретился.
plotnikk
Jul. 11th, 2010 10:51 pm (UTC)
Икона это образ, обращаясь к которой
душа человеческая подготавливается к разговору с Богом,с Пресвятой Девой Марией,со Святыми .
Икона как камертон настраивает ритм, а молитву же творит сам человек. Иконы не создавались как символы закрытого ордена или секты.
Православная культура, искусство не амулетная мастерская и не производство бубнов для шаманов, которые изготавливаются специально для конкретного пользователя. Благая весть она для всех и образ православная икона так же для всех. Это не интимная вещь. Интимный сам разговор человека с Богом.
Отделять культуру от православия не верно и опасно как для культуры , так и для православия.Нужно искать взаимоприемлемые
решения, искать согласие, а не разногласие. Иначе все без толку, все топтание на одном и том же узкособственническом гордыливом месте и ударение об одни и теже грабли.
atharwan
Aug. 25th, 2015 09:16 am (UTC)
Для Третьяковки есть в общем-то простое решение. Возвести при Третьякове большой (можно даже огромный) красивый храм и поместить туда иконы, чтобы там и службы велись и экскурсии водились.
( 26 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner