?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Загадка "Пророка"

Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: история - о частном и потому случайном, поэзия говорит от универсальном и потому закономерном. - считал Аристотель. Это мнение он высказал в своей "Поэтике", и эта книга пожалуй важнее других его книг в частности потому, что слово универсалия, породившее спор метафизических реалистов с номиналистами в 13 веке, берет свое начало именно из этой цитаты.

А я считаю, что именно история является матерью всех наук, но не та история, которая предстает перед нами во всем блеске, но и в нищете, как героиня романа Бальзака, а Политическая История Искусств, которая должна сочетать достоинства исторической конкретики с универсальностью поэзии - царицей всех искусств. Очевидно эту мысль Господь вменил мне в заслугу и дал мне крест исторического свидетеля, позволив увидеть за этот год если не руку Господа, вмешивающуюся в человеческую Историю, то движение акторов Истории под действием этой руки (действие по гречески энергия). Более того, он меня подготовил к этому, заранее дав в помощь и утешение встречу с великим русским поэтом, который пережил нечто подобное тому, что пережил Александр Сергеевич Пушкин и что он описал в своем стихотворении "Пророк".

И нам, гражданам Российской Империи, порожденной Святым Сергием Радонежским и Филофеем, патриархом Константинопольским, очень повезло, что ЭТО произошло не только с императором Петром Великим и о ЧЕМ он написал в своем "Завещании", но и с великим русским поэтом, который сумел передать нам этот опыт в гениальном стихотворении. И насколько жалкими по сравнению с этим стихотворением выглядят слова "Поэт в России больше чем поэт", и в этой разнице великая загадка пропасти, отделяющей гения от таланта.

ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Самое интересное это то, что Александр Сергеевич пережил этот опыт, превративший его из сатаниста в христианина, не один, а с другом, который оставил об этом воспоминания и имя которого можно найти в Интернете. И я хочу, чтобы вы, мои дорогие читатели, сами нашли имя этого друга.



Comments

ext_4102974
May. 20th, 2017 10:12 pm (UTC)
Не знаю, но читая Тертуллиана, его "Апологию" узнал много нового из древнейшей истории. Он не был поэтом, он был тем, о ком было упомянуто выше ,автором темы - поэтическим конкретиком истории.

" ...Ненависть к Христианскому имени берег верх над всяким добром, проистекающим от него. Но какое злодеяние можно приписывать имени, разве только, что оно противно слуху своим варварским звуком, или что представляет уму мрачные понятия, нечистые помыслы?

Но ничего подобного нет в имени Христианин, которое взято от греческого слова, означающего помазание. Стало быть, ненависть простирается на имя, само по себе невинное, в людях, не подверженных нареканию.

Говорят, что ненавистна секта от имени ее учредителя. Но какая же тут новость, что ученики приемлют имя своего учителя?

Откуда происходят Платоники, Эпикурейцы, Пифагорейцы? Стоики и Академики получили название от места своих собраний, медики от Эразистрата, грамматики от Аристарха, повара от Апиция.

Поставляется-ли им это в преступление? Нет сомнения, что когда бы было доказано, что секта дурна, что учредитель ее соблазнитель: то тем самым доказано бы было, что и имя ее дурно, но дурно но причине секты и учредителя. А потому прежде, нежели имя Христианина могло возбудить к себе отвращение, надлежало бы постараться узнать в точности секту посредством учредителя, и учредителя посредством секты...

...Император Адриан, известный враг нововведении, уничтожил в недавнем времени закон, хотя и неблагоразумный, но достойный уважения по своей древности, закон Пaпиев, который дозволял иметь детей прежде установленного Юлиевым законом времени для женитьбы....

....Варварский закон, допускавший заимодавца умерщвлять несостоятельного должника, также уничтожен с единогласного одобрения Римского народа. Смертная казнь заменена постыдным на челе знаком: вместо пролития крови, положено знаменовать на лбу стыд банкрота, а имение его по закону конфисковать...

.....В царствование Ромула, Мецений умертвил безнаказанно жену свою за то, что отведала вина. Жены должны были целоваться с ближайшими| своими родственниками, дабы можно было удостовериться, в точности ли они исполняют такое запрещение. Где то супружеское счастье, основанное на добрых нравах, которое так сильно утверждало брачную связь, что в течение тести сот лет не произошло ни одного развода...

...В Галлии приносятся люди в жертву Меркурию, Театры ваши оглашаются жестокостями Тавриды. В самом религиозном городе благочестивых потомков Енеевых, в Риме, не воздаете ли вы божеских почестей Юпитеру, который даже и при игрищах, в честь его установленных, окропляется человеческою кровью? Вы скажете, что это кровь преступников. Но разве они не люди? ...

...Отиосительио мпимых наших пиршеств, обагряемых кровью и приставляемых плотью человеческою, вы можете прочесть в Геродоте, если я не ошибаюсь, что существуют народы, которые, извлекая кровь из рук своих, дают ее пить друг другу для утверждения своих договоров. Нечто подобное происходило и у вас во время заговора Катилины.

Говорят, что некоторые скифы едят своих родственников по их смерти. Но зачем искать примеров так далеко? Даже и здесь, кто посвящает себя в мистерии Беллоны должен напиться крови, добываемой из лядвий, и почерпаемой рукою. А люди, подверженные падучей болезни, для исцеления своего не сосут ли теплую кровь преступников, издыхающих, на площади....

...Подражая своему начальнику (Гомеру), какие поэты после него устрашатся бесчестить богов? Один заставляет Аполлона пасти овец Адмета; другой принуждает Нептуна наняться у Лаомедона построить стены Трои. Пиндар, знаменитый лирик, воспевает, как Ескулап поражен был громом за то, что употреблял врачебную науку с преступною скупостью. Если на то обращена была громовая Юпитерова стрела: то нельзя не обвинить Юпитера, что он был

37

бесчеловечен, умертвив собственного внука, и что погубил столь искусного человека..
"
Далее: http://www.odinblago.ru/tertulian_1/2

Просто кладезь какой-то! И пишет как поэму -светлому и чистому.



Edited at 2017-05-20 10:25 pm (UTC)

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner