?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Загадка "Пророка"

Поэтому поэзия философичнее и серьезнее истории: история - о частном и потому случайном, поэзия говорит от универсальном и потому закономерном. - считал Аристотель. Это мнение он высказал в своей "Поэтике", и эта книга пожалуй важнее других его книг в частности потому, что слово универсалия, породившее спор метафизических реалистов с номиналистами в 13 веке, берет свое начало именно из этой цитаты.

А я считаю, что именно история является матерью всех наук, но не та история, которая предстает перед нами во всем блеске, но и в нищете, как героиня романа Бальзака, а Политическая История Искусств, которая должна сочетать достоинства исторической конкретики с универсальностью поэзии - царицей всех искусств. Очевидно эту мысль Господь вменил мне в заслугу и дал мне крест исторического свидетеля, позволив увидеть за этот год если не руку Господа, вмешивающуюся в человеческую Историю, то движение акторов Истории под действием этой руки (действие по гречески энергия). Более того, он меня подготовил к этому, заранее дав в помощь и утешение встречу с великим русским поэтом, который пережил нечто подобное тому, что пережил Александр Сергеевич Пушкин и что он описал в своем стихотворении "Пророк".

И нам, гражданам Российской Империи, порожденной Святым Сергием Радонежским и Филофеем, патриархом Константинопольским, очень повезло, что ЭТО произошло не только с императором Петром Великим и о ЧЕМ он написал в своем "Завещании", но и с великим русским поэтом, который сумел передать нам этот опыт в гениальном стихотворении. И насколько жалкими по сравнению с этим стихотворением выглядят слова "Поэт в России больше чем поэт", и в этой разнице великая загадка пропасти, отделяющей гения от таланта.

ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Самое интересное это то, что Александр Сергеевич пережил этот опыт, превративший его из сатаниста в христианина, не один, а с другом, который оставил об этом воспоминания и имя которого можно найти в Интернете. И я хочу, чтобы вы, мои дорогие читатели, сами нашли имя этого друга.



Comments

ryadovoy_k2
May. 20th, 2017 08:37 pm (UTC)
Позвольте вам вставить палку в колесо :))
Несомненно, что пытаться прочесть и понять Мір через "Политическую историю искусств" имеет право на существование. Но, увы, оно ограничивается теми периодами, странами и народами где оно было хоть сколь-нибудь значительно развито в осязаемые предметы материальной культуры (живопись, скульптура, архитектура, просто бытовая банальщина...) или чувственные произведения нематериального плана (проза, поэзия, саги/былины, философия, священные книги...).
Но что делать, если до нас дошло МАЛО из всего вышеперечисленного или не дошло совсем?
К примеру: что нам скажет ПИИ касательно библейских евреев? Ничего кроме того что в Ветхом Завете. Он абсолютно оригинален - такого больше ни у кого нет. (Хотя, какие-то "отголоски" чего-то оставались частично у других - см. три волхва.) Вся материальная культура общая с другими ближневосточными народами а до нас вообще дошёл мизер покрытый претолстенным слоем греческой и греко-римской античности.
У славян и того хуже - до рубежа 5-6 вв. вообще никаких ни материальных, ни нематериальных свидетельств. Табула раса. Пустота. Потом же, материальные свидетельства ограничиваются либо заимствованиями из Византии, либо аналогичны северо-западноевропейским (часто настолько, что трудно определить кто ж сделал). Но и то, весьма бедновато - все "реконструкции" тогдашнего бытия с весьма серьёзными допущениями и фантазиями/додумками.
Или вот, к примеру: конкретны материальных свидетельств нет о гуннах вообще. Только косвенные, со стороны. А их роль в истории мегаважна. ПИИ же их просто не в состоянии учитывать.
В общем - ничего лучше синергическо-синтетического исследования Истории нет и быть не может. Ограничиваться только ППИ или ещё чем-либо подобным, значит уводить себя в дебри фантазий и ложных представлений.

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner