И пришел продюсер, и дал ценные указания, в результате чего последняя серия это, вообще говоря, отдельный фильм, не имеющий никакого отношения к предыдущим сериям. Впрочем режиссер очевидно саботировал эти ценные указания и последние кадры, в которых свежезавербованный агент ЦРУ, бывший хороший советкий парень Леня Корнеев осваивается в кабинете начальника первого отдела МИДа, сняты с такой горечью, так смакуют абсурдность снимаемой ситуации, что не остается никаких сомнений - весь фильм - это единое произведение искусства именно в силу своей сломанности через колено создающее прекрасный портрет нашего времени.
И как только я это понял, сразу мое внимание привлекли некоторые обстоятельства в сюжете этого фильма, говорящие , что автор не зря смешал в одну кучу карибский и берлинский кризисы, два заговора против Хрущева, состоявшиеся с разрывом в 15 лет и то, что происходит сейчас.
Так вот согласно сюжету последней серии начальник международного отдела ЦК КПСС Юрий Кузнецов с помощью своего человека, прошедшего всю войну смершевца, после войны работавшего комендантом Берлинского Университета, а ныне начальника аналитической группы МИДа Григория Бирюкова создает или вернее усугубляет кризис в Западном Берлине для того, чтобы выманить Генсека ЦК КПСС Хрущева в Берлин и отстранить его от руководства страной в 1961ом, а не в 1965ом году. Причем создается впечатление, что режиссер не просто саботировал руководяшие указания идеологического отдела либерального блока правительства, а действительно понимал какое разрушительное действие оказали на психику советских людей закрытая часть XX съезда КПСС, заставившая Григория Бирюкова предать не только своего покровителя, но и посадить шпиона ЦРУ в кресло начальника 1 отдела МИДа, а впоследствии начальника одного из главков КГБ. Более того он понимает, что именно эти четыре года с 1961 по 1965 год обрекли на поражение Брежнев и Суслова, которые в 1965 году, (через два года после того, как черный миропроект убил в США президента Кеннеди) сместили таки Хрущева, но так и не смогли залечить нанесенные им раны, и СССР в 1982 году от них благополучно сдох.
Причем в образе Бирюкова настолько явственно проглядывает самый долгоиграющий кандидат в члены Политбюро Борис Николаевич Пономарев , что остается очень мало сомнений в том, что за
маской его покровителя Юрия Кузнецова, преданного им во имя идеалов оттепели скрывается Степанов Василий Павлович - человек, который из кресла руководителя Международного отдела ЦК КПСС спланировал на табуретку редактора Правды.
Информация о нем уничтожена настолько тщательно, что я воспроизведу в этом журнале запись о нем в архиве Александра Яковлев полностью:
Степанов Василий Павлович
(1905–1981) — партийный деятель. Член ВКП(б) с 1926 г. окончил Московский институт истории, философии и искусства (1935) и его аспирантуру (1938). В 1938–1941 гг. в аппарате ЦК ВКП(б). В 1941–1945 гг. заместитель председателя Комитета по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР. В 1945–1948 гг. в аппарате ЦК ВКП(б). В 1946 г. главный редактор Гослитиздата. В 1949–1951 гг. заместитель главного редактора, главный редактор газеты «Культурная жизнь». В 1951–1953 гг. в аппарате ЦК ВКП(б). В 1953–1954 гг. 1-й заместитель заведующего Отделом по связям с иностранными коммунистическим партиями ЦК КПСС. В 1954–1955 гг. заведующий Отделом по связям с иностранными коммунистическим партиями ЦК КПСС. В 1955–1960 гг. редактор газеты «Правда». В 1961–1962 гг. заместитель главного редактора газеты «Правда». В 1961–1966 гг. кандидат в члены ЦК КПСС. В 1962–1965 гг. главный редактор журнала «Коммунист». В 1962–1966 гг. член Идеологической комиссии при ЦК КПСС.