Поп-арт был связан с реднеками, бывшими тогда главными антисоветчиками в Америке и опорой республиканской партии. И это с неизбежностью делало так называемый "План Даллеса" частью художественной борьбы поп-арта и абстрактного экспрессионизма.
Дело в том, что после Второй Мировой Войны Америка частично утратила свою идентичность в том числе и потому, что в Америку приехало огромное количество беженцев из Европы. И абстрактный экспресионизм представлял собой ту культурную тенденцию которая сейчас называется глобализм, а тогда называлась коминтерн, что собственно и заставило Сталина его распустить. Этот коминтерн-глобализм предлагал США превратиться в культурную провинцию Европы, и, кстати, Хиллари Клинтон в юности была республиканкой поскольку Европа тогда восхищалась русским балетом, спутником и Евтушенко. А поп-арт возник как истинно американское искусство, как нечто, что должно было противодействовать советскому культурному влиянию в Европе.
Кроме того, не следует забывать, что передача власти от Рузвельта к Трумэну сопровождалась захватом власти людьми, которые считали, что во Второй Мировой Войне США должны были сражаться вместе с Гитлеровской Германией против СССР. Их довольно быстро отстранили от власти, но изменить социальную психологию американцев они успели. И эти изменения и есть та культурная почва на которой вырос план Даллеса, тот контекст в котором его надо обсуждать. Как о части мировозрения о нем знают все на Западе, его преподают в университетских аудиториях, но не как реальную программу действий из "Вечного Зова", а как факт природы потребителя культуры.
От этого сущность плана Даллеса не меняется, и в среднесрочной перспективе он является существенной частью черного миропроекта. Только внедрен он был в качестве мировозрения не в СССР, а в планетарном маштабе, но с духовной точки зрения первой жертвой этого плана стали США.
Применительно к истории поп-арта основная идея плана Даллеса была довольно проста: создать истинно американское искусство, и заставить европейцев им восхищаться и ему подрожать, продавая и покупая произведения поп-арта по завышенным ценам, о которых и мечтать не могли европейские художники. Причем истинно американским оно было в контексте противостояния с ориентированным на Западную Европу абстрактным экспрессионизмом Йельского университета. Финансирование для этого проекта выбивал бывший офицер разведки с опытом работы в Европе некто Лео Кастелли. Шло оно по линии его бывшей работы, но в этой статье этот аспект не является объектом внимания или интереса автора этой статьи.
Зато личность Лео Кастелли представляет для меня огромный интерес, так как я пересекся с ним трижды: первый раз когда я работал в лимузин-сервисе в Гринвич Вилладже, второй раз в дорогущем ресторане, когда я был любовником богатой дамы, и в третий раз на закрытом показе, куда меня привел проректор по науке Пратт Института. Причем все три раза мы встречались нежданчиком, без всякой связи с предыдущими встречами. И это так поразило наше воображение, что мы можно сказать закорешили. И насколько я понял, финансирование он выбил тогда совершенно фантастическое просто придя к своим бывшим коллегам и объяснив им, что будет если простой американский парень начнет получать за свои картины раз в 10 больше, чем именитые британские и французские художники.
В России такой человек озолотился бы сам, и озолотил всех друзей и родственников и на этом бы все и кончилось, но Лео Кастелли на эти деньги действительно создал очень крупное и важное художественное течение. Его друзья действительно озолотились, но как-то так получилось, что эти друзья оказались очень талантливыми художниками, а поп-арт на самом деле стал совершенно элитарным концептуальным искусством, причем значительно более концептуальным, чем то, что называется концептуальным искусством сейчас. Среди этих художников меня больше всего поразил Джаспер Джонс - один из тех четырех солдат, которые служили в подразделениях, которыми командовал Лео Кастелли и благодаря ему стали ведущими художниками поп-арта. (Вторым был Раушенберг, а фамилии еще двух я не помню и найти хоть какие то данные об этом в Интернете оказалось невозможно, так как интернет вообще отрицает такую возможность и прямо ей противоречит. Кажется еще Климент Гринберг каким-то образом затесался в эту компашку)
В частности совершенно удивительным произведением искусства, которое оказалось совсем не тем, чем кажется, является знаменитый "Флаг" Джаспер Джонса. Этот концепт является ответом на знаменитый "Унитаз" Дюшамба, который якобы таким образом утверждал, что существует некое артистическое пространство ( или вернее зазеркалье) в котором такие предметы как унитаз меняют свое значение и превращаются из унитаза в произведение искусства. И соль "Флага" Джаспера Джонса состоит в том, что эта картина является не только изображение флага, но и самим флагом США. А то как эта тема развивалась дальше в творчестве Джаспер Джонса говорит о том, что он ею вскрыл как консервную банку все западное искусство, произросшее из Итальянского возрождения и самой концепции живописи как иллюзии трехмерного пространства, копирайт на которую принадлежит Брунелесски. Ну а то, что он творит с цветом и энкаустикой на этой картине это вощщще, но это к сожалению на фотографиях не видно принципиально, и то, что это не видно, является еще одним концептом этой картины.
Я надеюсь теперь вы поймете меня, когда я скажу, что все мировое искусство в США в хороших художественных вузах преподается как различные подразделения концептуального искусства, и на это есть очень серьезные исторические причины, которые просто не знают и не понимают нынешние российские искусствоведы и профессиональные пропагандисты западного искусства, запутавшиеся в трех соснах, пытаясь объяснить почему российское изобразительное искусство на дороге к иконописи почему-то все время пытается догнать толпу бастардов Джотто, бегущих от иконописи как черт от ладана.
Кстати, хочу еще раз пожаловаться на то, что в России просто преклоняются перед эммигрантами, которые возвращаются в Россию для того, чтобы объяснить русским какое они гавно, и ненавидят тех кто пытается привести с Запада нечто действительно хорошее и даже необходимое для продолжения исторического существования русского народа. И происходит это потому, что первые помогают так называемым патриотам объяснять согражданам что на Западе все гавно, а вторые мешают. Именно поэтому я сижу в Америке и пытаюсь отсюда объяснить вам, мои дорогие соотечественники, нечто важное и даже необходимое даже сейчас, когда это реально становится очень опасно, а если я вернусь, то у меня не будет такой возможности.
Ну и в качетве иллюстрации я хочу представить вам свою работу, которая являлась курсовой работой курсе так на третьем, когда я ходил ошарашенный только что открытой для себя христианской символикой и достижениями Джаспер Джонса. Это тоже некий концепт на тему взаимодействия плоского холста с трехмерным миром, в котором мы якобы живем, так как половина шахматной доски является шахматной доской, а половина написана. Причем фигуративный задник или если хотите центр картины является фоном, на который я потратил может часа два, а вот двухмерная часть шахматной доски, которая более трехмерна, чем ее трехмерная часть, я пописал хорошо, недельку как минимум. А я в Пратте считался уникумом в смысле чувствительности к цветам. Но об этом в следующем посте на тему искусства