?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Заодно хочу еще раз высказаться по поводу парадоксальной трагедии русского искусства. Историческая судьба русского народа определяется искусством - достаточно вспомнить, что русские стали православными благодаря искреннему восхищению красотой Византийского искусства, явленной их представителям в соборе Святой Софии, который ныне бывшая мечеть, ставшая музеем.

Естественно, что именно иконопись стала настоящим русским искусством, но к сожалению в 18 веке русских продуло эстетическим сквозняком, дующим в окно, прорубленное в Европу Петром Великим. И они создали другое искусство, которое русское, но европейское, хоть и не нравится европейцам потому, что оно слишком похоже на настоящее европейское искусство, но благодаря другой художественной задаче до действительно европейского искусства оно не дотягивает.

Ну не соответствует западным критериям работы Рокотова и Левицкого, не дотягивают они до уровня Гейнсборо или Сэра Джошуа Рейнольдса. А почему? А потому, что с точки зрения художественной задачи их живопись не живопись, а иконопись.

Самое печальное, что русские художники сами этого не понимают, а то, как живопись преподается в художественных школах и институтах еще больше запутывает дело. Студенты Суриковки просто не понимают принципы, на которых основано Западное искусство, несмотря на то, что множество из них ездило на Запад учиться в 18-ом и 19-ом веках. Положение изменил только модернизм, но до Кандинского и Гончаровой на Западе знали и считали влиятельным только Брюллова.

В результате в России эпоха модернизма, которая на Западе в какой то степени является попыткой вернуться к художественным принципам иконописи, обернулась своей противоположенностью, и традиционным российским искусством стал считаться классицизм и романтизм - течения, на Западе пожалуй дальше всех отошедшие от художественных принципов иконописи. А Бранкузи и Шагал, сознательно пытавшихся вернуться к этим принципам, в России объявили не умеющими лепить и рисовать еретиками - разрушителями художественных канонов традиционного искусства.

И совсем не случайно искреннее восхищение на Западе зачастую вызывают "не умеющие рисовать" самоучки, а академики типа Глазунова или Шилова вызывают скорее этнографический интерес к отсталым русским дикарям с их карго-культами и варварскими обычаями. (Глазунов-график был очень не плох в Петербурских ночах, а Шилов конечно профессионал высокого класса, но это ничего не меняет в этой характеристике)

Очень редкие исключения составляют индивидуальности настолько яркие, что они умудряются расплеваться со своими учебными достижениями, и после шести лет в художественном училище начинают художественную жизнь с чистого листа. Парадокс, но отбросив школьные навыки, они интуитивно приходят к тому, чему студентов-художников и искусствоведов на Западе учат в аудиториях, а оголтелые не пойми с чего реалисты типа Глазунова и Шилова объявляют их бездарными эпатажниками и носителями плана Даллеса. И травят их как дог-хантеры травят бездомных собак.

Причем перестройка и гласность положение только ухудшили, так как в СССР такие коллекционеры как Костаки все таки могли вытащить из безвестности таких гениев как Анатолий Зверев или супре-талантов как Дмитрий Плавинский. И после распада СССР коммерциализованное искуйсство вполне закономерно оказалось в лапах эффективный менагеров типа Марата Гельмана, развернувших широкомасштабную торговлю подделками, благо невежественная новая русская буржуазияи в силу родовой травмы лишенная эстетического чувства начисто, скупает произведения этого искуйсства на основании мнений соответствующих экспердов.

Между тем мое поколение породило огромное количество супер-талантливых людей, творчество которых до сих пор неизвестно мейнстримной художественной тусовке, и некоторые из-них были моими друзьями!
В поэзии на ум конечно сразу приходит великий русский поэт Никита Поленов, а в изобразительном искусстве Лысаков и Сергей Арто - он же Сережа Артамонов, бывший в 80-х моим ближайшим другом. Но самым талантливым живописцем из них всех был сын Бориса Мессерера и Нины Чистовой Александр Мессерер. До сих пор перед глазами стоит его пейзаж, который его бабушка и по совместительству глава клана Мессереров повесила на главное место в напоминающей музей квартире. Вот уж действительно человек поцелованный Господом - такого чувства цвета как у него я больше не встречал, а я и сам цветовик тот еще, и в Пратте карточки колор-айд на спор угадывал как в цирке при большом скоплении народа. Именно поэтому я и сумел еще тогда оценить его талант и, продав перед уездом свою оранжевую пятерку со спортивной подвеской, наддувом карбюратора закисью азота и ржавыми крыльями аля знаменитый роман Ремарка, пошел и на вырученные деньги купил его лучшие этюды.

И вот они вернулись ко мне чудесным способом, после 16 лет разлуки.

Ну живопись еще фотографировать надо, да и не уверен я, что цифровые технологии могут передавать цветовые гармонии, и поэтому пока моя любимая гравюра, показывающая, как он "умеет рисовать" - достаточно взглянуть на профиль Беллы Ахамдулиной в правом углу.



Саше Мессереру и его детям посвящается



Comments

( 36 comments — Leave a comment )
salatau
Mar. 3rd, 2017 10:03 am (UTC)
Точно, точно!
Таким я его и помню по 70-м.
abrod
Mar. 3rd, 2017 10:08 am (UTC)
Кого?
(no subject) - salatau - Mar. 3rd, 2017 10:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Mar. 3rd, 2017 10:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - salatau - Mar. 3rd, 2017 10:41 am (UTC) - Expand
jumper_alpha
Mar. 3rd, 2017 11:01 am (UTC)
Оффтоп,
если позволите :)
Ваш блог раскрылся неожиданной гранью, интересно ваше мнение:
http://jumper-alpha.livejournal.com/33521.html
http://jumper-alpha.livejournal.com/336.html
abrod
Mar. 3rd, 2017 11:35 am (UTC)
Re: Оффтоп,
А причем тут мой блог, да еще с неожиданной стороны?
Re: Оффтоп, - jumper_alpha - Mar. 3rd, 2017 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - 051_2 - Mar. 3rd, 2017 01:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jumper_alpha - Mar. 3rd, 2017 02:44 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
(no subject) - abrod - Mar. 3rd, 2017 04:56 pm (UTC) - Expand
marusyak4
Mar. 3rd, 2017 11:23 am (UTC)
Александр, а Вам нравятся совместные, написанные Мессерером вместе с женой пейзажи?
abrod
Mar. 3rd, 2017 11:32 am (UTC)
Нет
sumisokomashiro
Mar. 3rd, 2017 12:13 pm (UTC)
Христианство на Руси заменило язычество с помощью огня и меча.
А Ольга искусством впечатлилась или Вовочка решил женится - тут поле для фантазий и сказок.
belursus
Mar. 3rd, 2017 12:46 pm (UTC)
Судя по гравюре, Александр Сергеич Пушкин таки рисовал как Мессерер.

Но таки Владимир Ильич Ленин был прав, говоря о найважнейшести именно кино как изобразительного искусства. Не зря с приходом Довженко фильмы вдруг начали называть "художественными" и "(кино)картинами". Правда, нынешнее кино 21 века уже не называют художественным и картинами.

А историческая судьба русского народа определяется искусством, когда искусство принадлежит народу.
aleks_visero
Mar. 3rd, 2017 09:19 pm (UTC)
Какому народу? Моему соседу Василь Бутыличу ничего кроме водки не надо. До сих пор в лифте спит.
(no subject) - belursus - Mar. 4th, 2017 07:16 am (UTC) - Expand
genn_b
Mar. 3rd, 2017 12:55 pm (UTC)
 Не очень понятно про возврат модернизма к художественным принципам иконописи. (Англоязычные учебные курсы по Истории Искусства где то есть в сети?)
Мое понимание состоит в том, что:
Западное искусство до изобретения фотографии занималось миметическим воспроизведением теней на стене. Фотография занялась этим вместо живописи. Аналогия светописи и теней на стене Пещеры П. просто поражает. Живопись - кажется со времен Мане занялась изучением внутреннего бессознательного художника - держателя кисти. Если не ошибаюсь - в ХХ веке торжествует догмат авторефлексивности полотна внутреннему (бессознательному) миру живописца. То есть вектор - внутрь.

Иконопись - если опять же использовать термины Пещеры - помогает молящемуся понять сущность того, что отбрасывает тени (опять связка!) и может быть понять настоящий источник света. Как к этому может быть пристыковано творчество Рокотов, Левицкого, Брюллова?
Как вектор познавательного движения иконописи вверх может соответствовать вектору модернизма и постмодернизма внутрь?

Можете изложить свое понимание задач, решаемых основными изобразительными школами в рамках западно-европейской и русской изобразительной традиции?


Edited at 2017-03-03 12:58 pm (UTC)
abrod
Mar. 3rd, 2017 01:00 pm (UTC)
И это тоже, но согласно Бранкузи искусство Возрождения изображало наш трехмерный мир методом аллегории, а должно изображать сушность акторов этого мира методом символов. А икона как раз и есть символическое искусство
(no subject) - aleks_visero - Mar. 3rd, 2017 09:18 pm (UTC) - Expand
nocomis
Mar. 3rd, 2017 04:08 pm (UTC)
А на мой взгляд Гейнсборо и Рейнольдс не дотягивают до Левицкого и Рокотова, да и Боровиковского тоже. Портрет Лопухиной ничем не уступает Джоконде, ее улыбка фантастична, а рокотовский взгляд - неповторим. То, что европейцы не желают принимать нашу живопись - из-за незнания. Вся наша живопись у нас и не популяризуется на западе. А что не знаешь - то не воспринимаешь.
abrod
Mar. 3rd, 2017 04:16 pm (UTC)
Вы не поняли. Я с Вами согласен, но портрелы Рокотова это иконы, а не портреты, а на Западе разучились такое искусство воспринимать.
(no subject) - aleks_visero - Mar. 3rd, 2017 09:16 pm (UTC) - Expand
veta49
Mar. 3rd, 2017 06:36 pm (UTC)
Я вот вчера стояла в книжном, смотрела "Мастера и Маргариту" М.А. Булгакова , иллюстрированными рисунками Нади Рушевой. С рисунками Нади знакома со своего отрочества, лет с 12-ти.Вот и размышляла,покупать ли мне очередного "Мастера" из-за иллюстраций.
Так вот, мне думается, что Надя рисовала не хуже Мессерера.
А в 87 мне было 13 лет.
abrod
Mar. 3rd, 2017 07:56 pm (UTC)
Надя гениальный рисовальщик.
(no subject) - veta49 - Mar. 4th, 2017 05:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - abrod - Mar. 3rd, 2017 07:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veta49 - Mar. 4th, 2017 05:47 am (UTC) - Expand
editorprov
Mar. 3rd, 2017 06:56 pm (UTC)
Съездили всем народом в Византию и восхитились).....
aleks_visero
Mar. 3rd, 2017 09:02 pm (UTC)
Русская иконопись так и осталась в 1 тысячилетии до РХ, достаточно взглянуть на фрески этруссков. Ну а с конца барокко в середине 19в (никакого "романтизма" и "классицизма" тупо нет-это плоть от плоти барокко) всё искусство вообще пошло в какую-то степь дичайшую. Ну а современное искусство России отсутствует напрочь, как и всякий внутренний смысл существования этой станы.
veta49
Mar. 4th, 2017 05:49 am (UTC)
хм... а где оно присутствует ,современное искусство?
(no subject) - aleks_visero - Mar. 4th, 2017 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - veta49 - Mar. 4th, 2017 10:14 am (UTC) - Expand
rosaviahim
Mar. 4th, 2017 07:41 am (UTC)
К сожалению, во втором и последующем поколениях художественных династий не бывает выдающихся художников. Увы.
abrod
Mar. 4th, 2017 08:12 am (UTC)
Как насчет семейства Брейгелей?
(no subject) - rosaviahim - Mar. 4th, 2017 09:04 am (UTC) - Expand
( 36 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner