?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очень интересный пост. Либеральная историография, россйский росток которой вырос из докторской диссертации Грановского, трещит и рушится под напором Интернета. Вот уже и могучая фигура Клаус Слютера перестает вмещаться во врменные рамки Северного Возрождения или вернее Возрождения вообще. Скоро российские любители искусства и без Вашего покорного слуги обнаружат Сабину фон Стейнбах и внимательно посмотрят на ее "Церковь и Синагогу", и осознают наконец, что Фламандское возрождение принципиально отличается от Северного возрождения, и вообще возрождением не является, а с точностью до наоборот является борьбой за выживание искусства христианской Европы. Борьбой сначала с Каролинговским возрождением и Франкфуртским богословием Алкуина, а потом с вышеупомянутым Северным Возрождением, проложившим дорогу протестантскому барокко.

Originally posted by agritura at Клаус Слютер. Истоки Северного Ренессанса
"Первый великий памятник раннего Возрождения - это скульптурный портал
картезианского монастыря Шаммоль (Шамполь). Это творения Клауса Слютера
до такой степени поражает своей новизной, что датировка его создания, 1390-1400е
                                                                  годы, кажется почти невероятной"
Генрих Клотц, "Стиль новизны", 1997




В газговоре об искусстве Германии и Нидерландов не обойтись без истоков – с истории о том, с чего все началось, «откуда есть пошла» Северная изобразительная традиция позднего средневековья – сначала поздняя готика, а потом Северный ренессанс, и кто, «кто были все эти люди»(с).

И говорить мы будем пока об одном конкретном человеке.


Карта старого Харлема, в котором родился Клаус Слютер

Мы помним, что на северян не оказало такое влияние античное искусство, как на итальянцев, попросту потому, что северяне его не видели. Мы с вами уже поняли, что почти вся Германия и часть Нидерландов тоже в свое время были Римской империей, но вряд ли римские легионеры, обустраивая свои лагеря, таскали с собой античные статуи. Вероятнее всего, что-то все-таки проникало на Север, в виде предметов христианского культа, например, так что тоненькие ручейки античного великолепия по капле просачивались, но все-таки основой Северного возрождения стала довольно самобытная местная культура.

В первую очередь, это была книжная миниатюра (как довольно избитый пример – братья Лимбурги) и готическая скульптура. Здесь мы как раз вплотную подобрались к предмету нашего сегодняшнего разговора, и говорить мы будем о скульптУре и скУльпторе, хоть я, как вы уже, наверное, знаете, к скульптуре отношусь более прохладно, чем к живописи и графике.


Филипп Валуа Второй, он же Смелый, герцог Бургундии

Итак, Слютер!

Клаус Слютер прожил до странного длинную для того времени жизнь – 66 лет: родился в 1340, умер в 1406, то есть он был более чем на поколение старше Робера Кампена и на пару-тройку поколений – Ян ван Эйка. Даже удивительно, что мы по редким сохранившимся документам знаем некоторые факты из его жизни, ведь это было очень, очень давно. Чтобы понимать это в сравнении с географически близкой нам историей, скажу, что в год его смерти литовский князь Витовт, например, ходил на Московское княжество, и они там еще долго потом на реке Угре стояли в 1408-м.




Есть предположение, что Слютер работал над декором башни в Винсенском замке

Вернемся к Слютеру. Был он нидерландского происхождения, родился в Харлеме, большую часть жизни жил в Бургундии. С 1379 года Слютер проживал в Брюсселе, где он был зарегистрирован в реестре каменщиков, как «Клаус Слютер из Харлема». Не исключено, что он бывал в Париже – молодому Слютеру некоторые исследователи приписывают несколько фигур из скульптурного декора башни Венсенского замка, правда, убедительных доказательств этому нет.

Позднее, в 1385 году Клаус перебрался в Дижон, столицу Бургундии, где поначалу помогал придворному скульптору Жану де Марвилю, а в 1389 сам стал придворным скульпторам герцога Филиппа Валуа (Смелого). герцог подарил ему особняк, который горожане называли Дом Клауса". В его мастерской было около десяти подмастерьев, включая племянника.


Шартре-де-Шамполь в 17 веке. Здесь видно что у каждого монаха был свой отдельный домик. Сохранившая ныне часть храма - всего лишь абсида без трансепта.


Герцог в 1383 году недалеко от Дижона основал картезианский монастырь Шартре-де-Шамполь, который готовил для себя и своих потомков в качестве фамильной усыпальницы. Изначально монастырь располагался за околицей Дижона, но по мере разрастания города оказался в его черте. Возводил монастырские здания французский архитектор Друэ де Даммарти, ранее построивший для герцога замок в Слёйсе. Монастырский храм был освящен в 1388 году.

Это был крупный монастырь – обычно в картезианских обителях проживало 12 монахов, здесь же было 24. Аббатство должно было конкурировать с Сен-Дени – усыпальницей французских королей.


Шамполь в наши дни.


Вообще, как вы успели заметить, бургундские герцоги всегда знали толк в дорогих красивых вещах и были склонны к демонстрации роскоши. Это подогревалось неровными отношениями с французской Короной и долговременным соперничеством. С другой стороны, если бы бургундцы не были такими выпендрежниками, возможно мы не любовались бы сейчас шедеврами фламандских примитивов, а может, и вовсе никакого бы «Северного возрождения» (то, чем мы его сейчас считаем) и не было бы, пока бы немцы не подтянулись.


Часовня монастыря (все, что осталось от собора). На фото выше - часовня с другой стороны


Шамполь на старой открытке

Картезианцы по уставу должны вести очень скромный, уединенный образ жизни (для этого каждому монаху предназначалась отдельная келья в виде небольшого домика), однако герцог игнорировал это требование.

На монастырь как из рога изобилия сыпались пожертвования и дарения, нескончаемым потоком сюда тянулись паломники, расходы на прием которых взял на себя герцогский дом, так что с уединением у братии тоже не сложилось. Аббатство «жирело» от герцогских щедрот, и его главные постройки, к слову, декорированы были в соответствии с амбициями суверена. После смерти Филиппа финансирование монастыря не прекратилось, его поддержал сын и наследник герцога Жан Бесстрашный, а потом и его потомки – более 100 лет здесь хоронили бургундских Валуа.


Усыпальница герцогов в Шамполе (позднее саркофаги перенесли)

Во времена Французской революции постройки монастыря были сильно повреждены, часть декора уничтожена. К сожалению, погибли и некоторые работы Слютера. В 1791 году гробницы герцогов были перевезены в замок, их бывшую резиденцию, а сама обитель перешла в собственность Эмануэля Крете, который снес главный храм обители (придурок, ящетаю). Сейчас, насколько я знаю, на территории бывшего аббатства находится городская психиатрическая больница.


Шамполь на картине 19 века


Это так, для общего развития, нас больше интересует деятельность Слютера, а она как раз связана со скульптурным декором аббатства Шамполь. Добавлю, что в том же аббатстве в главном соборе некогда располагался два огромных резных алтаря (установлены в 1390), выполненных скульптором Жаком де Берже (Яков Берзе) и художником Мельхиором Брудерламом. Сейчас он находится в музее искусств Дижона, который устроили, угадайте где? Правильно, во Дворце герцогов Бургундских, там, где находятся сейчас и их, герцогов, саркофаги.

А что же осталось от Слютера? Остались две потрясающие штуки: скульптурная группа на портале старой капеллы и то, что называют «Колодцем праотцов». Вот ими и займемся.

Наченем с портала.


Мемориал Филиппа Смелого в Дижоне, картезианский монастырь Шамполь, портал старой часовни (кликабельно).

Портал представляет собой скульптурную группу Поклонения Богородице. Посередине - Дева Мария с младенцем, слева - коленопреклоненный Филипп Смелый со своим небесным покровителем святым Иоанном, справа - супруга Маргарита Фландрская и святая Екатерина.



Явно определяется влияние "прекрасных мадонн", однако у Слютера Богородица наделена уютными реалистичными чертами живой, земной женщины, это не идеализированное  "высшее существо" с кукольно-карамельным личиком.



Посмотрите, у нее наметился мягкий двойной подбородок! И эта очаровательная ямочка! Удивительная выразительность и реалистичность. До Слютера никто такого не создавал!



Разместить фигуры заказчиков на портале молельни - дерзновеннейший поступок!
Филипп явно наделен портретным сходством с оригиналом. Видно, что человек был непростой - жесткий и властный (кликабельно, можете рассмотреть). Думаю, сам Клаус вряд ли решился на невиданную до того смелость -  поместить простых смертных туда, где обычно место только для святых и библейских персонажей. Несомненно, это была идея амбициозного герцога. Позднее донаторы все чаще и чаще норовили "попасть в сюжет" и "влезть" в какой-нибудь алтарь, но до Филиппа на это не решался никто, да еще так крикливо и демонстративно!



Статуи женщин сильно повреждены, поэтому нельзя сказать, была ли жена Филиппа при жизни привлекательной дамой. На портретах она выглядела так:



В любом случае, на момент создания капеллы ей уже было "не шешнадцать" - они с Филиппом на тот время были уже около 20 лет женаты.

Теперь "Колодец".

Вообще, это было основание для распятия, уничтоженного вандалами-революционЭрами в 18 веке. Сейчас реликвия хранится в специально возведенной вокруг нее ротонеде:



Фотки, извините, все "ворованные", сама я, к сожалению, там не была. Стараюсь "таскать" из вполне открытых источников, в основном, из Википедии.

"Колодец предков" (или "Колодец пророков") представляет собой шестигранный постамент-цоколь со скульптурными изображениями шести пророков: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исайи.





Сделано все это из мягкого известняка, после чего раскрашено. В год создания это выглядело примерно так:




В Пушкинском музее в Москве есть копия "Колодца".



Пророк Исайя погружен в медитативное размышление.

«Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его.» (Ис. 53:9)
«Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.» (Ис. 53:12)


Пророк Даниил изображен страстным таким дедуганом, выразительно указывающим на пророчество, которое обязательно сбудется.

"Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится [народ] и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. 26 И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения". (Дан. 9:25)


Все кликабельно, можете поближе рассмотреть.
Пророк Иеремия размышляет о роли предательства:

«Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: „и взяли тридцать сребренников, цену Оценённого, Которого оценили сыны Израиля.“» (Мф. 27:9).


Пророк Захария - пожилой и очень строгий!

"А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце" (Зах. 12:10) .


Давид  у нас был царь, так и знаем мы его - царь Давид. Он был автором псалмов, многие из которых содержат пророчества, поэтому он считается пророком.

«…И поклонятся Ему все цари, все народы будут служить Ему. Ибо Он избавит нищего, вопиющего и угнетенного, у которого нет помощника… Будет имя Его благословенно вовек. Доколе пребывает солнце, будет передаваться имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его…» (Пс. 71)

И самый известный и выразительный - Моисей. Иногда из-за него произведение называют "Колодцем Моисея", настолько он впечатляющий:





"Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего" (Быт.22:17-19)

Интерсно, что Моисей изображен с убедительными такими рогами на голове. В Средневековье его часто изображали таким, последним был, если я не ошибаюсь, Микеланджело:


Появилась такая традиция из-за неправильного перевода Ветхого завета с иврита на латынь. Когда Моисей, пообщавшись на горе Синай с Богом в горящем кусте, спустился к своим людям, им трудно было смотреть в лицо ему, так как от него шел нестерпимый свет, однако слово "карнайим" с иврита можно перевести как и "лучи", и как "рога". Сложно сказать, почему переводчик выбрал второй вариант перевода, и ничего его не смутило... После этого начались форменные безобразия:









И в миниатюрах:











Потом одумались, и стали изображать переходный вариант:









...А потом вообще исправились:





Вернемся к "Колодцу".

Мы обошли вниманием чудесных ангелов, "поддерживавших" основание Голгофы. Они просто изумительны по своей красоте и выразительности:













Стоит обратить также внимание на великолепный растительный декор - цветы и листья, украшающие постаменты и капители.

Ранее Распятие, возвышавшееся над "Колодцем" представляло из себя целую скульптурную группу, "Голгофу". Фрагменты его, например, торс Христа, до сих пор хранятся в Дижонском музее.


Еще одна работы Слютера, касающаяся погребального комплекса герцога Филиппа - сам саркофаг. Слютер не смог закончить проект - он умер в 1406 году, через 2 года после самого герцога. Саркофаг закончил его племянник Клаус де Верве.





Стенки саркофага сделанны в форе готической колоннады, между колоннами которой расположены фигурки плакальщиков.






Фигурки плакальщиков - присутствующих на погребении


Слепки с фигурок


Еще слепки.


Вот такой вот был удивительный скульптор. Думаю, он создал намного больше работ, просто они не дошли до нас, что очень жаль. Слютер первый отказался от готической традиции полудекоративных статичных скульптурных изображений. Его явно интересовал внутренний мир его персонажей, их эмоции и переживания. Несомненно, его творчество оказало сильнейшее влияние на целую плеяду скульпторов-последователей, а также на творчество таких живописцев, как Робер Кампен и Ян ван Эйк, а это, в свою очередь, дало мощный толчок всему Северному Возрождению.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
salatau
Nov. 27th, 2016 10:34 am (UTC)
Мне нравится книга пророка Иезекииля. Всё ломаю голову, откуда были те товариши, которые явились ему на странном летательнлм аппарате.
Sergejs Djomins
Nov. 27th, 2016 10:59 am (UTC)

Спасибо, очень познавательно.

skaarjjden
Nov. 27th, 2016 11:32 am (UTC)
а разве в 91 году (ну или в 93м, тут как считать) красный проект не закончился, пусть он уже и не был до конца красным? и черно-белые вдоволь "повоевали и пограбили".. предлагается оставить все как есть?
bambi_simbam
Nov. 27th, 2016 07:07 pm (UTC)
Три проекта автора описывают культурные столпы именно западной , романско-германской , ветви цивилизации. Россия , или , к примеру , Китай - который , возможно , слегка недоумевает , слушая рассказы о конце красного проекта :) - другие ветви цивилизации, со своими тараканами в голове...
skaarjjden
Nov. 27th, 2016 07:18 pm (UTC)
ну на самом деле "спектральный анализ" достаточно субъективен.... а так же вполне себе мимикрирует - так, напрмер Ватикан будучи долго "черными" по мнению автора теперь красные (минуя белый цикл, видимо)... протестанты (ведь часть Запада и той самой "цивилизации") - черные априори.... англиканство - черт его разберет)) а трокисткий проект в России - ведь часть глобального проекта черного? Китай? - а кто его индустриализировал как не белые (а может и черные из жадности)?..в общем все смешалось
bambi_simbam
Nov. 27th, 2016 08:35 pm (UTC)
Насчет протестантов всё не так просто. Методисты , к примеру , с точки зрения Православия - нормальные англикане , разве что не признающие политический контроль Короны - и вполне себе братья по вере , равно как и сами англикане - ибо политический контроль не унижает Бога ( нет власти , кроме как от Бога). Политика вторична , тем более - в противостоянии прямым сатанистам.
Россия неоднократно воспринимала западные идеи , но , в отличии от германий и франций , они всегда преломлялись во что-то совсем не похожее на оригинал. Это же вполне относится и к Китаю.

Edited at 2016-11-27 08:35 pm (UTC)
skaarjjden
Nov. 27th, 2016 09:17 pm (UTC)
а что ближе к Богу - протестантизм или католичество? что насчет кальвинизма? и что именно "мы воспринимали и преломляли в совсем непохожее"?
abrod
Nov. 27th, 2016 09:51 pm (UTC)
Для начала англикане и их клоны не являются протестантами.
skaarjjden
Nov. 27th, 2016 09:57 pm (UTC)
ну я отвечал на каммент "Насчет протестантов всё не так просто. Методисты , к примеру , с точки зрения Православия - нормальные англикане , разве что не признающие политический контроль Короны - и вполне себе братья по вере , равно как и сами англикане - ибо политический контроль не унижает Бога ( нет власти , кроме как от Бога). "
собеседник явно уравнивает англиканство и протестантизм..

ps - почему, Александр, по вашему трансформация протестантизма невозможна? (в отличии от освещенной Вами трансформации католичества"?)



Edited at 2016-11-27 10:00 pm (UTC)
abrod
Nov. 27th, 2016 10:20 pm (UTC)
апостольская преемтсвенность
skaarjjden
Nov. 27th, 2016 10:36 pm (UTC)
не понял, если честно, между кем и кем преемственность?
abrod
Nov. 27th, 2016 10:54 pm (UTC)
в православной, католической и англиканской церквях сеществует преемственность от апостолов, получивших дар Духа Святого от Христа, к нынешним епископам
skaarjjden
Nov. 28th, 2016 10:14 am (UTC)
а Мартин Лютер это преемственность прервал?
abrod
Nov. 27th, 2016 07:18 pm (UTC)
А почему он должен был тогда закончиться, если он начался в 12 веке, а может и раньше?
skaarjjden
Nov. 27th, 2016 07:26 pm (UTC)
как Концепт - да, но проиграл сразу же (Бернар)... а как страна "победившего красного концепта" - он когда существовал? кроме отдельных периодов СССР, да и то "вкрапления постоянные"... белые в красный горошек сменяют белых в черный горошек и тыды... круговерь
abrod
Nov. 27th, 2016 07:40 pm (UTC)
Вы ошибаетесь. Империя Роджера II, республика Арнольда Брешианского, Битва при Куртрэ, герцогство Бретонское... Новгород Ан ....гезы, ....Парижская коммуна ...1848 год .... Веймарская республика
psylocybinus
Nov. 27th, 2016 02:39 pm (UTC)
клева, с картинками!
другое же дело )
Alexandr Agheyev
Nov. 27th, 2016 03:12 pm (UTC)
"- Так ты француз? Тогда почему у тебя такая рязанская морда!?" :)

А если серьёзно, то можно ли говорить о "возрождении" в тех землях, где как бы и не было "античности"? Может быть - "Зарождение"?
( 18 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner