?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Этот пост является продолжением "И еще немного о Босхе." и "Мостик между Босхом и Тенирсом".

Начну я все же с кочерыжки, укушу разок просто так, чтобы мои читатели не забывали, что качан это качан, а не набор капустных листьев. Им и убить можно, если метнуть посильнее.
Прежде всего, мои дорогие, вы должны понять, что любая картина таких художников как Босх или Питер Брейгель старший это целый мир и не надо живых существ, которых Вы там видите называть монстрами - они этого не любят и начнут в ответ путать ваши мысли и вы ничего не поймете.

Считать Босха наркоманом или сумасшедшим тоже не стоит - вряд ли при таком подходе вы наладите контакт с художником. который живет в своих картинах. Более того это относится также и к Тернису и к Яну Брейгелю старшему.

Итак, что касается Босха, то композиционным центром картины является маленькое распятие, и чем оно меньше, тем больше его смысловая нагрузка. Это распятие стоит у входа на мост через реку, которая течет не только чрез всю картину Босха, но и через пещеру в мире Яна Брейгеля Старшего. Причем Святой Антоний на картине Яна Брейгеля обладает явным портретным сходством со святым Атонием на левой картине Тенирса. Таким образом картина Брейгеля действительно является мостом, смысловым мостом: с картиной Босха ее соединяет река, а с картиной Терниса пещера и реальный человек, послуживший моделью для Святого Антония.

Возвращаясь к Босху первое предположение, которое должно быть сделано по поводу этой реки, текущий на всех картинах Босха рядом со святым Антонием, это что это Стикс - река, отделяющая царство живых от царства мертвых. Причем во времена Босха увлечение греческой мифологией было повсеместным (достаточно вспомнить Сады Медичи и Платоновскую Академию) и попытки ее встроить в христианство не всегда были злонамеренными. Часть таких попыток проходила в духе трудов Святого Василия Великого, посвященных секуляризации античной культуры и создавшего для этого первые музеи греческой скульптуры в Римких банях. В частности миф о Стиксе не противоречит христианству, если вспомнить, что Рай не существовал до миссии Христа, и все царство мертвых было адом. Но в результате спасительной миссии Христа возник Рай и роль реки Стикс изменилась, и это отражено в картине Босха в образе моста через реку Стикс, вход на который открывает распятый Христос, а рядом стоит некто, очень похожий на Святого Петра.

Эта же река на картине Брейгеля протекает в пещере, которая является вполне конкретной пещерой, присутствующей на множестве других картин Яна Брейгеля-старшего под именем Грот, но то, что в разных отверстиях этого Грота видно разное время суток, заставляет предположить, что эта пещера является пещерой не только фактической, но и исторической, а также аллегорией некоей пещеры, что немедленно отсылает нас к Аллегории Пещеры Платона. Кроме того существует Аллегория Пещеры в жизнеописании Святого Патрика, которая конечно связана с Аллегорией Пещеры Платона, но играет самостоятельную и даже ключевую роль в истории Христианизации Западной Европы. И именно это отсылает все три картины к истории Меровингов, но это уже не входит в два капустных листа, так сначала вы мои дорогие читатели должны узнать, что западной искусство начиная с Джотто имеет три уровня: конкретный (фактический), исторический и аллегорический, - а Православное искусство имеет еще и символический уровень. Но для рассказа о том как, Джотто потерял один из уровней не только искусства, но и сознания требуется сначала рассказать о том, что синхронизаторами Западной Европы были ирландцы, а не римляне и не франки, и это сыграло колоссальную роль как в узурпации власти Каролингами, так и в том что Меровинги не были уничтожены ими все до единого. И вместе с ними ( в том числе вместе с женой Босха) уцелело и символическое мышление, яркой иллюстрацией которого является Искушение Святого Антония Босха.

Зато возвращаясь к аллегории пещеры на картине Питера Брейгеля мы видим, что человек на картинах Брейгеля и Терниса одного и того же возраста, несмотря на то, что картина Брейгеля написана в 1604 году, а картина Терниса в 1640-1645. Следовательно Тернис в этой картине сделал ссылку на картину отца своей жены в том смысле, что часть послания находится на картине Брейгеля, в том числе и то что пещера, в которой сидит Святой Антоний на картине Трениса является пещерой аллегорической, и все эти странные существа, окружающие Святого Антония, кроме музыканта, играющего на дудочке ноздрей, подтверждают эту точку зрения. Тренис много раз писал искушение Святого Антония и эту пещеру на конкретном и историческом уровне, неизменно воспроизводя такую черту этой пещеры, как наличие в ней не входа, а окна рядом с которым сидит Святой Антоний так как через это окно в пещеру проникает свет. А это уже прямая отсылка к пещере святого Патрика и к Ирландскому Православию, причем смысла этого послания Тернис уже не понимает и воспроизводит этот уровень по инструкции, полученной, судя по всему, от Яна Брейгеля старшего, который считал опасным воспроизводить эту часть послания на свое картине, так как тогда еще были живы недоброжелатели семьи Брейгелей ( и Меровингов?), способные самостоятельно понять смысл этого окошка и использовать это знание во зло.

Ну а то, что в историческое время река Стикс называлась Нонакрис и протекала она в греческой провинции Аркадия, соединяет картину Яна Брейгеля с картиной Пуссена "Et in Arcadia ego" второй и главной картиной, несущей в себе зашифрованное сообщение о местонахождении сокровища Меровингов и Вестготов, прочитать которое сможет только Меровинг, обладающий символическим мышлением.

Босх "Искушение святого Антония"


"Искушение святого Антония" Яна Брейгеля=старшего


"Искушение святого Антония" Тернис


.
.
.
.
.
Пуссен "Et in Arcadia ego"





Comments

( 19 comments — Leave a comment )
sobolevna
Aug. 16th, 2016 01:55 pm (UTC)
А что за пещера в случае с ирландским Православием?
abrod
Aug. 16th, 2016 02:01 pm (UTC)
Пещера это язычество ит арианство, а свет льющийся в окно это Православие
Так описалит ирландцы свои первые впечатления от проповеди Святого Патрика
sobolevna
Aug. 16th, 2016 05:04 pm (UTC)
Тогда я бы прочитал по-другому: святой Антоний жил в Египте, так что река -- Нил. По линии Нила идёт водораздел между западом и востоком, Христос находится внутри комнаты, соединённой с галереей, ведущей на тот берег. Тот берег хоть и дальше, но больше, значит, он важнее. На картине Брейгеля в окнах изображены вечер, ночь и утро -- именно такой порядок смены дня и ночи упомянут в Библии и до сих пор используется в православном богослужении. На картине Терниса уже отсылка к святому Патрику. То есть сплошные намёки на криптоправославие

С другой стороны, не следует забывать, что всё это было написано в рамках западной традиции, так что намёки должен быть на гностическую "генеалогию потомков Христа", куда, по европейским легендам, входят Меровинги. Подсказку, какой из вариантов прочтения стоит в конце толковательного ряда (а значит, имеет большую смысловую нагрузку), надо искать в монстрах. Так как не случайно толстый нетопырь над святым Антонием висит так, будто это Святой Дух. Мне лично это напомнило замечательную, хоть и недописанную книжку Михаила Успенского "Невинная девушка с мешком золота", герой которой узнаёт, что он, оказывается, живёт в искажённой реальности, что троица в виде папы-богородца Александра, господа Цезаря Александровича и святого внука -- это неправильно и всё должно быть по-другому. Так вот, в этой книжке святой внук изображался именно в виде летучей мыши
abrod
Aug. 16th, 2016 05:16 pm (UTC)
Нет не было тогда такого подразделения на Запад и Восток. Вернее было, но смысл его был в другом Византия уже погибла + Флорентийская уния, а про Москву тогда никто не знал
Гностическую "генеалогию потомков Христа", куда, по европейским легендам, входят Меровинги. - самое интересно что Дагоберт 3 боролся с этой ересью огнем и мечом - считал ее провокацией Каролингов
насчет нетопыря Вы правы, но под этим листом капусты такое ....
sobolevna
Aug. 16th, 2016 05:46 pm (UTC)
Дагоберт-то да, но нет никаких гарантий, что более поздние Меровинги не поверили в эту легенду.
Надеюсь, нетопырь никак не связан с реальными прототипами других персонажей? (думаю, Вы их узнали). А то получится, что писатель более чем угадал :-)
abrod
Aug. 16th, 2016 04:03 pm (UTC)
Как Вам капуста? Впечатляет?
sobolevna
Aug. 16th, 2016 05:10 pm (UTC)
Ага. Надо перечитывать Вашу главу про Ренн-лё-Шато. Тогда станет понятно гораздо меньше, чем сейчас, но перспектива явно расширится
abrod
Aug. 16th, 2016 05:19 pm (UTC)
Смысловы образом они почти не пересеукаются и дополняют друг друга чисто арифметически Я поэтому и решился написать. За исключение Пуссена конечно.
sobolevna
Aug. 16th, 2016 05:33 pm (UTC)
Понятно... Тогда можно Вас попросить эту серию постов с Босхом пометить специальными тегами, чтобы потом этот сюжет можно было найти и добавить в исходник книги?
abrod
Aug. 16th, 2016 05:33 pm (UTC)
меня в эту тему затягивает как в болото, Тема краешком задела историю строительства Нотр-Дам-де-Пари, так я полночи просидел разыскивая фактологию. А когда все таки заставл себя лечь два часа не мог заснуть от возбуждения. Я поэтому и не хочу этим заниматься, что та тема не хочет ни с чем меня делить.Ревнивая гадина
sobolevna
Aug. 16th, 2016 05:52 pm (UTC)
Надо, к сожалению, надо. Притом надо не столько фактологию искать, сколько уже имеющееся обрабатывать да выдавать
skaarjjden
Aug. 16th, 2016 02:35 pm (UTC)
мм, я ж говорил, что света все меньше... то что еще теплилось у Босха окончательно утрачивает глубинный смысл у Терниса.... смысл "божественного света" утрачен и в готической архитектуре (не говоря уже о дуализме), на что есть намек в первом из постов про Босха
abrod
Aug. 16th, 2016 02:46 pm (UTC)
Вы же читали у меня - готическая архитектура задумывалась как воплощение Божественного света в камне. Или вы имеете в виду более поздние проекты? Так он не только в архитектуре исчезает

Edited at 2016-08-16 02:48 pm (UTC)
skaarjjden
Aug. 16th, 2016 02:58 pm (UTC)
я про поздние, там где "симметрия" и дуализм))
abrod
Aug. 16th, 2016 02:59 pm (UTC)
Да там готика уже как сейчас - сплошной ван хельсиг
skaarjjden
Aug. 16th, 2016 03:04 pm (UTC)
мде.....а кстати - по Нотр Дамм - это уже оно или еще нет? когда был так - мне показалось "темновато"..... ну и симметрия тэксэть

и кстати - а почему пещера - это образ арианства?
abrod
Aug. 16th, 2016 04:09 pm (UTC)
Это уже оно по полной программе началось строительство нормально, но Вест ворк уже строили вдохновители и герои четвертого крестового похода
Izdelie Необходимое
Aug. 17th, 2016 06:19 am (UTC)
Собор Св. Иоанна
Вы опять вставили собор Святого Иоанна. Это потому что там могила Босха или из-за того что башни разные?

А то я в Ден Боше по работе бываю иногда, даже интересно стало.

Edited at 2016-08-17 06:20 am (UTC)
pospeliy
Aug. 18th, 2016 08:38 am (UTC)
Монстрики это страсти и пороки?
( 19 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2018
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner