?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Феномен Поленова

Действительно феномен. Трагический феномен. России.
Великий русский поэт, на мой взгляд, самый великий из всех кого я знал совсем неизвестен в нынешней России.

.... Ни Ахмадулина, ни Кибиров, ни Рейн, ни даже мой однофамилец не могут с ним сравниться ни по глубине, ни по владению словом и "профессией". Причем очень многие эксперты "по тихому" признали Поленова. Кузьминский даже удостоил его высшей степени признания - не включил в свою антологию, а это уже почти лавровый венок гениальности. (правда Евтушенко, кажется, включил).

И отовсюду слышен ропот: "русская поэзия умерла и может только скоморошничать и кривляться перед зеркалом, стремясь повторить саму себя". Впрочем так говорят не только о русской поэзии, а обо всей русской культуре. Все чаще, смотря канал «Культура» или допустим «Школу Злословия», вспоминаю я этот эпизод, когда доктор Живаго, моющий полы в доме советского "интеллигентного" буржуа, приподымается за его креслом, и обнаруживает, что высокомерная сволочь, вскрикивая от восхищения, читает книжку своего поломоя:
"Однажды Марина с Юрием Андреевичем, осторожно ступая по коврам валенками, чтобы не натащить с улицы опилок, нанашивала запас дров в кабинет квартирохозяину, оскорбительно погруженному в какое-то чтение и не удостаивавшему пильщика и пильщицу даже взглядом. С ними договаривалась, распоряжалась и расплачивалась хозяйка.
«К чему эта свинья так прикована?» — полюбопытствовал доктор. — «Что размечает он карандашом так яростно?» — Обходя с дровами письменный стол, он заглянул вниз из-за плеча читающего. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича в Васином раннем Вхутемасовском издании."



***
Что за время!
На дворе
запах Зверя.
Сколько кремня
потребовалось для безверья,
на безликие искры больного веселья!

В мировом декабре
вечной ночи
пурги новоселье,
и, поверх судоверфей и прерий,
поверх звездопада, и et cetera
(все жестокие звезды
попадали прямо под ноги ).
Запах Зверя.

На востоке
и на западе
пахнет Барсом рогатым,
и под Марсом косматым
плетутся железные лапти
для керамики хрупких
лодыжек.

Сколько написано книжек!
Сколько песенок спето
про весну да про лето,
а время не дышит,
Что, впрочем, для времени не потеря,
да и нечем дышать,
на дворе
запах Зверя.

***

Вот и ладно, плоть прополота
Дух доходит, а душа
Между ними без гроша

Голова моя из золота,
Вся побита, да исколота,
Потому что из под молота,
Из пожара, да из холода,
Судьбы звездные верша,
Возвратившись, грянет: «Голо там
И не видно не шиша»

***

Далёко, как Запад для утра грядущего дня,
Невнятно, как запаха тень облетевшей сирени,
Как воры, как вороны подстерегают меня
Запретного сердца сырые ступени.

Как долго придется без толку и смысла кружить
По сонному кладбищу мумий слепых ожиданий,
Минуту и месяц, и тысячу лет пережить
Напрасного счастья невнятных свиданий.

Но снова во мраке стальные зудят соловьи,
Войдут остриями, и грудь переполнится звуком...
Под солнцем и зеленью щупать дороги свои
Сердечной клюки настороженным стуком...




В какое странное время мы живем! Поистине Россия в начале 80-х прошла через катастрофу значительно более страшную, чем в 17 году, сравнимую, пожалуй, только с началом 17-го века. И катастрофа эта была совсем не геополитическая, а вовсе даже метаисторическая. И мне кажется, что именно Поленов поэтически осмыслил ее для нас, оставив ее позади. Нужно только внимательно прочитать его стихи и все станет понятно, и боль пройдет.



И вот с тех пор прошло уже 25 лет, но что-то не видно никого, собирающегося отливать колокол.

И все таки мы есть!!!

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
prol_prolych
Feb. 10th, 2017 06:39 am (UTC)
"И отовсюду слышен ропот: "русская поэзия умерла и может только скоморошничать и кривляться перед зеркалом, стремясь повторить саму себя"."

Да лан. После Семёныча последние лет десять тащит Быков, который как поет держит достойный уровень.
abrod
Feb. 10th, 2017 06:43 am (UTC)
Да! Быков не поэт, а поет, и в этом качестве держит уровень суперталантливого рифмоплета

Edited at 2017-02-10 06:46 am (UTC)
mamasha23
Feb. 10th, 2017 07:45 am (UTC)
+
veta49
Feb. 10th, 2017 06:45 am (UTC)
Быков? Смеетесь что ли?
black_browning
Feb. 10th, 2017 06:56 am (UTC)
+1
pipirkindt
Feb. 10th, 2017 07:07 am (UTC)

Быков скорее гусский поэт

kaka_lezet
Feb. 10th, 2017 08:27 am (UTC)
Быков ваш, умная, циничная, русофобская тварь. Рифмоплет при этом, да. Неплохой и только лишь. Но в первую очередь он враг русской поэзии.
Anatoly Chuhvichyov
Feb. 10th, 2017 07:22 am (UTC)
Потому, что Россию укусил умирающий зверь. Теперь вместо того, чтобы заниматься делами, приходится выгонять трупный яд.
mamasha23
Feb. 10th, 2017 07:46 am (UTC)
А это есть важнейшее из дел
magrib17
Feb. 10th, 2017 08:03 am (UTC)
"но что-то не видно никого, собирающегося отливать колокол"
---
И не надо зря тратить металл.
abrod
Feb. 10th, 2017 07:43 pm (UTC)
Кому не надо?
magrib17
Feb. 11th, 2017 08:00 pm (UTC)
Подавляющему большинству населения России.
abrod
Feb. 11th, 2017 08:02 pm (UTC)
А Вы откуда знаете, что нужно большинству населения России?
magrib17
Feb. 11th, 2017 11:26 pm (UTC)
Статистика.
Регулярно ходящих к причастию, без чего нельзя называть человека верующим - не более 5 процентов.
Зачем просыпаться остальным от рева колоколов?
skeppdem
Feb. 11th, 2017 09:05 am (UTC)
Согласен, тоже считаю такую "трату" преждевременной. Поднакопится критическая масса ушей потенциальных слушателей, только тогда стОит. А раньше - зряшный перевод ресурса, хуже только "весь пар в свисток".
nuk_naknok
Feb. 10th, 2017 08:32 am (UTC)
так он полЕнов или полЁнов...???
.
nerus_67
Feb. 10th, 2017 10:05 am (UTC)
Опять для русских во всем евреи виноваты...
abrod
Feb. 10th, 2017 10:47 am (UTC)
А это здесь причем?
nerus_67
Feb. 10th, 2017 04:11 pm (UTC)
Да я комментарии почитал и высказался. )
skeppdem
Feb. 11th, 2017 09:07 am (UTC)
у сильного всегда бессильный виноват (С). многотрудная конкуренция и игра судьбы, бгг
sumisokomashiro
Feb. 10th, 2017 04:39 pm (UTC)




Падите
Я пришёл
Уйдите
Я вам не верю
Пока никого не нашёл
Я зверь?
Поклоняйтесь зверю.

Edited at 2017-02-10 04:40 pm (UTC)
(Anonymous)
Feb. 10th, 2017 06:51 pm (UTC)
обычный "серебренный век", в чем оригинальность?
abrod
Feb. 10th, 2017 07:27 pm (UTC)
Для начала никакого отношения к "серебрянному веку", тем более, что сам этот термин объеденил совершенно разных поэтов, по сути не имевших ничего общего.
natali_espoir
Feb. 11th, 2017 03:48 pm (UTC)
Александр, а Вы Башлачева Сашу не слышали? Ныне покойного, правда, но как он, на Ваш взгляд? И, кстати, доводилось ли Вам читывать "Сошествие в Ад" Юрия Поликарповича Кузнецова? Рекомендую.
(no subject) - anigilyator85 - Feb. 11th, 2017 07:35 pm (UTC) - Expand
stangeorge
Feb. 11th, 2017 09:13 pm (UTC)
не гуглиццо
Имеет ли Никита отношение к усадьбе Поленовых на Оке?
abrod
Feb. 11th, 2017 09:49 pm (UTC)
Re: не гуглиццо
Нет. Поленовы ролственников не признают - боятся что чем-то там делиться придется. Бродские впрочем такие же.
vvprohvatilov
Feb. 14th, 2017 06:07 pm (UTC)
реплика
Впервые узнал о нем из Вашего поста. Зачем он уехал...
( 28 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner